Искусство, одухотворение материи, ценность реально

"Понятие, всегда и невозбранно сохраняющее свою природу (в этом его «свобода»!), как бы дважды создает каждую вещь: один раз бессознательно, полагая её как смысл «в инобытии»; другой раз сознательно, полагая её в научном знании как смысл, вернувшийся к себе.
Научная истина есть спокойный, все освещающий и радующий свет и в то же время теплота, в которой все сразу произрастает, и распускается, и раскрывает на просторе жизни свои внутренние сокровища».

Рациональное-иррациональное.

"Искусство снимает с произведений своих «обманчивую видимость дурного, преходящего мира» и сообщает им «высшую, духовно-рожденную действительность», приобщает их «высшей реальности».1943 Дух подчиняет себе чувственную материю, очищает её1944 и одухотворяет; все то, что привнесено дурной случайностью и самозаконностью иррациональной стихии, человеческий дух, внемля зову божественного Духа, отрицает, «снимает» и удаляет.1945 Все же оставляемое «идеализируется»,1946 насыщается значительностью Божия бытия, слагается по его закону, заживает его жизнью. Чувственная наличность сохраняется,1947 но освобождается от оков голой материальности,1948 выводится из чащи конечного бытия и случайной неудачливости.1949 Произведение искусства остается вещью1950 и внешней единичностью;1951 но утрачивает свою дурную самобытность1952 и свое равнодушие к духовному.1953 Чувственное одухотворяется и духовное является в чувственном виде;1954 око зрит «чистое тело внутренней красоты».1955

Искусство достигает того, что чувственный фрагмент, «просветленный»1956 Духом, становится носителем Духа, его осуществленным «образом», в котором нет ничего, что идет не от Духа,1957 который «зачат и рожден», не запятнанный дурной субъективностью.1958 Это означает, что между Идеей и иррациональной стихией осуществляется великое примирение,1959 основанное на взаимном приятии и проникновении.

НЕИМОВЕРНО ВЫСОКО ОБ ИСКУССТВЕ

Материя» становится «адекватною»1967 Духу; она вся через Дух: его «выражение»,1968 его «излучение»,1969 его «манифестация».1970 Подобно тому, как глаз есть «седалище души» и вся душа целиком светится из его глубины, так искусство «делает каждый свой образ тысячеглазым Аргусом так, чтобы внутренняя душа и духовность» сияла из каждого «пункта» его поверхности;1971 и притом вся – отовсюду.1972 Тогда между Духом и чувственностью возникает единство:1973 обе стороны врабатываются,1974 врастают1975 одна в другую; гармония,1976 согласие,1977 созвучие1978 их превращаются в интимную1979 и неразрывную1980 неразличимую1981 сращенность, в «завершенное взаимопроникновение»,1982 в растворенность1983 и поглощенность.1984 Возникает спекулятивное тождество чувственного-индивидуального и сверхчувственного-всеобщего:

ЛЮБОВЬ К ПРЕОБРАЗОВАННОЙ ДУХОМ МАТЕРИИ. МАТЕРИЯ ВЫПОЛНИЛА ЗАМЫСЕЛ БОГА.

В этом высшем спекулятивном симбиозе «истинный образ» истинен потому, что «истина, выраженная им, Идея»;1989 чувственное освящено сиянием Идеи1990 и являет собою «триумф сосредоточенной в себе свободы».1991 Вот откуда проистекает та высшая удовлетворенность1992 и освобожденность,1993 которая присуща созданиям «прекрасного искусства». Образы его полны блаженного покоя,1994 светлого радования,1995 самодовлеющей1996 законченности.1997 «Идеальный образ искусства стоит перед нами, как некий блаженный Бог»,1998 внутренне свободный во внешнем бытии,1999 без заботы об ином,2000 чувственно-духовный; он есть осуществленная в мире красота,2001 «абсолютная Идея».

Суть Удовлетворенности от искусства.

"Нелепо и чудовищно было бы приписывать Богу опасливое, ревнивое скрывание от человека своей благодатной природы. По преданию, еще в Афинах был закон, по которому человек, не позволивший другому зажечь свой огонь об его огонь, присуждался к смертной казни.2016 Даже физическому свету и пламени свойственно сообщаться, распространяться и предаваться «инобытию», не теряя своей природы и не умаляясь в своей силе; тем более свойственно природе Духа пребывать верным себе и не искажаться в откровении, даруемом человеку.2017 Все это может быть ясно и нефилософскому сознанию. Дух Божий свободен от всякой ревности и зависти.2018 Зависть есть отношение одного субъекта к другому; это есть враждебность лишенного к обладающему, нелюбовное, отъединенное противостояние существа, страдающего от своей скудости. И вот, все это мертво в жизни Божией и неприложимо к единой и единственной, всеобъемлющей субстанции. Бог есть бытие не скудное и не ограниченное, но богатейшая тотальность. Он не «противостоит» ничему и не пребывает в отъединении; напротив, он во всем видит и знает только себя, имеет дело только с собою и даже «инобытие» свое, созданное им самим, он возвращает к себе властным зовом и творческим, побеждающим усилием. Самое откровение, исходящее от него, приемлется им же самим: Бог есть субъект, открывающий себя; и Бог есть субъект, восприемлющий под видом человеческого существа свое откровение.2019 Откровение есть Божие самопознание, т. е. сознание им себя в человеческой душе.2020
Это означает, что человеческая душа, переживая религию откровения, исполнена присутствия Божия. Религия есть жизнь, и «только жизнью может быть постигнут и вмещен Бог»;2021 ибо Бог есть сама жизнь. Но тайна откровения состоит в том, что когда человек живет душою «в Боге», то это сам Бог живет в его душе и его душою."

Это Сильнейшее излияние Духа святаго, абсолютная уверенность в теодицее, всегда благость Бога что он приводит всё к себе, сильнейший абзацы!!!

"Правда, религия откровения и философия имеют одно и то же содержание;2032 правда, религия как «достоверная уверенность»,2033 как сознание «объективного содержания истины»2034 несет в себе элементы знания,2035 нуждается в мысли,2036 ведет к философскому познанию;2037 но истинный переход её от чувства и «сердца»2038 к мысли делает её уже философией: только для мысли «содержание религиозного ощущения не есть чувственное созерцание и чувственное представление».2039

О СВЯЗИ и тождественности содержания РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ, переход сердца в мысль.

Оказывается, что сфера «действительности» реальнее, чем сфера предвечной «логической реальности»; что Идея, создавшая себя до мира, не есть еще «истинная» и «настоящая» Идея, что истинная Идея возникает лишь в результате третьей реализации: сращения Понятия с иррациональным быванием.2051 Абсолютная Идея восстает, таким образом, из органического сращения Разума с неразумною чувственностью. Иррациональная стихия является необходимым для Духа и обогащающим его ингредиентом: реализация Духа состоит в постепенном усвоении её, в сращении, побеждающем её беззаконие, но приемлющем её качество."(Ильин. философия Гегеля. Образы мира)

ЗДЕСЬ ПРО Необходимость человека, человеческой святости, обработки истории человечества в приближение к Богу, смысл прогрессивный исторического движения, высший осознанный Оптимизм. Цель человечества  - стать святыми, будьте святы. Этого хочет Идея.

Закончила чтение 1 тома.


Рецензии