Прелюдия и фуга на тему Достоевского
Драгоценный мой брат, так умеющий всё понимать!
Ты скажи мне открыто, не прячь свою душу в подвальчик —
Разве сможет простить изувера родимая мать,
На глазах у которой малюточка-сын — её зайчик! —
Был собаками насмерть затравлен в разгуле страстей?
Посмотри на меня, посмотри и ответь мне без фальши,
Расстрелять ли подонка? — я знаю, ты — не фарисей!
— Расстрелять!
— Браво, схимник, тебе! Коль, потупивши очи,
Приговор сочинил!
— Ой, прости! Я нелепость изрёк…
— Без нелепостей мир оказался б намного короче...,
Если б вовсе стоял…, но и это тебе не в упрёк…
Ведь виновник тому бессердечный и взбалмошный барин —
Мальчуган в его гончую камнем случайно попал… —
На мальчонку нагого спустил он всю свору в угаре,
И бегущего в ужасе парня на клочья порвал.
На глазах у толпы, на глазах у несчастной мамаши,
Упиваясь бедой, обнажив непомерную спесь,
Сам, под вопли: “Ату!” — в лютой дикости гневен и страшен —
Он людское обличье утратил, отпраздновав месть…
Накануне всю ночь тот мальчишка в зловонном сарае
Трепетал и вопил слёзно к “Боженьке!” в скорбной мольбе!
А мамаша потом на чудовищность казни, в раздрае
Обезумев, взирала и жизнь умерщвляла в себе.
Не могу я принять, что в раю, умилившись сердечно,
Эта мать подойдёт и обнимет того барчука:
Он же душу её на земле до того изувечил,
Что желанья прощать невозможно уже на века.
За себя… пусть простит — за свои неземные страданья!
Но за сына, увы, права нет для прощенья никак!
Без отмщенья покинул он мир, и я без содроганья
Не могу допустить примиренья с подонком в веках.
Не хочу! Не хочу, чтобы это когда-нибудь сбылось!
Чтобы этот барчук был оправдан любовью её,
Нет желанья прощать, чтоб в раю расцвела эта гнилость,
Чтобы гниде навечно в Эдеме оформить жильё.
Неотмщённый младенец… во злобе людской виноватый…
Пусть возмездье настигнет мерзавца не где-то потом —
Я своими глазами мечтаю увидеть расплату,
Чтобы всё состоялось при жизни! — стою я на том!
Не могу я принять, что блаженство святых поколений,
На небесных чертогах когда-то устроив приют,
Сохранило бы жизнь навсегда и навеки нетленной,
И не смею помыслить своё пребыванье в раю,
Если вся благодать обусловлена кровью мальчишки…
Для — не только святых! — пусть и грешных, таких же, как ты! —
На слезинке ребёнка! — для всех! — и не будет там лишних…
Ты готов приступить к созиданью проекта мечты?
— Не готов…
— Я не мыслю, что вдруг обретутся такие,
Кто посмеет войти в этот странный и чокнутый рай,
Где страданья младенца дополнят страданья людские,
Если нужно, чтоб боль и страданья текли через край.
Примириться готов, что такой нераскаянный грешник
Унавозит собою — как я! — для гармонии сад,
Но принять не могу, что для этого в качестве пешки
Принесён будет в жертву младенец, как банковский вклад.
Я детишек беру, чтобы выпукло, зримо всё было,
Что гармония рая — совсем никому ни к чему! —
Мне такая цена за блаженство предельно постыла,
Ибо не нахожу оправданья я миру сему.
Но не нужен мне ад — там отмщенье злодею не чаю —
Утверждаю: не Бог мне не люб, но Им созданный мир! —
Свой билетик на вход я с почтеньем Ему возвращаю
До того, как возлягу со всеми, кто собран на пир!
— Это бунт…
— Бунт…? Не этого слова… хотел я услышать…
Этим бунтом я жить не желаю…, скажи, дорогой,
Разве есть во Вселенной, под всей поднебесною крышей
Хоть один, кто, простив, не способен стоять за ценой?
Я готов повторять, что, каких не хлебнул бы страданий,
Каждый может простить, это воля конкретно его!
И родимая мать пусть презреет свои испытанья,
Но страданья ребёнка навеки — превыше всего!
— Ты сказал, есть ли Тот, Кто способен простить беззаветно?
Но Он есть, и отдал всю Свою неповинную кровь
И за всех, и за вся! Ты забыл про Него! И Заветом,
Его Новым Заветом, прощенье даровано вновь…
— А, “Единый Безгрешный”…? Его не забыл. Удивляюсь,
Что так долго терпел и Его не привлёк в этот спор…
Ваши все чуть чего, сразу Им козыряют, играясь,
Ну, а ты, брат, о Нём почему-то молчал до сих пор.
— Есть условие веры: принять непомерную жертву
Ту, что Он предложил за спасение лично меня —
Должен я осознать, что я тоже воскресну из мертвых,
Ибо мёртв я теперь от грехов уходящего дня.
И все эти грехи — и мои, и твои, и любого,
Кто когда бы то ни было жил на просторах земли,
Он Один на Себя принимает и снова, и снова
Ко кресту пригвождает, спасая от гибельной тли.
И одно лишь Ему драгоценно услышать от гордых,
Но способных смирить эту самую подлую спесь,
Что Ему благодарны и что все мы пока ещё годны
В евхаристии славить Его, и что это не лесть.
— Литургия тосклива...
— Я знаю... расслышать обедню —
Это подвиг души, отыскавшей в своих закромах
Островки чистоты, кои, может быть, скудны и бедны...,
Но способны мирское, как жернов, истачивать в прах.
Мир был создан иным! Не малейшей крупицы ни злобы,
Ни греха, ни лукавства, ни трещины — лишь красота
Открывалась в ответ вдохновенному Божьему Слову,
И органом небесным как Трио звучали уста.
Но ничтожный огрызок гармонию грубо нарушил,
И тот мир, что клянёшь, ты, пытаясь на Бога напасть,
По вине человека, увы, стал нелеп и бездушен,
И невинных младенцев глотает надменная пасть.
То, что ты говоришь, только кажется верным и честным...,
Но весь пафос столь жёстких и болью пропитанных слов
Запорошен гордыней и мнением столь неуместным,
Что, мол, ты бы сумел мир устроить без горестных снов...,
Что, мол, ты лишь один сильно нравственней странного Бога,
И так любишь людей, что готов ради них этот рай
Отшвырнуть сгоряча, и, его не касаясь порога,
Чистоплюем прослыть...
— Ну, ты это... хватил через край…!
— Но ещё есть Одна, о Которой не все вспоминают,
Когда речь заведут про Того, Кем спасён человек —
Лучезарный цветок чистоты первозданного рая! —
И Кого сатана искони ненавидит вовек.
Исполняя пророчество праведного Симеона,
Всей стопой наступила на жалящий череп змеи, —
И растоптано жало отныне, со времени оно
Искусавшее пятки рождавшихся дщерей земли.
Ты задумайся сам: кто распял Её Сына на древе?
Как не можешь понять, что грехи — всех на свете людей! —
И твои, и мои! — словно гвозди забиты издревле
В тело Сына Её...
— Так, что каждый из нас есть злодей…?
— В том сомнения нету...!
— Но детки? Мы, — верно…, злодеи!
И я тоже не против: мы хором должны пострадать...,
Но причём тут прощенье? Ты ж это не просто затеял?
— На страдания Сына взирала безмолвная Мать...!
Ты пойми, Её Сына убийцей является каждый...
И Она есть как раз эта Самая Дивная Мать,
На глазах у Которой — я знаю, что это так важно! —
Я и ты, да и всякий распял Её Сына — и знать
Ничего не желает. И более: просит с мольбою,
Если в жизни кошмар вдруг навалится плотной стеной,
Чтоб Она помогла, и покрыла своею любовью
Все печали и беды в плачевной юдоли земной.
И возможно такое по той по простой по причине,
Что Её чистота доросла до пределов таких,
В коих создан был мир, и в такой первозданной святыне
Поселился Господь для спасения чад дорогих…
Так что есть та Одна! — Ей оружие душу пронзило!
Но Она Свою боль залатала, не зная утех, —
Только всех навсегда в Своём сердце нас усыновила
В неусыпной молитве Царицы Небесной за всех!
12 — 28.09.23 (последняя редакция: 29.11.23)
Свидетельство о публикации №123100906918
И есть много людей, которые не могут для себя этот вопрос решить и потому не верят Богу...не принимают Его сценарий сотворения этого мира из за жестокости зла..
Или наоборот..не верят Богу, а потому и не могут решить для себя этот вопрос...
Потому что без Бога нельзя его решить.
Можно ведь содрогаться сердцем, когда читаешь ветхий завет... Вот, такие сцены, например, когда Давид приказал убить паренька за то, что тот, по просьбе царя Саула добил его, чтобы над ним не издевались Филистимляне...
И сколько там вообще было войн и крови, ужас просто...
А всё ради того, чтобы смог родиться на земле Христос...
А иначе и нельзя, видно, было....
Просто, наверное, чтобы примириться со всем этим, и не содрогаться от ужаса и войн, и жестокостей всё продолжающихся, нужно очень сильно верить в любовь Божию..и очень сильно отвергнуться себя.. и довериться Ему...
Самая высшая форма страдания - сострадание...сказал Ф.М.Достоевский
Стефан Цвейг, исследователь творчества Достоевского, удивительно точно вывел формулу сущности философии страдания у писателя. Он пришел к мысли, что только любовь помогает открыть сердце навстречу людям, принять их страдания в свою душу, подняться на высшую ступень страдания – сострадание.
Благодарю вас, отец Алексей, за ваше творчество и глубину важных рассуждений...
С поклоном и уважением к вам.
Лидия Павловна Володина 23.01.2025 18:08 Заявить о нарушении
Языческая парадигма основана на понимании того что во всём виноваты боги, церковное — на том, что все несуразности мира происходят из-за человеческого греха и, таким образом, виновен именно человек. Христианское : "Бог виновник всего", — в своей основе имеет иное отношение к термину 'вина', воспринимаемое, как 'причина', а не 'виноватость'.
Таким образом, Иван Карамазов и слетает с православного понимания мира и жизни, на что ему и старается указать Алёша:
Мир был создан иным! Не малейшей крупицы ни злобы,
Ни греха, ни лукавства, ни трещины — лишь красота
и
То, что ты говоришь, только кажется верным и честным...,
Но весь пафос столь жёстких и болью пропитанных слов
Запорошен гордыней и мнением столь неуместным,
Что, мол, ты бы сумел мир устроить без горестных снов
Я понимаю, что Вы с этим принципиально согласны, но хотелось чётко всё прописать, чтобы не возникало недоумений. И мне очень понравилось Ваше рассуждение, что вопрос о слезинке ребёнка невозможно решить без Бога.
Бог Ветхого Завета и Бог Нового Завета — Один Бог! Но, вот, человек Ветхого Завета и человек Нового Завета могут сильно отличаться друг от друга. Мы всегда судим о Ветхом Завете с точки зрения Завете Нового. Это и правильно и неправильно одновременно. Тем более в наше время, когда наше сознание сильно испорчено гуманизмом, то есть эпохой и мышлением, когда не Бог стал мерой всех вещей, а человек. Тем более в наше время, которое на Западе окрестили постхристианской эпохой, то есть эпохой, в которой человек перестал нуждаться во Христе.
Ветхозаветное сознание достаточно целостно. Эта самая целостность сохраняется в сознании православном, которое, не могу сказать, чтобы в наши дни всецело сохраняло свою исконную целомудренность. Суть в том, что то, что призвано Богом к бытию — сакрально. И, нарушивший эту сакральность, сам подпадает под прещение. Именно это и происходит в приведённой Вами истории о царе Давиде: отрок совершил цареубийство — умертвил помазанника Божия! Здесь еще подспудно возникает вопрос об эвтаназии, которую даже гуманистическое сознание, пока, слава Богу, не принимает. В Ветхом Завете всё очень хорошо выверено, но выверено это относительно, прежде всего, ветхозаветного человека, которого мы плохо понимаем. Если бы мы влезли в его шкуру, нам самим бы было проще дорасти до человека Нового Завета. А пока, только вздрагиваем от ощущения боли и страдания...
Кстати, а Вы не видели "Парсуну" с моим участием, которая так и называется: "Зачем нужна боль?"?
Благодарю Вас за неравнодушие и глубокие мысли, которыми Вы поделились.
А.Т.
Священник Алексий Тимаков 28.01.2025 18:33 Заявить о нарушении
Благодарю вас за такой обширный ответ ...Да, тема в целом для меня ясна...Да, люди ветхого завета были другие..и даже может быть это были прообразы, символы...за грех - смерть...
Царь Соломон убил даже того, кто злословил его отца и даже своего брата... Так он остановил коварство, иначе его царство, наверное, не устояло бы...Бог Ветхого Завета не церемонится, если не исполняют Его завета, и любовь Его и благосклонность к своим верным, а не ко всем...
А в Новом Завете Он совсем другой...хотя, если мы сами ведём себя, как ветхозаветные язычники, то и Он меняется к нам..
А Парсуну с вами я посмотрела..и мне очень понравилась беседа...
Вы там весь открытый, искренний...в общем, настоящий человек и батюшка, слава Богу...даже поделилась со своими...
Все до одного ответа и рассуждения глубоки и верны..
Дай Бог чтобы таких просвещающих бесед было больше.
Про боль я совершенно согласна... У Ф.М.Достоевского в "Преступлении и наказании" есть фраза -" прими страдание". Кажется от Сони Мармеладовой прозвучала впервые, потом в рассказе от Николая, хотевшего взять на себя вину убийства ради страдания, как некоего высшего блага. Без страдания и боли мы никак не можем очистить своё ожесточённое, самолюбивое сердце и хоть немного приблизиться к Богу, нашему спасению и благу.
Хотя, вот, вернуться к фразе "Бог виновник всего".. хоть мы и правильно понимаем, что имеется ввиду причина, а не вина...Но разница между причиной и виной.. очень мала, я думаю. Без причины не могло быть вины..
Бог же знал, что человек падёт...знал. и всё таки, создал этот мир. И Сам раскаивался, что человека создал, и потопил почти всех, кроме Ноя...и это Он знал...
И Сам страдал.
И Сына отдал Своего на смерть, на страдания же...
Значит, Творец, создавая этот мир, Сам шёл на страдания уже тогда, уже тогда распинался Он, зная и понимая всю эту трагедию сотворения существа по образу и подобию Своему, но уже любимого.
Значит, страдание- это ..трудно сказать, но...исцеляюще, отрезвляюще для человека падшего. Пока мы не увидим себя крайне несчастными и беспомощными, низкими и подлыми, мы ничего не понимаем, и думаем, что комфорт это и есть благо...
Благодарю вас, отец Алексей и за Парсуну и за ответ...и за всё..
Храни и помогай вам милосердный Господь...
Лидия Павловна Володина 28.01.2025 19:31 Заявить о нарушении