Мой диалектический шар
В ней проведён Крест и Поперечная линия,
Сфера жива, в движеньи, как будто вода в ней брезжит,
Внешне она как желе, и воздушно легка.
Это как символ жизни, верх - это символ неба,
В сфере она сроднилась с Низом - это земля,
Время в движении - слева направо линия
От прошлого в будущее, центр - это миг сейчас.
И от меня сквозь шар - вся моя жизнь проходит,
От зарождения и до ухода вне,
И если я хочу в жизнь - в сферу я прыгаю голая,
Маленькая, как в детстве, пока без мира извне.
В сфере этой за счет того, что она ограничена,
Уединен, спокоен и гармоничен мир,
Она меня успокоит, если я чем-то взвинчена,
Она для меня - панацея, диалектики пир.
В ней слиты небо, земля, прошлое есть и в будущем,
Это как выдох вечности, соединенность всех,
Это экстазность будды, лодка внутри окружности,
Это стабильность Мысли, это исток всех вер.
Это всевовлеченность, милая Сверхосознанность,
Добрая всевключенность, что стерпит все, как крест,
Там, где конечность, выход - совмещены с источником,
Радостным, как из детства, чистым и полным Есть.
В первый раз мне она явилась тогда под "Лунную",
Ленин про суть Движения лучше всех написал,
Это опора на ВСЕ - что описать чуть трудно мне,
От созерцания сферы чувствую благодать.
Может, эта гениальная формулировка Ленина поможет лучше понять умом, о чем стих. Разница со мной лишь в том, что я все же продлеваю жизнь за грань материи в сферу идей, и вижу их сращивание и единство там и здесь:
"Движение это способ существования материи: оно не может существовать вне материи, и не существует материи без движения[14] — движение неуничтожимо[15];
Движение есть сущность времени и пространства. Два основных понятия выражают эту сущность: (бесконечная) непрерывность (нем. Kontinuit;t) и «пунктуальность» (=отрицание непрерывности, прерывность). Движение есть единство непрерывности (времени и пространства) и прерывности (времени и пространства). Движение есть противоречие, есть единство противоречий."
— Ленин В. И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 231
Подробнее о конкретных мыслях при первом появлении шара - в стихе Лениниана.http://stihi.ru/2023/10/03/5831
Фото: Шар, который предстал мысленному взору примерно такой, только есть еще одна линия внутри - от зрителя вдаль - линия жизни. Я могу быть и внутри, и вне шара, смотреть на него, представляющего жизнь. И одновременно и здесь, и там, в единстве этих двух состояний. (Возможно, это и есть момент Божественного откровения).
Почему Божественного? - потому что это очень сродни тому, что пишут о Любви и присутствии Божием. Только в шаре я объясняю это абстрактнее, через Мысль, избегая этого термина "любовь", который в силу своей часто резкой однонаправленности требует много уточнений сам по себе.
"Евангелие указало Гегелю на приемлющую, примиряющую и сращивающую души силу любви; он повторил этот духовный опыт, усвоил его и увидел в любви ту первоначальную, чувствующую силу души, которая преодолевает видимую «особенность» и «разъединенность» людей. Любовь открылась ему как сила, целостно охватывающая того, кто любит, и дающая ему целостное проникновение в жизнь любимого: она соединяет субъекта и объекта в живое единство,4292 она слагает интимнейшее4293и радостное4294 единение жизней,4295 действительное творческое присутствие одного духа в другом.4296 Любовь есть не «противопоставляющий» рассудок,4297 но соединяющее чувство; она соединяет потому, что сама есть «цельная жизнь»,4298 единая во всем, поглощающая самочувствие единичного субъекта и открывающая ему его единство со всем, его «удвоение» во всем, его полную «безобъектность»4299 и «свободу».4300 Поэтому она в корне исключает всякое противопоставление:4301 и моральную разорванность в личной душе, и социальное разъединение земной жизни, и отлученность души от Отца Небесного.
Любовь не только соединяет человека с человеком, но устанавливает в то же время единство человека с Богом." (Ильин. Философия Гегеля. Раздел Кризис теодицеи. Ссылки - на тексты Herman Nohl. Первой научной работой Ноля стала компиляция и систематизация « Богословских молодежных сочинений » Гегеля).
Свидетельство о публикации №123100805614