6. 8 Семь дней Творения
СТРОЕНИЕ БАШНИ, ИЗОБРАЖАЮЩЕЙ ЦЕРКОВЬ
В ЭТОЙ БАШНЕ НЕ НАЙДУТ ОНИ МЕСТА, А ПОПАДУТ В ИНОЕ, НИЗШЕЕ МЕСТО
Читаем последний стих первой главы Бытия.
БЫТ.1:31 И ВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕ, ЧТО ОН СОЗДАЛ, И ВОТ, ВЕСЬМА ХОРОШО. И БЫЛ ВЕЧЕР, И БЫЛО УТРО: ДЕНЬ ШЕСТОЙ.
Семь дней Творения – это план Божьего домостроительства:
"Мне [Павлу], наименьшему из всех святых, дана благодать сия - благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВО ТАЙНЫ, сокрывавшейся от вечности в Боге" (Еф.3:8,9).
Цель домостроительства – построить на земле Церковь, которая в вечности будет Божьим домом, невестой Христа, а также … святым небесным городом Иерусалимом:
"Всевышний не в рукотворенных храмах живет… Небо - престол Мой, и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего" (Деян.7:48,49);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:25-27);
"И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца… и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога" (Откр.21:9,10).
Невеста Христа, то есть Церковь, была показана ученику Иисуса Христа Апостолу Иоанну в виде небесного города Иерусалима, о чем он написал в последних главах последней Книги Библии Откровении. Об этой же Церкви написал и Моисей в первой главе первой Книги Библии Бытие:
"И СОТВОРИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ПО ОБРАЗУ СВОЕМУ, ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОТВОРИЛ ЕГО, МУЖЧИНУ И ЖЕНЩИНУ СОТВОРИЛ ИХ" (БЫТ.1:27).
У Моисея Церковь изображается не в виде святого небесного города Иерусалима, а в виде совокупного нетленного (нового) человека, который будет иметь образ своего Создателя, то есть Иисуса Христа:
"отложите все: гнев, ярость, злобу… совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где… все и во всем Христос" (Кол.3:8-11);
"[Сын Божий] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано" (Кол.1:15,16).
Церковь будет построена в шестой день Творения. Увидев ее, Бог скажет: "ВЕСЬМА ХОРОШО" (БЫТ.1:31). Но после шестого дня начнется день седьмой, который называется в Библии днем Господним:
"Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; ГОРЬКО ВОЗОПИЕТ ТОГДА И САМЫЙ ХРАБРЫЙ! День гнева - день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и разорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы, день трубы и бранного крика против укрепленных городов и высоких башен" (Соф.1:14-16);
"А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело… предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор.5:3-5).
Начнется день Господа, как и другие дни Творения, с вечера. Для жителей земли наступление дня Божьего будет означать начало великой скорби:
"как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого" (Мф.24:37-39);
"Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет" (Ам.5:18);
"Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше (переход в вечность) зимою (во время вашего охлаждения в вере) или в субботу (когда время благодати на земле закончится и начнется день Господень), ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет" (Мф.24:20,21).
(?) В Мф.24:20 говорится о бегстве верующих. Что означает это бегство?
В Библии не раз говорится о бегстве:
"Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев" (Ис.48:20);
"Выставьте знамя к Сиону, бегите, не останавливайтесь" (Иер.4:6);
"Бегите, дети Вениаминовы, из среды Иерусалима" (Иер.6:1);
"Бегите, спасайте жизнь свою" (Иер.48:6);
"Бегите из среды Вавилона" (Иер.50:8);
"Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой" (Мф.10:23);
"бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить" (1Кор.9:24).
Но бегство верующих в Мф.24:20 можно уподобить исходу Иисуса Христа, который Он обсуждал с Моисеем и Илией на горе Преображения:
"явившись во славе, они говорили об исходе (1841 эксодос) Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лук.9:31).
Тогда речь шла о предстоящей смерти Спасителя:
"вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет" (Мф.20:18,19).
Апостол Петр, когда говорил о своей предстоящей смерти, назвал ее тем же словом эксодос, которое переведено в наших Библиях как отшествие:
"Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия (1841 эксодос) всегда приводили это на память" (2Пет.1:15).
Возможно, перед наступлением великой скорби отшествие (эксодос) верующих будет походить на бегство, о чем Спаситель сказал в 24 главе Евангелия от Матфея…
Каждый христианин о своем исходе или отшествии (1841 эксодос) впервые заявляет уже тогда, когда принимает крещение во имя Иисуса Христа:
"Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть [соединены] и [подобием] воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха" (Рим.6:3-7).
Крещение во Христа подобно исходу евреев из Египта. На этом этапе больших проблем у верующих, как правило, не бывает:
"Верою перешли они Чермное море, как по суше, - на что покусившись, Египтяне потонули. Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении" (Евр.11:29,30).
Но впоследствии у верующих могут возникнуть проблемы:
"мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там; Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана… не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас" (Чис.13:28-32).
В конце же земного странствования, в конце жизненного пути, всем людям придется совершить свой самый главный переход (эксодос) – из мира временного в мир вечный:
"возвратится прах в землю… а дух возвратился к Богу" (Еккл.12:7);
"Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух" (Лук.23:46)…
Об этом последнем переходе Христос сказал как о бегстве, потому что речь шла о последних временах, когда время действия благодати на земле закончится и наступит день Господень:
"велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?" (Иоил.2:11).
Для верующих очень важно, чтобы их эксодос – исход из мира временного в мир вечный – не случился зимой, когда их вера остынет, или в субботу, когда построение Церкви на земле завершится:
"по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф.24:12);
"И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец" (Мф.24:14).
=============
"Осень догорает пламенем листвы,
Вера остывает, люди так черствы.
Каждый выбирает путь своей души,
Воздух леденящий, прямо не дыши…"
(https://vk.com/wall-72767721_1918)
=============
***
В 7 главе Откровения Бог показал Апостолу Иоанну людей, которые спасутся во время великой скорби, то есть в седьмой день Творения. На их головах не будет золотых венцов, как у 24 старцев в 4 и 5 главах Откровения, но в их руках будут пальмовые ветви, которые являются символом победы, а также символом мученичества:
"великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих… один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: ЭТО ТЕ, КОТОРЫЕ ПРИШЛИ ОТ ВЕЛИКОЙ СКОРБИ; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них" (Откр.7:9-15).
=============
Пальма как ХРИСТИАНСКИЙ СИМВОЛ
Пальмовая ветвь… она была принята ранней Церковью в качестве символа победы Христа над смертью. У римлян пальмовая ветвь традиционно считалась символом победы. Это значение было привнесено в христианскую символику, где пальмовая ветвь использовалась как указание на победу мученика над смертью. На картинах с изображением мучеников часто присутствуют пальмы…
Христа часто изображают с пальмовой ветвью, означающей его победу над смертью, но чаще пальмовую ветвь связывают с Его въездом в Иерусалим…
Св. Стефана изображали молодым человеком в облачении дьякона. В руках у него пальма мученичества…
Пальмовые ветви означают славу, триумф, воскресение, победу над смертью и грехом.
(https://ru-teologia.livejournal.com/345951.html)
=============
Таким образом, в седьмой день Творения святые мученики придут на небо "ОТ ВЕЛИКОЙ СКОРБИ", а в шестой день на небо будут взяты те святые, которые царствовали в жизни посредством Иисуса Христа. Они были показаны Апостолу Иоанну в виде 4 животных и 24 старцев:
"После сего [после Послания семи церквам]… голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего [после века Церкви, после периода благодати, после шестого дня Творения]. И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы. И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему" (Откр.4:1-11);
"четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем… И поют новую песнь… Ты был заклан, и Кровию Своею ИСКУПИЛ НАС Богу из всякого колена и языка, и народа и племени" (Отк.5:8,9).
***
Итак, согласно Книге Бытия Божья оценка "ВЕСЬМА ХОРОШО" прозвучит в шестой день Творения. Тогда Церковь, состоящая из побеждающих святых, будет взята на небо к престолу Бога. Эти победители показаны в 4 и 5 главах Откровения в виде 24 старцев и 4 животных. А в 7 главе Откровения в стихах 9-15 показаны верующие ("великое множество"), которые спасутся во время великой скорби, то есть вечером седьмого дня Творения. В связи с этим могут возникнуть вопросы:
(?) Будут ли святые, пришедшие от великой скорби, невестой Христа?
В шестой день Творения будут восхищены на небо, вероятно, только побеждающие святые, которые будут первенцами Богу, то есть первыми плодами земли (имеется в виду, конечно, новая земля, которая была создана в третий день Творения):
"Самые первые плоды земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего" (Исх.34:26);
"И НАЗВАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ СУШУ ЗЕМЛЕЮ, А СТЕЧЕНИЕ ВОД НАЗВАЛ МОРЯМИ. И УВИДЕЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ, ЧТО ЭТО ХОРОШО" (БЫТ.1:10).
Побеждающие святые, подобно Еноху, ходили пред Богом и царствовали в жизни посредством Иисуса Христа. Души этих святых людей во время земной жизни преобразились в образ Христа, поэтому, вероятно, все они будут взяты от земли до наступления великой скорби:
"Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа" (2Кор.3:18);
"И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его" (Быт.5:24);
"знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания" (2Пет.2:9);
"не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого" (Мф.6:13);
"Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его - к воплю их… Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их… Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь" (Пс.33:16-20);
"кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек" (Ин.8:51);
"побеждающий не потерпит вреда от второй смерти" (Откр.2:11).
В Откр.2:11 говорится о второй смерти, но в Библии нет стихов, объясняющих, что следует считать первой смертью…
С аналогичной ситуацией мы сталкиваемся, когда читаем о воскресении:
"Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это - первое воскресение. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет" (Откр.20:5,6).
В Откр.20:5,6 дается определение, что является первым воскресением, но в Библии нет стихов, говорящих о том, что следует считать вторым воскресением.
Можно предположить, что первой смертью в Библии является смерть Адама в Едемском саду:
«И ЗАПОВЕДАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКУ [АДАМУ], СКАЗАВ: "ОТ ВСЯКОГО ДЕРЕВА САДА МОЖЕШЬ ЕСТЬ. ОТ ДЕРЕВА ЖЕ ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, ОТ НЕГО НЕ ЕШЬ, ИБО КАК ТОЛЬКО ВКУСИШЬ ОТ НЕГО, ДОЛЖЕН ТЫ УМЕРЕТЬ"» (БЫТ.2:15,16);
"И УВИДЕЛА ЖЕНА, ЧТО ДЕРЕВО ЭТО ХОРОШО ДЛЯ ЕДЫ И ЧТО УСЛАДА ОНО ДЛЯ ГЛАЗ, И ВОЖДЕЛЕННО ЭТО ДЕРЕВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМА, И ВЗЯЛА ПЛОДОВ ЕГО И ЕЛА, И ДАЛА ТАКЖЕ МУЖУ СВОЕМУ С СОБОЮ, И ОН ЕЛ" (БЫТ.3:6).
Именно эта первая смерть и "перешла" во всех потомков Адама:
"как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили" (Рим.5:12).
Смерть же вторая поражает тех людей, которые, вступив с Богом в Завет, стали душами живыми, однако впоследствии нарушили свое обещание жить по совести:
"крещение… обещание Богу доброй совести" (1Пет.3:21);
"Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить" (Еккл.5:4).
Божий закон требует смерти грешника:
"сделанный грех рождает смерть" (Иак.1:15).
Но Божья милость превозносится над судом (Иак.2:13), и во время великой скорби у людей, которые не очистились от грехов во время благоприятное, все-таки будет возможность омыть и убелить свои одежды Кровью Агнца (Откр.7:9-15).
Святые, которые придут от великой скорби, тоже станут плодами земли:
"[наблюдай] и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою" (Исх.23:16).
Пророк Исайя и Апостол Павел называли святых праведников, которые царствовали в жизни посредством Иисуса Христа, остатком Израиля:
"А Исаия провозглашает об Израиле: хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, [только] остаток спасется" (Рим.9:27);
"Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток" (Рим.11:5).
Вероятно, об этом остатке Израиля говорил и Христос в Своем Послании семи церквам в Асии. Он назвал этот остаток, этих первенцев народа Божьего, ПОБЕЖДАЮЩИМИ святыми:
"ПОБЕЖДАЮЩЕМУ дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия" (Откр.2:7);
"ПОБЕЖДАЮЩИЙ не потерпит вреда от второй смерти" (Откр.2:11);
"ПОБЕЖДАЮЩЕМУ дам вкушать сокровенную манну" (Откр.2:17);
"Кто ПОБЕЖДАЕТ и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками" (Откр.2:26);
"ПОБЕЖДАЮЩИЙ облечется в белые одежды" (Откр.3:5);
"ПОБЕЖДАЮЩЕМУ дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его" (Откр.3:21);
"как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я СОХРАНЮ ТЕБЯ ОТ ГОДИНЫ ИСКУШЕНИЯ, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Откр.3:10).
Пришедшие же от великой скорби не были остатком народа Божьего, тем не менее они будут причислены к победителям:
"Побеждающий облечется в белые одежды" (Откр.3:5).
Всего во время великой скорби спасутся три группы верующих:
1 – Те, которые "ОМЫЛИ одежды свои и УБЕЛИЛИ одежды свои Кровию Агнца" (Откр.7:14).
2 – СТО СОРОК ЧЕТЫРЕ ТЫСЯЧИ, которые будут стоять на горе Сионе вместе с Агнцем (Откр.14:1-5);
3 – "ПОБЕДИВШИЕ ЗВЕРЯ И ОБРАЗ ЕГО", которые будут стоять на стеклянном море и петь песнь Моисея и песнь Агнца (Откр.15:2,3).
***
(?) А что будет с духовными младенцами, о которых Апостол Павел сказал, что они спасутся, но как бы из огня?
"огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1Кор.3:13-15).
В пророческой Книге первого века "Пастырь Ерма" Церковь была показана автору Книги (Ерму) в виде строящейся башни. Строителями башни были Ангелы, а верующие показаны Ерму в виде разных камней. И далеко не все камни оказались пригодными для строительства башни. Некоторые были отброшены в сторону, а иные даже расколоты. Но для некоторых из отброшенных камней все-таки сохраняется возможность спасения, но попадут они в так называемое "НИЗШЕЕ МЕСТО"…
О том же говорил и Апостол Павел:
"в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении" (2Тим.2:20);
"Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?" (Рим.9:21).
=============
ВИДЕНИЕ ТРЕТЬЕ
СТРОЕНИЕ БАШНИ, ИЗОБРАЖАЮЩЕЙ ЦЕРКОВЬ
«…– Видишь ли большую работу?
– Госпожа, ничего не вижу.
– Неужели не видишь против себя великой башни, которая на водах строится из блестящих квадратных камней?
Действительно, строилась квадратная башня теми шестью юношами, которые пришли с нею. Многие тысячи других мужей приносили камни. Некоторые доставали камни со дна, другие из земли и подавали тем шести юношам, они же принимали их и строили. Камни, извлеченные со дна, сразу клали в здание, потому что они были гладкие и ровные и так плотно примыкали один к другому, что соединения их нельзя было заметить, и башня казалась возведенной из одного камня. Камни же, принесенные из земли, не все использовались для строительства. Некоторые из них строители откладывали, потому что были они шероховаты, или с трещинами, или светлы и круглы и не годились для здания башни. А некоторые камни они раскалывали и отбрасывали далеко в сторону. И отброшенные камни, видел я, падали на дорогу и, не оставаясь на ней, скатывались: одни в место пустынное, другие попадали в огонь и горели, иные падали близ воды и не могли скатиться в воду, хотя и стремились попасть в нее.
III. Показав мне это, старица хотела удалиться, но я сказал:
– Госпожа, какая польза мне видеть, но не понимать, что значит это строение? Она отвечала мне:
– Любопытный ты человек, если желаешь понять значение башни.
– Действительно, госпожа, я желаю понять и возвестить братьям, чтобы и они возрадовались, услышав это, и прославили Господа.
– Услышат многие. И, услышавши, некоторые возрадуются, а другие восплачут; впрочем, и последние, если, услышавши, принесут покаяние, также будут радоваться. Выслушай теперь объяснение башни, я открою все, и не докучай мне более об откровении. Откровения эти закончились, ибо имеют предел. А ты не перестаешь требовать откровений, потому что настойчив. Итак, башня, которую видишь строящейся, – это я, Церковь, которая явилась тебе теперь и являлась прежде. Спрашивай же что хочешь о башне, и я открою тебе, чтобы возрадовался ты со святыми.
– Госпожа, если однажды сочла ты меня достойным того, чтобы все открыть мне, то открой, – просил я старицу.
– Все, что следует открыть тебе, откроется, только бы сердце твое было с Господом и ты не сомневался, что бы ни увидел.
– Госпожа, – спросил я ее, – почему башня построена на водах?
– И прежде я говорила тебе, – отвечала она, – что ты любопытен и усердно изыскиваешь; ища – найдешь истину. Слушай же, почему башня строится на водах: жизнь ваша через воду спасена и спасется. А башня основана Словом всемогущего и преславного имени и держится невидимою Силою Господа.
IV. Я на это сказал ей:
– Величественное и дивное дело! А кто, госпожа, те шесть юношей, которые строят?
– Это первозданные ангелы Божьи, которым Господь вверил все свое творение для того, чтобы они умножали, благоустраивали и управляли Его творением: их силами и будет окончено строительство башни.
– А кто те остальные, которые приносят камни?
– И это святые ангелы Господа, но первые выше. Когда окончится строительство башни, они все вместе будут ликовать около башни и прославлять Господа за то, что совершилось строительство башни.
– Желал бы я знать, – сказал я, – какое значение и в чем различие камней.
И она отвечала мне:
– Разве ты лучше всех, чтобы тебе это было открыто? Есть более достойные, которым следовало бы открыть эти видения. Но чтобы прославлялось имя Божие, тебе это открыто и еще откроется ради тех, кто имеет сомнение в сердце своем, будет ли это или нет. Скажи им, что все это истинно и что ничего нет ложного, но все твердо и крепко основано.
V. Выслушай теперь и о камнях, на которых возведено здание. Камни квадратные и белые, хорошо приходящиеся один к другому своими соединениями, это суть апостолы, епископы, учителя и дьяконы, которые ходили в святом учении Божием, надзирали и свято и непорочно служили избранникам Божиим, – как почившие, так и живущие еще доселе, – которые всегда пребывали в мире и согласии и слушали взаимно друг друга: потому-то они и в здании башни хорошо примыкают один к другому. А камни, извлекаемые из глубины и закладываемые в здание и соприкасающиеся с прочими камнями, вошедшими в здание, это суть те, которые уже умерли и пострадали за имя Господа.
– Госпожа, я желаю знать, кого означают другие камни, которые достали из земли.
– Те, которые неотделанными кладутся в основание башни, означают людей, которых Бог одобрил за то, что они жили праведно пред Господом и исполняли Его заповеди. А которые приносятся и кладутся в само здание башни, это суть новообращенные к вере и верные. Ангелами призываются они к совершению добра, и потому не нашлось в них зла.
– А те камни, которые откладываются в сторону возле башни?
Она ответила:
– Это те, которые согрешили и желают покаяться; потому они брошены невдалеке от башни, что будут пригодны, если покаются. Посему желающие покаяться будут тверды в вере, если только принесут покаяние теперь, пока строится башня. Ибо когда строительство окончится, то им уже не найдется места в самом здании, и они, отверженные, только останутся лежать при башне.
VI. Желаешь знать, кто те камни, которые раскалывают и отбрасывают далеко от башни?
– Желаю, госпожа.
– Это суть сыны беззакония, которые уверовали притворно и от которых не отступила неправда всякого рода; потому они не имеют спасения, что не годны в здание по неправедности своей, – они расколоты и отброшены далеко по гневу Господа за то, что оскорбили Его. А значение прошлых камней, которые во множестве видел ты сложенными и не использованными в строительстве, таково. Шероховатые суть те, которые познали истину, но не остались в ней и не находятся в общении со святыми, потому они и не годны. Камни с трещинами – это суть те, которые держат в сердцах вражду друг к другу; будучи вместе, они миролюбивы, но, разойдясь, обретают в сердцах злобу. И эта злоба – трещины в камнях. Камни меньшего размера – это те люди, которые, хоть и уверовали, но имеют еще много неправды, поэтому они коротки.
– Кто же, госпожа, белые и круглые камни, что тоже не идут в здание башни? Она отвечала мне:
– Доколе ты будешь глуп и неразумен? Ты обо всем спрашиваешь и ничего не понимаешь. Белые и круглые камни – это те, которые имеют веру, но имеют и богатства века сего; и когда придет гонение, то ради богатств своих и попечений они отрекутся от Господа.
– Когда же будут они угодны Господу?
– Когда отсечены будут богатства их, которые их утешают, тогда они будут полезны Господу для здания. Ибо как круглый камень, пока не будет обсечен и не лишится некоторых своих частей, не сможет стать квадратным, так и богатые в нынешнем веке, если не лишатся своих богатств, не смогут быть угодными Господу. Прежде всего ты должен знать это по себе самому: когда ты был богат, был бесполезен; а теперь ты полезен и годен для жизни; ты и сам был из числа тех камней.
VII. Прочие же камни, которые ты видел, были отброшены далеко от башни, катились по дороге и с дороги скатывались в места пустынные, означают тех, которые, хотя уверовали, но, по сомнению своему, оставили истинный путь, думая, что они могут найти лучший. Но они обольщаются и бедствуют, ходя по путям пустынным. Камни, упавшие в огонь и горевшие, означают тех, которые навсегда отказались от живого Бога и которым, по причине преступных похотей, ими творимых, уже не приходит мысль покаяться.
– Кого же означают камни, которые падали близ воды и не могли скатиться в нее?
– Тех, которые слышали Слово и желают креститься во имя Господа, когда приходит им на память святость истины, но потом они уклоняются и опять предаются своим порочным пожеланиям.
Так она окончила объяснение башни. Но я, будучи настойчив, спросил ее:
– Есть ли покаяние для тех камней, которые отброшены, и будет ли им место в этой башне? Она сказала:
– Есть для них покаяние; но В ЭТОЙ БАШНЕ НЕ НАЙДУТ ОНИ МЕСТА, А ПОПАДУТ В ИНОЕ, НИЗШЕЕ МЕСТО, причем тогда, когда они пострадают и исполнятся дни грехов их. И за то они будут переведены, что приняли Слово истинное. И тогда избавятся они от наказаний своих, когда содрогнутся сердцем от порочных дел, ими сотворенных, и они покаются. Если же они не опомнятся, то не спасутся из-за упорства своего сердца.
VIII. Когда я перестал спрашивать старицу обо всем этом, она предложила:
– Хочешь увидеть еще что-то?
И так как я очень желал увидеть, то радость отразилась на лице моем. Взглянув на меня, она улыбнулась и спросила:
– Видишь семь женщин вокруг башни?
– Вижу, госпожа.
– Башня эта по распоряжению Господа ими поддерживается. Слушай теперь об их действиях. Первая из них, которая держит башню руками, называется Верою; посредством нее спасаются избранники Божии. Другая же, которая перепоясана и ведет себе мужественно, называется Воздержанием, она – дочь Веры. Кто последует за нею, будет блажен в своей жизни, ибо удержится от всех худых дел и всякой злой похоти и станет наследником вечной жизни.
– Кто же другие пять, госпожа?
– Дочери одна другой. Одна называется Простотою, другая Невинностью, третья Скромностью, четвертая Знанием, пятая Любовью. Поэтому, когда исполнишь дела матери их, тогда сможешь и все соблюсти.
– Хотел бы я знать, госпожа, какую каждая из них имеет силу?
– Слушай, – отвечала она, – силы их одинаковы: они связаны между собою и следуют одна за другою, как и рождены. От Веры рождается Воздержание, от Воздержания Простота, от Простоты Невинность, от Невинности Скромность, от Скромности Знание, от Знания Любовь. Действия их чисты, целомудренны и святы, и кто послужит им и будет в силе исполнять дела их, тот будет иметь обитель в башне со святыми Божиими.
Я спросил ее о времени, не конец ли уж теперь. Но она громко воскликнула:
– Неразумный человек! Неужели не видишь ты, что башня все еще строится? Когда башня будет построена, тогда и будет конец. Не спрашивай у меня ничего более. И этого напоминания и обновления душ ваших достаточно для тебя и для всех святых. Не для тебя одного это открыто, но чтобы ты возвестил всем. Итак, по прошествии трех дней ты, Герма, должен уразуметь следующие слова, которые имею сказать тебе, чтобы ты довел их до ушей святых, дабы, слушая и исполняя их, очистились от своих неправд – и ты вместе с ними.
IX. Послушайте меня, дети. Я воспитала вас в великой простоте, невинности и целомудрии, по милосердию Господа, который излил на вас правду, чтобы вы очистились от всякого беззакония и лжи, а вы не хотите отступиться от неправд ваших. Итак, теперь послушайте меня. Живите в мире, заботьтесь друг о друге, поддерживайте себя взаимно и не пользуйтесь одни творениями Божиими, но щедро раздавайте нуждающимся. Некоторые от многих яств наносят вред своей плоти и истощают ее. А у других, не имеющих пропитания, также истощается плоть оттого, что нет в достатке пищи и гибнут тела их. Такое невоздержание пагубно для тех, кто имеет и не делится с нуждающимися. Подумайте о грядущем суде. Вы, кто превосходит других богатством, отыскивайте алчущих, пока еще не окончена башня. Ибо после, когда завершится строительство, пожелаете благотворить, но не будет вам места. Итак, смотрите вы, гордящиеся своими богатствами, чтобы не восстенали терпящие нужду, стон их взойдет к Господу – и удалены вы будете со своими сокровищами за двери башни. Тем теперь говорю, кто начальствует в Церкви и главенствует: не будьте подобны злодеям. Злодеи, по крайней мере, яд свой носят в сосудах, а вы отраву свою и яд держите в сердце; не хотите очистить сердец ваших и чистым сердцем сойтись в единомыслие, чтобы иметь милость от Великого Царя. Смотрите, дети, чтобы такие разделения ваши не лишили вас жизни. Как хотите вы воспитывать избранников Божиих, когда сами не имеете научения? Поэтому вразумляйте себя взаимно и будьте в мире между собою, чтобы и я, радостно представ пред Отцом вашим, могла дать отчет за вас Господу.
X. Когда она перестала говорить со мною, пришли те шесть юношей, которые строили, и понесли ее к башне, а другие четверо взяли скамью и также отнесли ее в башню. Лица сих последних я не видал, потому что они были обращены в другую сторону. Когда она удалялась, я просил ее объяснить различные облики, в которых являлась она мне. Но она сказала в ответ:
– Это пусть другой объяснит тебе.
А явилась она мне, братья, в первом видении, в прошлом году, очень старою, сидящею на кафедре. Во втором видении она имела лицо юное, но тело и волосы старческие, и беседовала со мною стоя; впрочем, была веселее, нежели прежде. В третьем же видении она вся была гораздо моложе, с прекрасным лицом, но со старческими волосами; она была вполне весела и сидела на скамейке. И очень я печалился, что не понятны мне такие различия, пока не увидел во сне ночном ту старицу, и она сказала мне:
– Всякая молитва нуждается в смирении, поэтому постись и получишь от Господа, чего просишь.
Итак, я постился один день, и в ту же ночь явился мне юноша и сказал:
– Почему ты так часто в молитве просишь откровений? Смотри, чтобы, прося многого, не повредить тебе своей плоти. Достаточно для тебя и этих откровений. Сможешь ли видеть откровения еще больше тех, которые видел?
– Господин, я об одном только прошу, чтобы мне было дано полное объяснение насчет трех обликов той старицы.
– Доколе будете вы неразумны? – укорил он. – Сомнения ваши делают вас неразумными, потому что не имеете в сердцах ваших устремления к Господу.
Я отвечал ему:
– От тебя мы узнаем об этом вернее.
XI. – Слушай, – сказал он, – об обликах, которые тебя интересуют. Почему в первом видении явилась тебе старица, сидящая на кафедре? Потому что дух ваш обветшал и ослабел и не имеет силы от грехов ваших и сомнений сердца. Ибо как старцы, не имеющие надежды на обновление сил, ничего другого не желают, кроме успокоения на ложе, так и вы, обремененные житейскими делами, впали в беспечность и не возложили попечении своих на Господа; одряхлел ваш разум и состарились вы в печалях ваших.
– Я желаю узнать, господин, почему она сидела на кафедре?
– Потому, – отвечал он мне, – что всякий немощный сидит на седалище по причине своей слабости, чтобы имело поддержку немощное тело его. Вот тебе смысл первого явления.
XII. – Во втором видении ты видел ее стоящей, с помолодевшим лицом и более веселою, нежели прежде; а тело и волосы были у нее старческие. Выслушай и эту притчу. Когда кто сильно состарится и отчается в самом себе из-за своей слабости и бедности, то ничего другого не ожидает, только последнего дня своей жизни. Но вдруг получает он наследство. Узнав об этом, он вскакивает повеселевший, к нему возвращаются силы, обновляется дух его, который одряхлел от прежних дел; он уже не лежит, но, восставши, мужественно действует. То же произошло и с вами, когда услышали вы об откровении, которое Бог сообщил вам. Господь сжалился над вами и обновил дух ваш – и вы отложили свои немощи, пришло к вам мужество, вы укрепились в вере, и Господь, видя вашу верность, возрадовался. Поэтому показал Он вам строение башни – и иное покажет, если будет между вами чистосердечный мир.
XIII. В третьем видении ты видел, что она еще моложе, прекрасна, весела и лицо ее светло. Сравнить это с тем можно, как если бы к печалящемуся человеку пришел добрый вестник – тотчас он забыл бы прежнюю скорбь, ни о чем другом не думал, как об услышанной им вести; ободряется и обновляется дух его от радости. Так точно и вы получили обновление душ ваших, узнав такие блага. А что ты видел ее сидящею на скамье – это означает твердое положение, так как скамейка имеет четыре ножки и стоит твердо, да и мир поддерживается четырьмя стихиями. Поэтому и те, которые всецело, от всего сердца покаются, помолодеют и окрепнут. Теперь имеешь ты полное объяснение. Не проси более никаких откровений. Если же нужно будет, то откроется тебе».
("Пастырь Ерма")
*** *** ***
«"Пастырь Ерма"… раннехристианская книга, встречающаяся в древних рукописях рядом с каноническими текстами Нового Завета. Традиционно датируется II веком. Известна в греческом подлиннике и в латинском и эфиопском переводах; достаточно объёмна (примерно равна Евангелиям Матфея и Марка, вместе взятым). Всегда пользовалась большим уважением у христиан, но не была принята Церковью в канон священных книг.
По форме изложения принадлежит к апокалиптической литературе: автор указывает на близость второго Христова пришествия и общего суда. Согласно тексту, автор жил в Риме, во время папы Климента, был сначала богат, занимался мирскими делами, не всегда соблюдал правду, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг, и за то был наказан от Бога потерей богатства. Недоумевая о причинах постигшего его бедствия, Ерма (Герма) был вразумлён рядом случившихся ему видений. Эти наставления и видения, записанные им, образуют текст из трёх частей:
1) описание четырёх видений;
2) двенадцать нравственных правил;
3) десять подобий, из которых каждое заключает в себе определённую истину.
Примечательно мнение Ерма, что каждый человек, в продолжение всей своей земной жизни, сопровождается одним добрым и одним злым ангелом.
На русский язык переведена протоиереем Петром Преображенским (1862)».
(https://ru.wikipedia.org/wiki/«Пастырь»_Ерма)
=============
***
В 9 главе Бытия говорится о проклятии Ханаана:
"Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему" (Быт.9:24-27).
(?) Что означает в Библии проклятие Ханаана?
Праведный Ной может означать Бога Отца. Тогда построение Ноем деревянного ковчега означает, что Бог дал людям Сына:
"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин.3:16).
Дети Ноя в Библии обозначают детей Божьих. Разумеется, дети всегда рождаются по образу и подобию своего родителя, поэтому в 9 главе Бытия Бог сказал Ною и сыновьям его, что человек создан по образу Божьему:
"[после потопа] БЛАГОСЛОВИЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ НОАХА И СЫНОВЕЙ ЕГО, И СКАЗАЛ ИМ: "ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ… КТО ПРОЛЬЕТ КРОВЬ ЧЕЛОВЕКА, ТОГО КРОВЬ ПУСТЬ ПРОЛИТА БУДЕТ ЛЮДЬМИ, ИБО ПО ОБРАЗУ ВСЕСИЛЬНОГО СОЗДАЛ ОН ЧЕЛОВЕКА" (БЫТ.9:1-6).
Для детей Ноя пережить в ковчеге потоп – это то же, что для христианина пережить во Христе смерть и воскресение:
"вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге" (Кол.3:3);
"быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых" (Кол.2:12).
Во Христе верующие рождаются от Духа и становятся новым человеком:
"Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17).
Как ковчег Ноя спас детей Ноя от потопа (от вод Божьего осуждения), так и Христос сегодня спасает верующих от вечной гибели:
"нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе" (Рим.8:1);
"нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян.4:12).
***
В Библии говорится о том, что после потопа за грех Хама Ной проклял его сына Ханаана. Это значит, что Ханаан не будет невестой Христа (небесным Иерусалимом), потому что в святом граде не будет ничего проклятого:
"И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нем [в Иерусалиме], и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:3).
Следовательно, можно согласиться с автором книги "Пастырь Ерма", который говорит, что на небе будет некое "НИЗШЕЕ МЕСТО", в котором смогут жить те спасенные души, которым не будет позволено жить в Небесном Иерусалиме:
"И не войдет в него [в Небесный Иерусалим] ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни… И ничего уже не будет проклятого" (Откр.21:27-22:3).
И тут приходят на память так называемые города-убежища в земле Ханаанской, коих было ровно шесть:
"объяви сынам Израилевым и скажи им: когда вы перейдете чрез Иордан в землю Ханаанскую, выберите себе города, которые были бы у вас городами для убежища, куда мог бы убежать убийца, убивший человека неумышленно; и будут у вас города сии убежищем от мстителя, чтобы не был умерщвлен убивший, прежде нежели он предстанет пред общество на суд. Городов же, которые должны вы дать, городов для убежища, должно быть у вас шесть: три города дайте по эту сторону Иордана и три города дайте в земле Ханаанской; городами убежища должны быть они; для сынов Израилевых и для пришельца и для поселенца между вами будут сии шесть городов убежищем, чтобы убегать туда всякому, убившему человека неумышленно" (Чис.35:10-15).
В Ветхом Завете города-убежища предназначались для тех, кто убьет человека неумышленно. Но в Новом Завете Христос дает объяснение заповедям Моисея, как бы снимая с них покрывало буквы:
"Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной" (Мф.5:21,22).
Таким образом, орудием убийства, к сожалению, может быть и наш язык:
"язык - огонь, прикраса неправды… оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны… неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда" (Иак.3:6-8)…
=============
«УБЕЖИЩЕ, ГОРОДА УБЕЖИЩА
Первоначальное учреждение городов убежища подробно описано в кн. Числ (Чис.35:10–15). Как в патриархальные времена до Моисея, так при Моисее и после него человеческая жизнь считалась весьма священной. Сознательный убийца был осуждаем на смерть и, даже убивши своего ближнего ненамеренно, подвергался опасности отмщения со стороны его ближайшего родственника (отмстителя за кровь). Впрочем, эта суровая справедливость растворялась милосердием, так как для таких невольных убийц были назначены особые города: три Моисеем на в. берегу Иордана и три Иисусом Навином на западном, как города убежища, в которые мог бежать и спасаться невольный убийца и оставаться в них, по исследовании дела, до смерти первосвященника (Чис.35:10–32, Втор.19:7–13, Нав.10:1–8).
Города убежища на в. берегу Иордана были следующие: Бецер, Рамоф и Голан (Втор.4:43), а на з. берегу – Хеврон (Нав.21:13), Сихем (Нав.21:21) и Кедес (IПар.6:74).
В каждый из означенных городов мог бежать несчастный, невольный убийца и спасаться в нем от мстителя крови. По свидетельству раввинов, дороги в означенные города были всегда свободны, находились в хорошем состоянии, а по направлениям, ведущим к ним, стояли указательные столбы, и вообще убийце давалась полная возможность спастись туда бегством от руки мстителя.
Если по исследовании дела оказывалось, что он повинен в умышленном убийстве, то его удаляли даже из города убежища и предавали смерти (Чис.35:31–32); если же находили, что он совершил преступление невольно или случайно, то ему дозволялось жить в городе убежища, но не выходить за пределы оного до смерти первосвященника. Жилище давалось таковому безвозмездно, граждане обучали его какому-либо ремеслу или искусству, и таким образом он приобретал себе средства к пропитанию; но если по какой-либо случайности отмститель крови встречал его за пределами города, то мог убить его и остаться безнаказанным (Чис.35:26–27).
Были города убежища и у других народов древности, у греков и римлян. Так, напр., Дафны близ Антиохии был городом убежища (2Мак.4:33–34). Храм Дианы в Эфесе также считался местом убежища и др. Вообще же храмы и алтари в древности, помимо городов, считались местами убежища для невольных убийц (Исх.21:14). Так, мы читаем, что Адония и Иоав, по смерти Давида, опасаясь за свою жизнь, убежали к жертвеннику и ухватились за рога оного.
Впрочем, это святое место убежища не спасло Иоава. Он был умерщвлен, несмотря на принятую предосторожность (3Цар.1:50–51, 3Цар.2:28–31). Так, в греческой истории мы читаем, что Павзаний, подвергаясь опасности лишиться жизни, убежал в капище Минервы, но посланные за ним убийцы завалили двери капища и обрушили потолок, чтобы он скорее там умер».
(Библейская энциклопедия)
=============
***
Возможен вопрос иного плана:
(?) Если Ной является прообразом Бога Отца, а Бог, как известно, является невидимым духом (Ин.4:24), тогда каким образом Хам мог согрешить против своего Небесного Отца?
В Библии нагота означает вину людей:
"[после согрешения Адама и Евы] ОТКРЫЛИСЬ ГЛАЗА ИХ ОБОИХ, И УЗНАЛИ, ЧТО НАГИ ОНИ, И СШИЛИ СМОКОВНЫЕ ЛИСТЬЯ И СДЕЛАЛИ СЕБЕ ОПОЯСАНИЯ" (БЫТ.3:6,7).
Конечно, в Праведном Боге никакой неправды или вины (наготы) быть не может в принципе. Но среди христиан есть мнение, что грехом Хама может быть … осуждение братьев, так как злословящие других людей при этом косвенно обвиняют их родителей! Они как бы заявляет: вот был бы я их отцом, я воспитал бы их надлежащим образом…
Возможно, поэтому Бог и запрещает людям судить других людей:
"Один - Законодатель и Судья, могущий спасти и погубить. Ты же кто, судящий ближнего?" (Иак.4:12, пер. епископа Кассиана).
Христос приходил на землю, чтобы не судить грешников, но спасти, и умер Он именно за грешников, а не за тех, кто, считая себя безгрешными, все норовят залезть на судейский престол:
"Не злословьте друг друга, братья. Злословящий брата или судящий брата своего злословит Закон. Если же ты судишь Закон, ты не исполнитель Закона, но судья" (Иак.4:11, пер. епископа Кассиана);
"Христос… умер за нечестивых" (Рим.5:6);
"Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Мф.18:11);
"Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его… А ты что осуждаешь брата твоего… что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов" (Рим.14:4-10);
"У Меня отмщение и воздаяние" (Втор.32:35).
Поэтому Библия говорит:
"неизвинителен ты, всякий человек, судящий [другого], ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя [другого], делаешь то же" (Рим.2:1).
***
Еще в Ветхом Завете говорится о жителях ханаанского города Гаваона, которые хитростью добились пощады от вождя евреев Иисуса Навина:
«Иисус призвал их и сказал: для чего вы обманули нас, сказав: "мы весьма далеко от вас", тогда как вы живете близ нас? за это прокляты вы! без конца вы будете рабами, будете рубить дрова и черпать воду для дома Бога моего! Они в ответ Иисусу сказали: дошло до сведения рабов твоих, что Господь Бог твой повелел Моисею, рабу Своему, дать вам всю землю и погубить всех жителей сей земли пред лицем вашим; посему мы весьма боялись, чтобы вы не лишили нас жизни, и сделали это дело; теперь вот мы в руке твоей: как лучше и справедливее тебе покажется поступить с нами, так и поступи. И поступил с ними так: избавил их от руки сынов Израилевых, и они не умертвили их; и определил в тот день Иисус, чтобы они рубили дрова и черпали воду для общества и для жертвенника Господня; - посему жители Гаваона сделались дровосеками и водоносами для жертвенника Божия, - даже до сего дня, на месте, какое ни избрал бы [Господь]» (Иис.Нав.9:22-27).
Когда Иисус Навин узнал об обмане, он проклял Гаваонитян, однако сохранил им жизнь:
"И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде" (Лук.16:8).
Конечно, и Гаваонитяне, и потомки Хама, и "неверные управители" не будут святым небесным городом Иерусалимом, то есть победителями, но и спасение они не потеряют. Возможно, они и будут жить в том самом "НИЗШЕМ МЕСТЕ".
В последней главе Библии говорится, что в небесном Иерусалиме листья дерева жизни будут использоваться ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ НАРОДОВ:
"И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его [Иерусалима], и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - ДЛЯ ИСЦЕЛЕНИЯ НАРОДОВ" (Откр.22:1,2).
Следовательно, в вечную жизнь смогут войти и те люди, которые будут нуждаться в Божьем исцелении:
"лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый… лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый… лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную" (Мар.9:43-47);
"И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Бога твоего, и делать угодное пред очами Его, и внимать заповедям Его, и соблюдать все уставы Его, то не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет, ибо Я Господь, целитель твой" (Исх.15:26).
Свидетельство о публикации №123100804077