Начало. Святой Дух, дыхание и дух Божий. Отличия
Он направит стези твои. (Притч.3:6 )
1. Приходится признать, что Святой Дух и дух Божий – не оно и то же Лицо.
Святой Дух входит в Святую Троицу наравне с Богом Отцом и Сыном. Все Три Лица (Ипостаси) по сущности и природе - Бог.
Святой Дух – это Исполнитель Воли Божией, имеющий в себе Энергию Вечной Жизни, и в Ней – Дар Божий - Семя – Слово - Логос (Сын БОЖИЙ).
Схематически структуру Божественного Мира на бесконечной плоскости можно представить как концентрические окружности, где Наибольший круг символизирует сферу активного действия БОГА. И эта сфера бесконечна и вечна, в Ней в разных измерениях присутствуют невообразимое количество сотворённых БОГОМ миров и вселенных.
Но БОГ сотворил ещё одно чудо - ОН приобщил людей к Величию своего творения, приоткрыв им самую малейшую и ближайшую к Земле частичку Мироздания так,
что каждый человек может постоянно лицезреть это чудо из чудес, самую фантастическую фантастику - ЗВЁЗДНОЕ НЕБО над головой с миллиардами звёзд и планет, и загадочными, недосягаемыми галактиками.
Не чудо ли, что нам дано видеть так бесконечно далеко? Казалось бы, нет от этого никакой практической пользы. Зачем нам это в земной жизни??? А в неземной?
Быть может, важно, чтобы мы подняли глаза от суеты, забот и тревог и устремили взгляд в Небеса к БОГУ, чтобы почувствовали себя причастными к грандиозному Его творению и познали, что у БОГА нет пределов ни времени, ни пространства, чтобы ощутили Бесконечность, Величие и Всемогущество нашего Творца?!!
"Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь." (Рим.11:36)
БОГ Велик! И это - наш БОГ, о котором очень немногое, но всё-таки нам открыто, и которому как Богу-Отцу мы молимся:
Отче наш, Который на небесах!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;... *****
Но что же находится за пределами Большого Круга? За пределами сферы активного действия нашего БОГА?
Вокруг простираются, Вечные и Бесконечные Божественные и Сверхбожественные Сферы трансцендентного Бытия, недоступные для человеческого разума и какого-либо познания.
Впрочем, нам ли сожалеть о недоступности познания трансцендентного Сверх- Божества, если мы не можем познать нашего Бога-Отца, Христа – Сына Божьего, Святого Духа, Которые рядом с нами, и мы - в Них, а Они - в нас?!
Более того, мы сами себя не знаем, не понимаем и не спасаем для Вечной жизни, а живём, не задумываясь, как придётся.
А между тем, в человеке есть Образ Божий, и познавая себя, мы можем увидеть в себе и ощутить Всемогущего Бога, Творца нашего и Спасителя.
И никто нам этого запретить не может, нужно только желание и решимость, чтобы сделать первый шаг навстречу БОГУ. И Отец Небесный с радостью и любовью встретит нас, как своих заблудших сыновей и дочерей, которые были духовно мертвы - и ожили. Как это сказано в притче "О блудном сыне".
Однако же, вернёмся к теме.
2. Мы рассмотрели только сущностные ипостаси БОГА – Отца, Сына и Святого Духа, производящие, имеющие в Себе и дарующие Вечную Жизнь (ВЖ), и Её накопитель - Божию Энергию ВЖ (Древо вечной жизни - на Библейском языке).
Отец - Абсолютный Разум рождает Мыслеобраз мироздания - Своего Сына – идею, семя, слово как Свой Образ, и по этому Образу будет созидаться мироздание, с неисчислимым числом вселенных.
"В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на;чало быть, и без Него ничто не на;чало быть, что на;чало быть." *
Но кто же будет Исполнителем, строителем всего этого великолепия?
И где взять "строительный материал"?
Дело в том, что в БОГЕ кроме Трёх сущностных Ипостасей (Отца, Сына и Св. Духа) есть и несущностные ипостаси – это дух Божий и энергия Божия (в том числе, энергия жизни (земной)).
Они не имеют источника жизни в себе, но, по природе своей, также являются Богом (проявлением Бога) – его действием и силой.
Заметим, что в БОГЕ всё существующее разумно, личностно, ипостасно, благодатно**
Дух Святой и дух Божий по природе одно – Бог и Дух (дух), но по сущности отличаются кардинально.
дух Божий – это также исполнитель Воли Божией, делатель, двигатель, он творит материальные формы, несёт от Бога энергию жизни (земной) и многочисленные дары: дар пророчества, таланты, истину и т.п.
дух Божий не может существовать и действовать без собственной энергии, так же и энергия без духа существовать не может, в ней всегда присутствует дух. Они составляют единое целое.
Они, будучи проявлением Бога, несут в себе друг друга, но также, в каждом из них присутствует печать образа Св.Троицы.
Энергия может частично отделиться от духа и жить своей самостоятельной жизнью, при этом в ней всё равно присутствует дух, хотя бы в малейшей степени.
А как это выглядит на нашей символической иллюстрации? Где пребывают несущностный дух Божий и Бож. энергия? Конечно же, в самом центре наших концентрических окружностей, причём, самый внутренний круг (в наибольшем удалении от Бога Отца) отображает энергию … пока ещё Божию.
3. Но, вернёмся к Духу Святому, духу Божьему и энергии.
Дух Святой и дух Божий, исходящие от Отца, мгновенно исполняют Волю Божию, всё созидают в соответствии с Логосом (по Образу Божию), всё наполняют, несут слово Божие, энергии Божии, сеют семена жизни: дух Божий - временной, в отличие от Святого Духа, сеющего семена Вечной жизни.
дух Божий вдувает в человека энергию жизни, и человек становится душою живою.
Это происходит во чреве матери, когда ещё нет биения сердца, зародыш не дышит лёгкими, поскольку сердца и лёгких ещё нет, но в нём уже есть Божий дух, вдохнувший в зародыш жизнь души и поддерживающий в ней дыхание жизни. Отсчёт мгновений жизни души начинается с момента зачатия (оплодотворения).
Быт.2:7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Иов.33:4 дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь.
Когда человек рождается у матери, воздух является образом духа, дающим дыхание жизни физическому телу.
4. Итак. Самое Главное отличие Святого Духа от духа Божьего то, что первый является Богом не только по природе, но и по сущности, и, входя в Святую Троицу имеет в себе источник Вечной Жизни, также, как Отец и Сын.
А второй – является Богом по природе, но не по сущности, и не имеет Вечной жизни в себе.
Однако некоторые функции у них схожи - они являются посланниками Отца, несущими дары Божии, целеустремлёнными и скорыми исполнители Воли Божией.
Разумеется, с некоторой натяжкой, можно рассматривать Дух Святой как высшую (сущностную) часть несущностного духа Божьего, поскольку и тот, и другой является (Д)духом Божьим (а кем же ещё?).
Святого Духа ап. Павел называет Святым Духом Божиим.
Еф.4:30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия
Часто в Евангелие Святого Духа именуют просто - Духом Божиим. *****
1Кор.3:16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
К сожалению, возникают недоразумения и путаница из-за того, что в некоторых переводах Библии дух Божий пишется ошибочно как Дух Божий, что может искажать смысл текста.
Ориентиром может служить тот факт, что в Ветхом Завете речь идёт, как правило, о духе Божием, а в Новом Завете – о Святом Духе.
А вот Святым Духом духа Божьего назвать можно не всегда, ибо у Святого Духа есть особые функции.
Велика роль Святого Духа (Духа Божьего) на этапе рождения Сына Божьего (Логоса) и частных логосов, как Образов Божиих всего Творения и отдельных тварей, предназначенных для вечности, а также на этапе рождения сынов Божьих, оБОжения человека и мира.
К тому же Дух Святой (Дух Божий) – Единственный, а дух Божий может разделяться на множество духов.
Тем более, что духами Божьими можно назвать и Ангелов Божиих, и семь огненных светильников и семь очей, которые суть семь духов Божиих из Откровения ап. Иоанна.****
«(Говорит) Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв». Откр.3:1
Что такое Дыхание Божие? Бог Отец вдыхает энергию славы и любви творения,
выдыхает энергии жизни, Своей любви, премудрости, благодати и т.п.
Из Него исходит Дух Святой и дух Божий, а с ними - энергии, Семя (Слово) Божие, из которого вырастает Сын Божий как Божественный Образ оБОженного мироздания, который в конце времён входит в Отца, и БОГ становится "всё во всём".
Примечание
*Как и сказано: «В начале было Слово, и Слово было к Богу, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на;чало быть, и без Него ничто не на;чало быть, что на;чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. (Ин.1-5)
** Об ипостасях и их взаимодействии.
Ипостась. Иерархические и сетевые ипостасные структуры
***3Ездр.16:62 Он сотворил человека и положил сердце его в средине тела, и вложил в него дух, жизнь и разум и дыхание Бога всемогущего, Который сотворил все и созерцает все сокровенное в сокровенных земли. Он знает намерение ваше и что помышляете вы в сердцах ваших, когда грешите и хотите скрыть грехи ваши.
****Откр.4:5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
Откр.5:6 и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
1Ин.4:2 Духа (духа) Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога;
***** Молитва, которую открыл людям Иисус Христос (Сын Божий):
Отче наш, Который на небесах!
Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе;... *****
хлеб наш насущный дай нам на сей день;
и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.
Ибо Твое есть Царство и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь. (Лк.11:2-4)
Свидетельство о публикации №123100707765