Обзор Игоря Бирюкова

О, какое же это неблагодарное дело - оценивать «анонимные» работы! Работа минёра с последствиями для собственного мозга. Жуткая опасность подорваться на том, что автор мог в одном отдельном стихотворении поэкспериментировать, уйти от собственной манеры, стилизовать и прочее. Когда ты знаешь определённого поэта и представляешь его возможности, то невольно соотносишь прочитанное с памятью его прошлых работ, чтобы лучше понять некоторые нюансы, закрыть глаза на упущения, упрощения и т. п.
Перед тобой чистый текст: может быть неудача или шутка большого автора, а может быть вспышка от начинающего...
Очень кратко о своих «критериях».  Техника, разбор мелких деталей — это не ко мне. Я стараюсь не расчленять на руки-ноги-голову, а обращать внимание на общее, на дух (дущу?), ауру текста. Понимаю, что подобный «ощущенческий» подход снижает ценность оценки. Но другого у меня нет.

Моя пятёрка в фаворе:
1  «На плантациях тростника»
5  «Опустел обмелел приграничный аид»
8  «Оставляю сердце, сам не могу остаться...»
9  «аустерлиц»               
10 «Слушая мир»

 
Лонг-лист:
***

1. Лина Маго «На плантациях тростника»
http://stihi.ru/2023/04/30/1833

нечаянные
ничейные
заплечных дел облака
человечки с мачете
плантации тростника
где растёт коричневый сахар
волны страха
в шлюзах дрожащих челюстей
слушай
зачем тебе
утлый челнок барака
если твоё инако
внутрь прорастает шерстью

а человечки
всё машут и машут мачете
рубят тростник с плеча
и сами становятся тростником
просто
легко
и что за печаль
если с каждого маха
коричневый сахар
отправляется
к Богу в чай

Поскольку это первый прочитанный текст, то и говорить нужно то, что первым пришло на ум:)) А вспомнилась моментально строчка:
«На какой плантации мельница
Сотрёт тебя в порошок?»  (строчка из Гильена, знакомая многим в музыкальной версии Давида Тухманова из альбома «По волне моей памяти», который в далёкие годы СССР вдруг показал, что и настоящие тексты могут стать хорошими песнями шагнувшими в народ)
Для меня подобная ассоциация в плюс, поскольку она отсылает к той самой внутренней памяти.
Ощущение от стихотворения...? Если бы написанное было картиной, то стало бы этакой экзотической зарисовкой, не лишённой притягательных мазков (заплечных дел облака — лёгкая сюрная красота... человечки с мачете — звуковая прелесть... и необходимый для подобного произведения ударный пафосный  финал: к Богу в чай). Мне нравится такое, поскольку все правила игры (со смыслом и словом) соблюдены.
Желание сгустить краски «челюстями и шерстью» показалось мне излишним, поскольку привносит в довольно жёсткую историю элементы китча (Так-с... пот и слёзы у меня есть... а вот вам ещё и потоки крови!), но это уже детали и на любителя.
Хорошее начало конкурса. Планка сразу повышается (на мой взгляд)


***

2. Ирина Пахомова Викторова «Пруд»
 http://stihi.ru/2023/06/23/6640

И раздвигая внутренность пространства,
Все призрачней лоскут льняной канвы
Намоленного личного Прованса
В цветах лаванды, в зелени травы.
Китч, примитив и женская привычка
Жизнь вышивать не гладью, так крестом.
Подушка-думка в птичках-невеличках,
Диванчик и распятие с Христом.
Распахнутые двери, солнце, дети.
Кофейник выпит, ягоды с куста.
И всех забот – собрать с соседей сплетни
И модный глянец быстро пролистать.
Но быль сложнее и намного горше,
Ковром зеленой ряски стянут пруд.
Он высыхает и давно заброшен,
И лишь кувшинки жёлтые цветут.
***

Написал в комменте к предыдущему слово «китч» и тут же оно материализовалось... :))
Конечно я не про данное стихотворение. К нему нет никаких особых претензий, как нет и каких-либо восторгов. Хорошо, интеллигентно и художественно выполненная месть соседке (шучу)
При всей дачной расслабленности, пастельном релаксе, в стихотворении, очевидно, присутствует скрытая драма, но она (для меня) не вполне считывается... вернее не проникает. Тот случай  когда можно сказать двояко:
– Это стихотворение вообще...? Ну, неплохо...
– Ах, это об Вере Павловне? Знаю её. Шикарное стихотворение!
А строчка: «Жизнь вышивать не гладью, так крестом» - в контексте замечательна и при погружении как раз и добавляет истории необходимого 3D трагизма.

*****


3. Жанна Лебедева «Кем я тебе прихожусь?»
http://stihi.ru/2023/05/19/3539

мастика
на твоих ботинках
доминантой животный мускус
сжатые губы в усмешке
гул в голове
толкотня на улицах
подземелье домов
по скулам вырезан рельеф
конфета прилипла к зубам
болит фоновым, ровно по ровному
и вдруг срыв, срез, слом
за электрическим щитком
прожектор смотрит в лицо

этот гул – он изматывает
от вокзала к вокзалу
изгибается спиной суровое полотно
чугунное пятно – глоток, похожий на любовь
упавший подол платья
крепление твоего кадыка в патоке
войлок ежевичный
глянцевый панцирь клейкой мастики
гаечный ключ ввинчивает жало в мягкое тело
рыхлые впадины в земле изрыты клешнями
всплеск хаотичных линий чаще и резче
навзничь, в небе ялик на лентах качать
заглушая, что не поддаётся объяснению
неоновых реклам, урчит, проползая по улицам
органное ущелье затягивает
по фантикам весенней листвы
прозрачный сгусток жевательных лунных конфет

ты зовёшь ходить по крышам
срывать фонарные столбы, цепляясь за провода
головокружение от обломков мостов
я боюсь, ты стиснешь так, что кровь застынет
кем я тебе прихожусь, алмазный, врос под ноготь
занозишь сердце, стягиваешь жгут в основании шеи
назойливым стрекотом безумных цикад
город меня съест, искорёженный
твоей любви камнепадом


Соглашусь, что «органное ущелье затягивает»... Но, очевидно, не всех. Или не в какой-то определённый отрезок времени.
Стихи настолько чувственные, что иронизировать на их счёт — кощунственно. Автор хотел как лучше... Он (а скорее - она) использовал для вовлечения максимум имеющихся для подобных произведений приёмов и провёл нас по всем урбанистическим точкам: от подземелий домов до крыш. И вот это желание выдать всё, что только можно, пронзить электричеством, придавить чугунным пятном, снести фонари и присластить ситуацию сгустком жевательных лунных конфет (не лучшая ассоциация чисто физиологически:))... вот это всё заставляет либо бежать за автором сломя голову, либо стоять, смотреть и размышлять: а зачем так сложно?  Ведь можно преодолеть этот путь проще и легче. Но автору непременно нужно от «А» до «Б» пройти не по короткой прямой, а через «Я». Это метод. Это достойно внимания. Но чтобы стать фанатом этого произведения, в него нужно падать с головой, погружаться в патоку по кадык...
С ужасом думаю, что догадываюсь кто мог написать этот текст... Я очень тепло отношусь к этому автору. Заранее извиняюсь, если угадал:))


май 2023

*****

4. Хелена Фисои «моему Иосифу»
http://stihi.ru/2023/07/24/2818

а ему сказали: пребудь рабом
а потом: ну, ладно, теперь слугой
и всегда смеялись: спасёт ли Бог
удивленно пялясь: совсем другой

ты какой-то странный, не наших стад
повторяли сколько: умри, умри!
столько знал ты, милый, про боль и страх
когда в ноги пали к тебе цари

Мне кажется это стихотворение лишь началом, преамбулой к чему-то, но никак не законченным произведением. Не буду говорить о рифмах и какой-то общей неперфектности... Тут дело в том, что история (если она была) совершенно не проявляет себя. Написанное не вызывает никаких ассоциаций, не включает внутреннего желания откликнуться и следовать за автором или сопереживать ЛГ.
Ясно, что я сейчас говорю исключительно о собственной глухоте к данному тексту.





*****

5. Саша Неместный «Опустел обмелел приграничный аид»
http://stihi.ru/2023/05/06/5580

.......Зимний день, колючий, как мякина,
.......Так ли жестк в зрачке твоем?
.......О.М.

Опустел обмелел приграничный аид
Где взбесившийся цербер надрывно хрипит
На кровавой луны гематому
Воробьиный народ попритих в городах
А с болота кишит наседает орда
Земноводных червей насекомых

Их потешное войско стозёвно и ты-
сячекратно сожгло за калиной мосты
Закалилось безумьем и мраком
Во главе — мышебрат семихвост семиглав
Три кола три пера развевается флаг
Над захваченным за год оврагом

Чтобы редкий сверчок возмущаться не смел
Насекомую жизнь насекомая смерть
Доедает и просит добавки
Женихом распрекрасным в подземный дворец
Гордо едет домой минусовый боец
С отрицательной биркой на лапке

Мой щегол ты живой и тебе повезло
И в зрачке твоём жестк зимний день под крылом
Мелочёвка забилась по щёлкам
Оловяных солдатиков меньше чем крыс
Мышебрат наступает щелкунчик держись
И доверчиво клювом не щёлкай

Для пернатых хватает снарядов и стрел
В безвременье за звонкое слово — расстрел
Темнота проросла тишиною
Так лети высоко в перелётный рассвет
В незнакомое небо живое

Понравилось. Считывается многое значение «звонких слов». Но даже не за них, а за аккуратность отношения к ним, за умный сарказм и за технически яркие детали я бы отметил это стихотворение как удачу.
Тот случай, когда не хочется кричать «браво», а сказать просто сдержанное: понравилось... да.

*****

6. Валентин Емелин «Письмо на родину»
http://stihi.ru/2023/08/14/5125

Вернулся с фронта. Отпуск на три дня.
Пишу тебе. Здесь мирно плещет море,
И отпускает нервы у меня.
Концерт органный слушал я в соборе.

Волненье трудно передать в словах,
Так музыка дарует очищенье –
Брамс, Брукнер, Букстехуде, Бах
Нам обещают вечное прощенье.

А городок ухожен, тих и чист,
И люди безмятежно отдыхают,
Кругом – улыбки, ранних пташек свист,
И розы в парке так благоухают!

Пишу в пивной. Царит народный дух,
Несут сосиски, крафтовое пиво.
Как снег, ложится тополиный пух,
И всё вокруг так дьявольски красиво!

Народ доволен, хорошо в стране,
На улицах играют музыканты,
Никто не вспоминает о войне,
Здесь город помнит Гофмана и Канта.

А там – война. Все эти восемь лет
Старались мы держаться в рамках права,
Надеясь на осмысленный ответ –
Ведь мы – миролюбивая держава.

Пускай исходит злобой англосакс
И подрывает нашу безопасность,
Он непременно попадёт впросак –
Скрепляет нас народу сопричастность.

Враг был коварен, силы собирал –
Промедли мы – ударили бы в спину.
Вот потирал бы руки либерал!
Теперь верните наше – Украину!

Что значит – мирных жителей бомбим?
Нам непонятны нежности такие.
Мы – правы, значит дух неколебим,
И наши танки движутся на Киев.

Не будем торговаться о цене,
Бог – с нами, нас никто не уничтожит!
Мы непременно победим в войне,
Ведь по-другому просто быть не может!

Письмо кончаю. Надо на вокзал.
Опять на фронт, чтоб резать руки-ноги…
Но вот же – основное не сказал:
В генштабе рапорт приняли в итоге.

Моя судьба изменится вот-вот.
Там говорят – мой опыт интересен,
И вскоре обещали перевод
В какой-то лагерь. Кажется, Терезин.

Если автор (стихотворения) стилизует язык и все речевые краски под автора письма, то текст неплох. Он прост, непритязателен, понятен... Как письменный документ времени, этакий нон-фикшн момента — это приемлемо. Если представить себе, что через много лет некий потомок вдруг наткнётся на него и попытается вычитать всю боль и несуразность прошлого (для него) и настоящего (для нас), то ему может не хватить объёмности, тех небольших деталей, которые превращают частную историю в литературу. Как это сделать? Ха! Кабы я знал...
Из энциклопедических (общих) примеров можно вспомнить письма Бродского, например...
Замахивался ли на это автор? Стихотворение хорошее. Для сегодня. Для завтра...? Да и кто знает что нам всем будет «завтра»...



 *****

7. То Дасе «Эволюция»
http://stihi.ru/2023/07/29/4756

я никогда бы не подумал,
что потеряю мир людей

            Кисычев
      
                * * *


Он перестал верить в людей.
После того, как его предал друг.
Она перестала верить в людей.
После того, как её предал возлюбленный.
Он перестал верить в людей.
После того, как его предал брат.
Она перестала верить в людей.
После того, как её предал отец.
Он перестал верить в людей.
После того, как его предал учитель.
Она перестала верить в людей.
После того, как её предал пастырь.
Они перестали верить в дружбу.
Потому, что предательство носило её маски.
Они перестали верить в любовь.
Потому, что предательство рядилось в её одежды.
Они перестали верить в себя.
Потому, что оказались в меньшинстве.
Они перестали верить.
И Мир рухнул.
И обломки Мира погребли того, кто его создал.
Предательством
 друга
 возлюбленного
 брата
 отца
 учителя
 пастыря
ценой в 30 монет.

Старый добрый приём: выдал строчку и сильно акцентировал её ответом в следующей — в данном произведении не эволюционировал во что-то большее, чем просто приём...
Единственная реакция на стихотворение: Да, Автор, вы правы и всё верно сказали по сути и по содержанию... По форме...? см. моё субъективное замечание выше.


*****


8. Елена Евгеньевна Лещинская «Оставляю сердце, сам не могу остаться...»
http://stihi.ru/2023/07/20/3017

Оставляю сердце, сам не могу остаться, —
Колонист, подкидыш родом из кукушат.
С охреневшего твоего охряного Марса
Послезавтра днём уходит последний шаттл.

Я отвечу за экспансию всех империй —
Паразит, захватчик, чокнутый пацифист.
Не спеша допив остатки кровавой мэри,
Уплыву в холодный космос, вперёд и вниз.

Межпланетные полёты возобновятся?
Ну конечно — вот наступит конец войне...
Скажем честно, детка: мне не бывать на Марсе
Не смотреть на синее солнце в твоём окне.

Метрополия отступает, но не сдаётся.
Соль Земли не сахар, чёрт бы побрал её.
А пока на рыжем шарике бьётся, бьётся
Сумасшедшее сердце выжженное моё.

И едва умолкнут трубы Армагеддона,
Брось его в рюкзак и молча иди в закат.
Я не тот, кто смог тебе оставаться домом,
Я надеюсь, что смогу провести сквозь ад.


20.07.2023

Скорее хорошее, чем не...
Размашистый язык, космос, марсианские хроники, войны (очевидно звёздные, конечно же) — полный джентльменский набор удачного стихотворения. Упаковано ли содержание и долетает ли оно до адресата?
Я бы не стал суетиться, чтобы расстилать этому космо(астро-)навту красную ковровую дорожку, поскольку он не первый, кто пролетел подобным маршрутом, но традиционная медаль «героя» за полёт фантазии, и за проведение звуковых и смысловых экспериментов на орбите ему, безусловно, полагается.

*****

9. Евгений Овсянников «аустерлиц»
http://stihi.ru/2023/07/28/7330

   
И трудился он до седьмого пота, читай – джекпота,
И крутил спины, не разгибая спины,
И взывал к тому, кто главный по кассе,
Но главный по кассе совсем не в его карассе.
Мы такие на вайбе: «Карасик, не хочешь защучиться?»
Но он мучится.

Всё не в Джека корм.
Мы снаружи: «Как дела, Джеки?»
- Всё норм.
- Только никогда не думай о человеке.
- Так не думать о человеке легко.
Не то, что не думать о белой обезьяне…
обезьяне белой, чёрной, жёлтой, ой … ,
Нет, отставить, об этом я не могу.
Ведь моя лошадка не Игого, а Нигугу.
Вы какие-то странные, уеду от вас отсель.
А вот, кстати, и карусель.

Он садится и едет, счастливый, глупый,
Один глаз косит на девиц.
И всё это видит князь Андрей.
В небе двадцать первого века. Аустерлиц.


Тот случай когда не совсем понятно: это намеренная неряшливость и автор на языковом «расслабоне», или просто для построения конструкции не хватило деталюшек, кирпичиков или винтиков и Автор не стал заморачиваться и резюмировал: А, сойдёт и так...
Поэтому, если оценивать по шкале вайба:
- вибрирует... норм!

*****

10. Вера да Юра «Слушая мир»
http://stihi.ru/2023/07/02/2948

Когда превращается в тыкву карета,
а внутренний демон и ангел в раздоре,
прошу я совета у встречного ветра
и мудрого моря,
у кошки лежащей на дюне прогретой,
у снов, что слетаются к детской кроватке.
Я слушаю мир, не дающий ответов,
чтоб стало понятней,
как мне разобраться в пришедшем сегодня
и чем я готова рискнуть послезавтра.
А если искомый ответ не приходит —
иду, там где даты
распяты на камне и смотрят с укором
на тех, кто не помнит, что время конечно...
И вновь возвращаюсь за помощью к морю —
оно человечней.
То штормом пугает и криками чаек,
то раны залижет, то гонор остудит,
то слушает молча, то в спину толкает:
вперёд, мол, ты сдюжишь!
Когда я в прибое ответы расcлышу,
в себе разберусь и расставлю все точки,
тогда уж никто не скомандует: "Тише",
где мне надо громче

Совершенно не люблю советовать, т. к. чужое стихотворение — это святые потёмки, но тут бы я прервал на строчке «... оно человечней».
Подвис этой строки, этакий открытый финал создаёт внутреннее эхо, желание добавить свой собственный резонанс к сказанному... Но тут автор пускается в дополнительные разъяснения и пытается поставить точку, хотя многоточие было выигрышней.
Не могу не отметить, что очень люблю усечение последних строк в катренах. Уж не знаю почему. Поэтому ещё и за счёт этой детали я как-то особо расположился к данному тексту:))

*****


11. Анна Иделевич «Memory»
http://stihi.ru/2023/05/04/428

И мысленно так напою,
в иглу нитку, ей обовью,
в ушко иголки плюю,
пусть льется песня кита.
Любить мусор в погроме,
последний стих в полутоме,
комочек пеленок в роддоме,
холодный пол, босота.
Ты входишь сказав: «Наклонись».
На мель или дно опустись,
когда потеряю, найдись,
когда упаду, углубись.
Тяни, снимай солнца клипсу,
в моих снах разберись,
целуй хвост ржавому лису,
люби меня далеко сам.
Mary loves you, memory loves you.

Честно опишу, как пытался прочесть это стихотворение...
Две первые строчки начитывал раза три... Знаете, как заводились старинные машины: трах-тах-тах... Но мотор не завёлся.
Пробовал снова... никак...
Думаю, что Автор не расстроится, но у меня не получилось разобраться в этих снах. Или, возможно, когда всем раздавали способности написать строчки типа «люби меня далеко сам», я отсутствовал на уроке:))

*****

12. Михаил Эндин «Сад»
http://stihi.ru/2023/07/08/3261

… надо возделывать свой сад.
                Вольтер, «Кандид»

«Возделывай сад», — повторяет Вольтер.
А я не садовник, не Чехов.
За окнами — город; такой интерьер
не гож для садовых успехов.

За окнами — город и даже зима,
и снежный от края до края
Таврический сад, где когда-то с ума
сходил я, тебя ожидая.

А около сада покоится дом,
согретый и созданный нами...
Что толку возделывать, если потом
придут удальцы с топорами?

Вишневого сада печальный пример,
как плач по эдемскому раю.
«Возделывай сад»,  — повторяет Вольтер,
но — «Снился мне сад...» повторяю.

Хорошо. Изящно. Закольцовано. Не вызывает никаких отторжений, споров, реплик.
Спокойная и размеренная стать этого стихотворения располагает к такой же спокойной и сдержанной оценке: понравилось.
… хотя сказать чего-то большего в данном случае не представляется возможным.

*****

13. Марго Сергеева «Не высказать...»
http://stihi.ru/2023/07/07/4427

небо на закате уже спокойное
море на закате ещё волнуется
стрелки утомлённо скользят по циферблату
люди бесцельно слоняются по улицам

после третьей порции бурбона или виски
он начнет мне что-то нашёптывать на ушко на ломаном английском
или французском
путая падежи и наречия
я с улыбкой утыкаюсь в его предплечие

ему тридцать может немного за двадцать
я ловлю себя на мысли что он совсем не умеет целоваться
и вроде всё так легко и безгрешно
да я таких вот молодых и дерзких всегда раскалывала как орешки
на лице его усмешка в предвкушнии финала
милый да там где ты учился я преподавала

игла равнодушно скользит по винилу
который час
можно ещё о стихах
мы зачем-то их пишем
или они пишут нас

ночь срывает покровы
теряю рассудок
всё бесполезно
и в безмолвии ночи
падаю
падаю
падаю
в бездну

равнодушно и тихо день спускается по склону
а знаете было в нём что-то от молодого Алена Делона
тот же взгляд пронзительный когда он смотрит так пристально
не стереть из памяти...
не выплакать...
не высказать...


Понятная история. Женский взгляд. Технически не разбираю, но общее ощущение положительное.
Знаете, чтобы похвалить, но сделать это загадочно и туманно, говорят: О, это так атмосферно!
Но что я могу поделать, если это и правда погружает в атмосферу и ты словно сидишь неподалёку в кресле, переворачиваешь пластинки на вертушке, но осознаёшь при этом, что подглядывать нехорошо. Но Автор пустил тебя в эту комнату. Сиди, смотри, грусти и сопереживай...
Да, и не забудь в конце похвалить Автора:)))

*****

14. Соэль Карцев «Тоска по Купчино»
http://stihi.ru/2023/07/07/5101

Виктора Эдмундовича замучила
тоска по Купчино.
Он бы с удовольствием поразмышлял
о том, что круче, но

о стране, о народе, о подвигах,
об истине, известной доподлинно,
о "молочные реки, кисельные берега"
не идут пока мысли подлые.

Всё ему почему-то хочется
обуздать своё одиночество
на проспекте Славы, где играет джаз
и оркестр ( ЛНР, Луганск),
где его окликают по отчеству...

"Отче наш",- думает Эдмундович:-
"ты создал Землю и нас, а будочки
пограничные создали мы.
Не приведи же меня туда, где дудочка

Крысолова, а в Купчино меня при...",- только вот
обрывается молитва предствольная,
и кто-то в сером его зовёт,
мол пора, брат, пора, так уж вольно вам.


Я не подобрал ключа к этому произведению.
И хотя мне конкретизировали, назвав даже прописку персонажа, но полной картины я так и не разобрал. Детали — да... Они есть, но поданы спонтанно. В результате не совсем понятно куда бежать: в Купчино, на проспект Славы?... Впрочем, может быть это вполне конкретный Эдмундович? Но тогда я просто не в контексте данной частной истории.
Оценка скорее положительная, но реакция весьма растерянная.

*****
Обзор делался по анонимному лонг-листу, при публикации восстановлены имена авторов и ссылки.

*****
Автор обзора:  Игорь Бирюков
http://stihi.ru/avtor/igorbirr33

1 место - Журнал «Русский пионер».
2 место - «45-й калибр-2018».
1 премия - «Поэт года-2018. Дебют».
1 место - победитель «Турнира поэтов-2018». http://www.stihi.ru/tv/turnir2018/46
Автор книги: «77 текстов»


Рецензии
Игорь, спасибо за отклик на мой текст и за интересный обзор.

Елена Евгеньевна Лещинская   08.10.2023 18:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.