Карл Саган. Наука в поисках Бога

МИХАИЛ АБЛАЕВ. «КАРЛ САГАН. НАУКА В ПОИСКАХ БОГА».


Книга включает в себя 9 лекций, прочитанных в шотландском Гиффорде знаменитым астрономом и астрофизиком Карлом Саганом в 1985 году. Его концепция ясна: преследуя призрак так названной им «естественной теологии», он подменяет религиозную веру, следующую правилам духовной, .божественной логики, не чуждой логике здравого смысл, верой научной с её формальной, «прокрустовой» логикой,  которую называет действиями разума. Как говорит о нём редактор, он не мог просто верить, но только – знать. Тем не менее, он даже не агностик, его опошлившаяся система сознательных ценностей делает вот такие выводы:
«Я бы сказал, что наука – по крайней мере отчасти -  это осведомлённое поклонение. Я глубоко убеждён: если более или менее каноничный Бог существует, то именно Он наделил нас разумом и любознательностью. И было бы неблагодарностью с нашей стороны, .отвергнув эти дары, подавлять свою страсть к исследованию Вселенной и самих себя. С другой стороны, если такого канонического Бога нет, то наш разум и любознательность – орудия для выживания в крайне опасное время. И в том и в другом случае знание считается уделом науки и религии, и для человеческого рода это жизненно важно.»

Тем не менее, наука исследует природу, а  религия имеет  в виду надприродную духовность. Во-первых, .они несовместимы, если не принять во внимание некое «паломничество» учёных в религию и восприятие ими, по словам Паскаля, божественной разумности. Во-вторых, наука в силу своего безверия по ряду исторических причин занимает ведущее положение в идеологии и просвещении, играя роль некой «социальной религии». Заявленная в книге тема повисает в воздухе и становится приманкой для таких простаков, как я.

Саган не приходит к выводу о том, что Бог есть (о чём здесь вообще можно говорить?) – ведь копающийся в земле не видит небесных знамений! Оскорблением выглядит название 6 лекции «Гипотеза Бога». Но присущий науке экспериментализм, соответствующий опытному познанию, не может пропустить такую тему, как «Религиозный опыт» (лекция 7). Опытное знание дедуктируется, ассоциируется и индуктируется. Так происходит приращение знаний. Именно в таком, не чуждом мистике, процессе пролегает граница между неверующей материалистической наукой и разумноверующей религией. Крайне интересен подход Сагана к этому вопросу.
Но… Казалось бы! Учёный ограничивается общепринятыми взглядами  атеистов на историческую роль религии и отсылает область мистического религиозного переживания к действию вещества  под названием теофорин, даже не задаваясь вопросом: причина это или следствие собственно  переживания. Автор не касается реальности опыта, связывающего человека с духовным миром, с реальной  духовной  жизнью, в которой нередки чудеса.

Не верит Саган и не ищет наука в его лице Бога ,а с Богом – и Истины. Между тем, стоит только человеку безапелляционно поверить в Бога, укрепив  в себе это творческими действиями разума, стоит возлюбить в себе дух Божий и идти в познании путём Истины, стоит быть просто умным человеком. Как все вопросы, нерешаемые предавшей дух наукой, получат ответ и все знания встанут на свои места.
Не могу пожелать этому «великому учёному» «покоя и света», но скорблю о миллионах молодых людей, избирающих путь такого вот знания и со странным восторгом «молящихся» кантовскому «звёздному небу».

Михаил Сдвигов. 6 октября 2023 года.


Рецензии