Юозас Будрайтис и Владимир Высоцкий
– Там оказалось более интересно?
– Просто никак нельзя было совмещать кино и юриспруденцию. Хотя поначалу я совмещал, а потом коллеги сказали: «Иди-ка ты в кино». Я подумал, что нет смысла себя обманывать, и ушел». (З. Игумнова, «Юозас Будрайтис: "Антониони так и не дождался меня"»: интервью, «Собеседник», № 41, 5 октября 2010 г.)
Юозас Станиславас Будрайтис (1940 г. р.) – известный литовский актер кино и театра, фильмография его насчитывает более 130 картин. В актерскую профессию, по его собственному признанию, он попал случайно: был исключен из 9-го класса средней школы, работал плотником, затем отправился в армию, после демобилизации поступил на юридический факультет Вильнюсского университета. Но юноша был увлечен кино…
«Мы жили в Клайпеде, и я помню, как подростком подрядился таскать коробки с пленками по кинотеатрам, чтобы иметь возможность бесплатно смотреть кино. Я тогда любил «Трактористов» и «Судьбу Марины» – первый цветной советский фильм, который я посмотрел! Очень нравилась актриса Конюхова…», – вспоминал Юозас. (Интернет-сайт журнала «Театрал» teatral-online.ru, 1 апреля 2005 г., «"Эпоха, которую мы не забыли". Юозас Будрайтис, Марк Захаров, Нина Чусова», глава «Юозас Будрайтис: "Любимое блюдо – литовский хлеб"».)
В другой беседе с журналистами актер рассказал: «Знаете, говорят, судьба, как и надежда, – мать дураков… Я ни в одном сне не видел, что стану актером. После 9-го класса пошел работать – уехал в Клайпеду и устроился плотником: сколачивал фанерные ящики для конфет. Но так бывает: жизнь поворачивается неожиданными сторонами. Однажды друзья решили подшутить и просто втолкнули меня в зал, где подбирали актеров на картину «Когда сливаются реки» (1961, реж. Б. Шрейбер и Б. Браткаускас, по одноименному роману П. Бровки). Там спросили: «Хотите играть в кино?» Ответил коротко: «Не-а». – «Но вам будут платить!» – «А-а, ну тогда другое дело!» Подошел – второй режиссер Регина Василюте взяла меня в один из эпизодов. Снялся и ладно. Пошел в армию, где, кстати, окончил десятилетку – была тогда такая практика получения среднего образования без отрыва от службы. После увольнения в запас поступил на юридический факультет Вильнюсского университета, то есть об актерской карьере и не думал.
И вот уже на 3-м курсе случайно встречаю на улице ту самую Регину, которая и уговорила меня прийти на кинопробы в картину «Никто не хотел умирать» режиссера Витаутаса Жалакявичюса. Пришел, поставили перед камерой. Надо было что-то делать, но я не знал что. Просто смотрел в камеру. Что делать с рукой? Стал «сосать рукав». Потом другой. Сняли. Оказалось, что это самое лучшее, что можно было придумать для такого эпизода. Утвердили на роль Йонаса Локиса – младшего из братьев. Еще тогда понял, что перед объективом смогу исповедоваться – как-то хорошо умею смотреть в объектив. Родион Нахапетов прозвал меня «мастером немого крупного плана». Но юрфак оставлять не стал: третий курс окончил экстерном, потом перевелся на заочное отделение и в 1969 году получил диплом юриста». (О. Починюк, «Юозас Будрайтис: "В каждой роли ищу личные нюансы"»: интервью, «Красная звезда», 3 августа 2011 г.)
После выхода на экран картины «Никто не хотел умирать» (1965) молодого актера запомнили – и зрители, и режиссеры.
Юозас Будрайтис ярко воплотил образы своих героев в картинах «Щит и меч» (1968, реж. В. Басов – капитан фон Дитрих (в 3-й серии – майор)), «С тобой и без тебя» (1973, реж. Р. Нахапетов – Федор Базырин), «Подранки» (1977, реж. Н. Губенко – Алексей Бартенев, поэт и писатель), «Опасный возраст» (1981, реж. А. Прошкин – Наркиc Михайлович Родимцев, эксперт-парфюмер), «Никколо Паганини» (1982, реж. Л. Менакер – Гектор Берлиоз), «Карусель» (1983, реж. В. Поляков – Лев Сергеевич), телесериале «Богач, бедняк…» (1984, реж. А. Жебрюнас – Дентон), «13-й апостол» (1988, реж. С. Бабаян, фантастический фильм по мотивам одной из глав романа Р. Брэдбери «Марсианские хроники» – капитан Амос), «Классик» (1998, реж. Г Шенгелия – бильярдист Савицкий). Конечно зрителям памятен фильм «Даун Хаус» (2001, реж. Р. Качанов) и генерал Иван Федорович Епанчин, мастерски сыгранный Будрайтисом. А в 2008 году Юозас Станиславас великолепно сыграл роль замначальника разведшколы, немецкого майора Людвига Штайнгеца, в российском телесериале «Апостол» (реж. Г. Сидоров).
Не многие знают, что в 1982 году Будрайтис дебютировал в качестве кинорежиссера, поставив короткометражный фильм «Город птиц» по рассказу Юрия Олеши «Любовь». Незадолго до этого, в 78-м, Юозас окончил Высшие режиссерские курсы, его мастером был кинорежиссер Витаутас Жалакявичюс.
С 1996 по 2011 год Ю. С. Будрайтис – атташе по культуре посольства Литвы в России, министр-советник посольства.
В 2010-х актер, прозванный «главным иностранцем советского кино», продолжил активно сниматься в зарубежных и российских фильмах и телесериалах. Юозас – один из самых ярких и талантливых представителей «литовской школы» кино.
В фильмографии Будрайтиса есть две картины, на съемочных площадках которых творческая судьба сводила его с Владимиром Высоцким. Первая – «Служили два товарища» (1968, а/с Ю. Дунский, В. Фрид, реж. Е. Карелов, у Будрайтиса роль члена штаба РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии), Высоцкий – Александр Брусенцов, поручик царской армии. Сюжет фильма повествует о событиях Гражданской войны в России.
Что касается живой, динамичной и трагической картины Карелова. Высоцковед Ю. Куликов публикует отрывки <«Из съемочного журнала, режиссерского сценария и других документов»> (архив Киностудии «Мосфильм»): «25. 11. 67, суббота, 9.00-20.00, г. Измаил, село Озерное. Съемки «Служили два товарища», эпизоды «Турецкий вал», «Джанкой», «Мельница». Заняты Будрайтис, Янковский, Быков, Высоцкий. Съемка – 10 ч.» (Ю. Куликов (Москва), «"Служили два товарища" («Перекоп» 1)», «В поисках Высоцкого» (Пятигорск-Новосибирск), № 47, октябрь 2022 г.)
Действительно, «помимо Высоцкого и Янковского жители села Суворово увидели на полях своего колхоза еще и Ролана Быкова, Анатолия Папанова, Аллу Демидову, Николая Бурляева, Зиновия Высоковского, Ию Саввину, Николая Парфенова, Юрия Кузьменкова, Вениамина Смехова, Юозаса Будрайтиса». (Интернет-портал «3dsattv.ru» 3dsattv.ru, 20 июня 2023 г., О. Измайлов, «Фильм «Служили два товарища»: актеры и судьба», глава «Звездный десант в болгарской глубинке Бессарабии».)
Атмосферу, царившую на съемках картины, описал в воспоминаниях сыгравший полковника царской армии Васильчикова Ростислав Янковский. Написаны они в Минске 11 октября 1988 года специально для документальной повести Б. Акимова и О. Терентьева «Владимир Высоцкий. Эпизоды творческой судьбы» (вошли в главу «Год 1967-й», текст книги размещен на интернет-сайте libking.ru): «Судьба подарила мне радость сниматься в фильме Е. Карелова «Служили два товарища», в котором были заняты актеры, впоследствии ставшие ведущими актерами советского кино: А. Папанов, И. Саввина, В. Смехов, Ю. Будрайтис, Р. Быков, О. Янковский и Володя Высоцкий…
Сценарий Фридом и Дунским был написан прекрасно. Е. Карелов работал над фильмом с удовольствием, в легкой ироничной манере. Вообще, надо сказать, в этой компании было какое-то бурное присутствие интеллекта и юмора».
В те годы молодой Юозас, помимо любви к кино, серьезно увлекся фотографией, и на съемки того или иного фильма являлся с камерой, чтобы запечатлеть интересные моменты творческого процесса и сохранить на пленке лица своих партнеров, со многими из которых, снимаясь в картинах, Будрайтис подружился. Дружба эта продолжалась, а с некоторыми продолжается вот уже долгие годы.
«Российская газета» от 7 ноября 2013 года, статья С. Мазуровой «Юозас Будрайтис запечатлел на снимках своих знаменитых коллег»: «В Минске проходит XX международный кинофестиваль «Лiстапад». В его работе участвует легендарный советский киноактер, Народный артист Литовской ССР Юозас Будрайтис. Он стал членом жюри основного конкурса игрового кино.
Параллельно с показом привезенных на конкурс картин в кинотеатре «Центральный» открылась фотовыставка Будрайтиса «Мое кино. 1970-90-е годы». Представлено 40 снимков из его огромного архива. Иннокентий Смоктуновский, Донатас Банионис, Евгений Леонов, Владимир Высоцкий, Владимир Басов, Алексей Петренко, Олег Видов, Ирина Мирошниченко, Марина Неелова, Вера Глаголева… Не только партнеры и партнерши, но и режиссеры, художники, кинокритики, жена… Не только портреты, но и реквизит на площадке, «массовка». Перекуры, обеды, отдых в паузах между съемками.
Пришедшие на открытие назвали выставку ностальгической, восхищались, замирали, глядя на знакомые лица любимых актеров, говорили, что этому архиву цены нет – запечатлена целая плеяда звезд советского экрана.
На открытие пришел Народный артист СССР Ростислав Янковский, старший брат актера Олега Янковского, почетный гражданин Минска, почетный председатель фестиваля «Лiстапад», актер Минского национального академического драмтеатра имени М. Горького. В экспозиции представлен снимок братьев со съемочной площадки фильма «Служили два товарища» (1968 год), где оба играли. Ростислав Иванович вспомнил, что Юозас Будрайтис зашел тогда в киногруппу по случаю, и ему тут же предложили эпизодическую роль члена штаба красных.
– Ты снял нас, – сказал Янковский Будрайтису, – а там были Высоцкий, Демидова, Папанов, Крючков…»
Следующая картина, неудачная и неудавшаяся, которая свела актеров вместе – фильм «Четвертый» (1972, реж. А. Столпер, у Юозаса роль американца Бена Кроу, погибшего в тюрьме по вине героя В. Высоцкого (безымянный Он, Журналист)) – экранизация одноименной пьесы К. Симонова 1961 года про американских летчиков в немецком плену. Сценарий – откровенная идеологическая, пропагандистская дрянь. Ходульность, надуманность и даже фальшь сюжета.
Впоследствии сам Владимир Семенович говорил о сценарии: «Не в обиду Константину Михайловичу, драматургия у него там, конечно, слабенькая такая, лобовая, как говорится, пропаганда… Но все равно было интересно». (Интернет-форум «Владимир Высоцкий. Творчество и судьба» vysotsky.ws, раздел «Высоцкий в театре и кино», «Несыгранные роли Владимира Высоцкого, пробы, фотографии, рассказы, публикации», 20 ноября 2012 г., Tatyana, «К истории создания фильма "Восхождение"».)
Вообще, в «Четвертом» собран потрясающий актерский коллектив: кроме Высоцкого и Будрайтиса в кадре периодически появляются Терехова, Т. Васильева, Шакуров, Кайдановский, Сазонтьев, Джигарханян, Волонтир, Ю. Соломин, Лиепа, Дуров, Круглый, Славина, Кулагин. Но картину это не спасло. Она в итоге оказалась монотонной и скучной.
Уже в наши дни кинокритик писал о картине: «"Все герои этого фильма мертвы": таким титром Годар открыл фильм «Здесь и там» (1975). Констатация жестокой реальности: палестинцы, которых Годар снимал, погибли, когда режиссер еще не завершил монтажно-тонировочный период. Добрая половина героев «Четвертого» Александра Столпера тоже мертва, слава богу, не в буквальном смысле слова. Они – призраки, досаждающие герою Владимира Высоцкого, лаконично обозначенному в титрах: «Он». Мертвы Дик (Сергей Шакуров), Штурман (Александр Кайдановский) и Второй пилот (Сергей Сазонтьев), некогда летавшие с Ним в одном экипаже, а затем мыкавшиеся в одном немецком лагере. Мертв Бен (Юозас Будрайтис), коммунист, по Его вине погибший в маккартистской тюрьме. Мертв Бонар (Михай Волонтир), легионер, убитый выстрелом в спину во Вьетнаме. И все они добиваются от Него, преуспевающего журналиста-конформиста, чтобы тот разоблачил на пресс-конференции в Париже происки Пентагона, грозящие ядерной катастрофой. Концентрация звезд на экране исключительна. В «Четвертом» играют еще и Маргарита Терехова, Юрий Соломин, Марис Лиепа, Армен Джигарханян, Лев Дуров, Татьяна Васильева (тогда еще – Ицыкович). А вот концентрация призраков, в общем-то, норма для советского экрана рубежа 1960-х – 1970-х». («Общество мертвых друзей. Михаил Трофименков о «Четвертом» Александра Столпера», «КоммерсантЪ», 5 декабря 2014 г.)
Из зрительских откликов о фильме: «Многие персонажи появлялись на несколько минут, а потом исчезали навсегда. При этом их играли очень популярные и известные тогда артисты.
Сергей Шакуров, Сергей Сазонтьев, Александр Кайдановский, Юрий Соломин, Марис Лиепа, Армен Джигарханян, Юозас Будрайтис, Михай Волонтир, Лев Дуров, Лев Круглый, Леонид Кулагин.
Впечатляет список? Учтите при этом, что фильм длится всего 71 минуту.
А еще четыре минуты из этих 70-ти было выделено на танец Мариса Лиепы. Прикиньте сколько минут досталось остальным актерам!
Если вы поклонники Владимира Высоцкого, Маргариты Тереховой или Татьяны Васильевой, то фильм вполне можно посмотреть. Если вы поклонники кого-нибудь из списка выше, то фильм можно пропустить». (Интернет-сайт «Дзен» dzen.ru, страница «Вагант», 21 августа 2021 г., «Почему мне не понравилась игра Владимира Высоцкого в фильме "Четвертый"», глава «Слишком много действующих лиц в пьесе».)
Статьи, посвященные работам в кино В. Высоцкого и Ю. Будрайтиса, помещены в сборнике «Актеры советского кино», выпуск 11 (сост. Л. Польская, М. Хаджимурадова), вышедшем в издательстве «Искусство» в 1975 году (авторы очерков – И. Рубанова и Л. Закржевская).
«…Он появился в Москве в 60-х – будучи студентом получил предложение сниматься в кино. Потом, окончив юридический факультет Вильнюсского университета, много снимался на «Мосфильме», учился в Москве на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В это время Юозас открыл для себя театральную Москву. Он бывал на всех театральных премьерах. У него завязалась дружба с актерами Театра на Таганке Зинаидой Славиной, Борисом Хмельницким, Аллой Демидовой. Он дружил с поэтами, учеными, посещал выставки, музеи». (Б. Сиротин, «Маршруты Будрайтиса», «Турбизнес», № 18, декабрь 2007 г.)
О близком, личном знакомстве с Владимиром Юозас Станиславас рассказывал не раз. В большом интервью газете «Московский комсомолец» (от 5 октября 2015 года, «Юозас Будрайтис: «Я играл адъютанта Гитлера, и что, считал себя фашистом, что ли?» Между красными и литовцами»), вышедшем накануне 75-летнего юбилея актера, он ответил на вопрос журналиста А. Мельмана:
«– А насколько вы вообще были погружены в московскую театральную жизнь 1960-х – 70-х – «Современник», Таганка, Любимов, Высоцкий? У нас об этом до сих пор много вспоминают.
– Да, я очень активно включился в эту театральную атмосферу. Дружил со всеми актерами Таганки, потому что в то время мы снимали «Щит и меч» (1968, реж. В. Басов. – А. С.), а там играли Любшин, Демидова.
Потом я подружился с Хмельницким, Золотухиным, Зинаидой Славиной. Немного знал Губенко тогда, но с ним не общался. После спектакля я обычно ожидал, когда они выйдут, и мы отправлялись на какую-нибудь квартиру в хрущевке. Там была бутылочка, газетка, селедочка на газетке. Читали стихи Пастернака, Волошина, Ахматовой, то, что было трудно тогда достать. И там был Высоцкий, но тогда еще не так известный, только бренчал на гитаре. Потом уже стали появляться его записи, и понемногу-понемногу уже выступал на концертах, стал приобретать популярность большую. Так что я горжусь, что был знаком с Володей Высоцким в первоначальный период его деятельности. Все спектакли на Таганке я тогда смотрел и с Любимовым разговаривал».
В другом интервью, состоявшемся накануне 80-летия артиста («Юозас Будрайтис. Одинокий ковбой», беседовала И. Кравченко, «Караван историй», № 12, декабрь 2020 г.), актер также вспомнил о своем знакомстве и общении с Владимиром Семеновичем:
«– В середине 60-х я подружился в Москве с актерами Таганки – Высоцким, Хмельницким, Золотухиным, Славиной. Ждал их на служебном входе после спектаклей, которые смотрел по несколько раз. Садились в метро и ехали к кому-нибудь из преданных зрителей в «хрущевку», ставили на стол бутылку водочки – одну на всех, селедку, хлеб. За столом разговаривали, читали стихи не издававшихся тогда у нас поэтов. Володя Высоцкий, простой в общении, талантливый, симпатичный парень, еще мало кому известный, брал гитару и начинал петь. Потом многое стало меняться: все приобрели какой-то вес, фундамент и трудновато стало общаться на одном языке.
– Поскольку вы заговорили о Высоцком, спрошу: в те годы саморастрата художника считалась чем-то естественным?
– Грустно, но таков, значит, был Володин способ раздражения себя, чтобы проявиться в творчестве максимально, и все шло туда, в эту топку. Ему нужно было поддавать, мне не нужно, хотя, может, если б выпивал, вышел бы на другой уровень актерского существования, не знаю… Я о допинге никогда не думал. И осуждать никого не собираюсь: все разные и каждого надо понимать».
Белорусский кинорежиссер Виктор Туров, снявший Высоцкого в двух фильмах – «Я родом из детства» (1966) и «Война под крышами» (1967), вспоминал: «В то время (1960–70-е гг. – А. С.) действительно очень много литовских актеров снимались в советском кино: Масюлис, Адомайтис, Томкус, Банионис, Норейка, Будрайтис… Это был тогда настоящий прорыв литовской актерской школы в наш кинематограф.
И Володя однажды так полусерьезно-полушутя сказал мне: "Вот все их снимают, все полагают, что какие это думающие артисты. Но суть в том, что просто они плохо знают русский и, пока там, внутри, переводят, кажется, что они в этот момент что-то серьезно мыслят…"» (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, «Виктор Туров: "О дружбе с Высоцким я молчал шестнадцать лет…"» (интервью брал Б. Крепак).)
Наиболее подробно о Высоцком и своей последней встрече с ним Будрайтис рассказал в беседе, текст которой опубликован в 2010 году: «С Володей мы познакомились в 67-м – он тогда был еще не слишком известен, хотя магнитофонные записи по Союзу уже ходили. На самом деле он был обычным парнем – просто очень энергичным, активным и с сильным характером. Да, иногда он бывал довольно резким, но это потому, что у Володи были свои твердые принципы. Я сам несколько раз слышал, как он очень громко ругался с коллегами, по-моему, это было связано с какими-то их высказываниями по поводу одного из спектаклей. Был период, когда мы частенько собирались большой актерской компанией и шли в гости к какому-нибудь поклоннику. Это происходило почти после каждого спектакля. Стол на кухне накрывался газеткой, появлялась селедочка, картошка, хлеб, бутылка водки. Бутылка, кстати, была одна на всех – мы собирались не за этим. И там, на квартире, обычно засиживались за столом до утра, а Володя пел. Хотя не только он один – и Золотухин пел, и Боря Хмельницкий…
А последний раз я видел Володю в Вильнюсе в конце семидесятых, когда Театр на Таганке приезжал на гастроли (в сентябре 1974 года. – А. С.). У него, помню, тогда был синий «BMW». Мы обнялись по-мужски, перекинулись парой слов…» (М. Петрук, И. Шевченко, И. Пасюта, «Юозас Будрайтис: "Он был резким, но ругался по делу"»: интервью, «Сегодня» (г. Киев, Украина), 22 июля 2010 г.)
Что касается театральной карьеры Будрайтиса – ролей на сцене им сыграно меньше, чем на экране. Самыми запомнившимися, по словам артиста, он считает образ тяжело больного, парализованного Ленина в пьесе М. Шатрова (Маршака) «Синие кони на красной траве», поставленного на сцене Каунасского театра в 1982 году его главным режиссером И. Вайткусом, короля Ричарда II в исторической хронике У. Шекспира «Ричард II» и Сорина в чеховской «Чайке».
Юозас Станиславас по-прежнему находится в хорошей физической и профессиональной форме, скучать ему некогда: съемки, спектакли, участие в жюри кинофестивалей, выставки, встречи со зрителями. А еще нужно уделить время семье и конечно любимому чтению. Будрайтис – заядлый книголюб, обладатель огромной личной библиотеки. А в 2015 году у актера вышла книга воспоминаний «Мое кино. Мир, принадлежавший мужчинам».
«Я бы хотел иметь маленький книжный магазинчик, продавать книги. В мой магазинчик приходили бы друзья – поэты, писатели. Попить чаю или кофе, почитать стихи или послушать музыку. Если бы у них не находилось денег, я бы их от души угощал. Но это только мечта, потому что помещение дорого стоит… Так что пусть это и останется мечтой», – улыбается актер. (О. Починюк, «Юозас Будрайтис: "В каждой роли ищу личные нюансы"»: интервью, «Красная звезда», 3 августа 2011 г.)
Свидетельство о публикации №123100600129