Гл. 8 Отвратительные, грязные, злые

              Гл. 8  “Отвратительные, грязные, злые”.  76 год, реж. Этторе Скола
      
       
        На окраине Рима в грязном старом бараке живут четыре поколения семьи Маццателла. Старый глава семьи Джачинто
не всегда может разобраться, кто здесь чей сын, внук или племянник: в такой тесноте не все помнят, кто с кем и когда спал.
        С утра Джачинто напивается, а дни и ночи его проходят в скандалах, которые нередко заканчиваются ножевыми и пулевыми ранениями домочадцев, крысиным ядом в тарелке спагетти, поджогом дома и другими примечательными событиями.
      
        Только две страсти владеют здесь умами активной части населения: деньги и женское тело. Ради первых можно и пенсию
у бабушки отобрать и родителя отравить. Ради обладания вторым можно превратиться в животное.
        Трудно отыскать в итальянском кино более циничного режиссера, чем Этторе Скола. А «Отвратительные, грязные, злые», пожалуй, его самый беспощадный сатирический фильм. Изображенное им селение на окраине Рима выглядит очень уж непрезентабельно и скверно.
         
        Фильм – пародия на неореализм (натурные съёмки, обращение к жизни маленького человека), к тому времени уже давно приказавший долго жить. Низкое благосостояние в картине не облагораживает людей и не вызывает ни капли сочувствия. Напротив, создатели фильма упорно напоминают: «Посмотрите, как бедность портит человека». И действительно, не часто
на экране можно увидеть такую концентрацию убожества, нищеты и ненависти.
         Должен заметить, что обычно бедняков
не показывают с таким сарказмом, в грязи, не стесняясь ироничных красок, а то и вовсе создавая отвращение, тем более
в советское время. Но жалости ни к кому нет. Раз оскотинились, то получите сполна.
         
         Когда я первый раз посмотрел этот фильм, то не мог сдержать своё отвращение. Какая пошлость, грязь, низость показана
в этом фильме!
         Ну надо же до такого додуматься? Привести в дом первую попавшуюся проститутку на улице и сделать её членом своей семьи. И это при живой-то жене!
         А другой эпизод. Сын подруливает к постели отца, где тот разлёгся со своей новой супругой, и без всякого стеснения, удобно пристроившись, оприходует его благоверную. Я отнюдь не против эротики. Ну это просто за гранью! Я был в шоке!
И ещё долгое время не мог успокоиться…
         

         Через несколько месяцев мне вновь довелось посмотреть эту кинокартину. Не знаю, что со мной случилось: я почти весь фильм просмеялся, да так хохотал, что даже упал со стула.  «Как такое может быть?» -- уже после просмотра размышлял я.  Ведь фильм тот же самый, да и я не изменился.

         Социальной подоплекой в итальянской комедии никого не удивишь, но всерьез принимать её не стоит. Рано или поздно начинаешь понимать абсурдность экранного действа, осознаёшь гротеск, изображенный Сколой, высмеивающий какую-то часть итальянского общества. Впрочем, в карикатурных персонажах фильма может узнать себя любой зритель, где бы он
ни находился. 
         До тех пор, пока этого не сделать, будешь сперва ужасаться экранному зрелищу, а после расслабишься и станешь получать удовольствие. Едкие смешки перерастут в гомерический хохот –- и тогда придётся крепче держаться за стул.
       
         Иногда и среди читателей встречается недопонимание. Там, где одни смеются, другие только пожимают плечами:
         -- Ну как можно такое писать?  К чему вы призываете молодёжь?   Вы разрушаете нашу семью и т.д.
         Ну что тут ответить. Я думаю, будь у этих радетелей нравственности власть, они бы запретили и «Анну Каренину».

         Особенно трудно общаться с читателем, не обладающим чувством юмора.  Он не замечает иронии в тексте,
не чувствует авторскую интонацию. Такому читателю можно только посочувствовать. Другими словами, он не может выйти
из своей системы координат, не может взглянуть на события глазами других людей.
         А без этого многие произведения до конца не понять и не прочувствовать. Не зря же говорят: наш глаз видит только то,
что освещает собственным светом. Лучше, пожалуй, и не скажешь.

 
               


Рецензии