Ольга Гракова. Поэт, мудрец и женщина

Ольга Гракова. Это имя я запомнила сразу - с первой подборки стихов, опубликованной в газете "Звезда Алтая". Строки, прочитанные тогда, остались в памяти до сих пор:

Посмевших не любить постигнет Божья кара,
Отринувшим любовь прощенья не сыскать,-
Юродствовать в огне Вселенского пожара,
На порванной струне любовь свою играть.

Я стала пристально следить за творчеством этой поэтессы и с каждой публикацией убеждалась в своем первом впечатлении: в Горном  Алтае появился талантливый человек, "поэт, мудрец и женщина" - как верно она сказала о себе в одном из стихотворений.

Пишущий человек всегда ощущает потребность быть услышанным и понятым другими, но часто до людских сердец достучаться поэту бывает очень трудно - слишком сложен и непонятен его мир для других, и тогда появляются строки, полные печальной иронии:

Стихи - стихий глухие отголоски.
Поэты - их бесправные послы,
Что рифмой мир, опошленный и плоский,
Завязывают в нервные узлы.

Их ремесло, пожалуй, бесполезно.
Кому они понятны и нужны?
Есть более престижные болезни.

Может быть, действительно, талант - это аномалия, "непрестижная болезнь", о которой в обществе говорить не принято: отсюда ощущение своей ненужности, невостребованности. Не случайно в одном из ее стихотворений возникает символ поэта - белой вороны, не принимаемой своими собратьями. Одиночество и ощущение своей избранности - обычные спутники таланта. Но ведь есть и другая сторона медали - преданные поклонники, которых у Граковой не может не быть: многие ее стихи как точный выстрел, попадают прямо в "десятку". Разве могут оставить кого-то равнодушным строки, сказанные с такой отчаянной откровенностью:

Когда Тебе молюсь,
Мне, Господи, не верь,
Как я в Твое спасение не верю.
Но я к Тебе стремлюсь,
Как утомленный зверь,
Судьбой приговоренный к высшей мере.

Константин Бальмонт как-то заметил: "Нам нравятся поэты, похожие на нас". Он прав: меня, например, в поэзии Ольги Граковой привлекает прежде всего философская направленность. Умная и тонкая по натуре, она пытается найти и сформулировать вселенские законы:

Нет, время - не река.
Исхода нет и срока.
Лишь светлые круги
В прозрачной глубине.

Мгновенья и века -
Лишь видимость потока,
Но нет времен других
И нас вне круга нет.

Мне в своей жизни неоднократно приходилось слышать, что женское участие в поэтическом творчестве должно ограничиваться любовной лирикой, так как философия - удел мужчин. Стихи Граковой доказывают обратное. Хотя и стихи о любви у нее тоже удивительно нежные и образные. Да и может ли быть иначе, когда "любовь в природе разлита":

Как часто за любовь мы принимали
Случайный звук и, разум заглуша,
Как стрелка на магнитной аномалии,
Металась заполошная душа.

Метко сказано, не правда ли? Я была знакома с Ольгой Граковой лишь заочно. Честно говоря, всегда боюсь знакомиться ближе - не хочу, чтобы впечатление, оставшееся после стихов, было нарушено какими-то бытовыми деталями.

… Этот материал я писала, когда О.Гракова была жива, вскоре ее не стало. Сердечный приступ. Ей было всего 49 лет. По нынешним меркам немного. Остались стихи, которые продолжают жить.


Рецензии