Мотив
«кнг», «ао», «блбоз» — мотивы.
Мотивы бывают консонантными (состоящие из согласных), вокальными (из гласных) и вокально-консонантными.
• Членение мотива — уточнение элементов мотива, его строительных единиц.
Мотив «кот» расчленить можно четырьмя способами:
«к-о-т», «ко-т», «к-от», «кот».
«К», «о», «ко» и т. д. становятся элементами мотива.
Элементы мотива сами по себе являются мотивами.
• Перечленение — повторное членение.
«ко-т» ––> «к-от».
———
Разработка мотивов
• Разработка мотива — изменение элементов мотива или его строения.
Типы разработки
1. Репетиция (повторение) мотива — повторение мотива без изменений.
«рот» ––> «рот».
1.1. Смена ударения — сохранение рисунка звуков, но со сменой ударной гласной.
«трУ-сы» ––> «тру-сЫ».
2. Дополнение — насыщение мотива дополнительными элементами.
«бор» ––> «бор-т».
«Т» в этом примере — дополнительный элемент (или по-другому — дополнение).
2.1. Дублирование — повторение одного из элементов мотива.
«т-о-р» ––> «т-о-р-т».
Элемент «Т» здесь удваивается.
3. Пропуск элемента — обратный дополнению процесс.
«по-с-т» ––> «по-т».
3.1. Снятие дублировки.
«т-о-р-т» ––> «т-о-р».
3.2. Вычленение мотива — объединение элементов мотива в другой мотив, на основе сходства этих элементов.
«чел-век» ––> «ч-л-вь-к» (вычленение консонантного мотива)
«ч-л-вь-к» ––> «ч-вь» (вычленение мягких согласных).
4. Замена элемента — пропуск и дополнение на месте пропуска.
4.1. Простая замена.
4.1.1. Палатализация — замена твёрдого согласного на мягкий, того же способа и места образования.
«ма-т» ––> «ма-ть».
Палатализация всех твёрдых согласных мотива (кроме «ш», «ж», «ц») называется полной палатализацией.
Неполная палатализация называется полупалатализацией.
4.1.2. Утвержение — обратный палатализации процесс.
«нь-ос» ––> «н-ос».
Утвержение всех мягких согласных мотива (кроме «й», «ч») называется полным утвержением.
Неполное утвержение называется полуутвержением.
4.1.3. Оглушение — замена звонкого согласного на парный ему глухой.
«б-от» ––> «п-от».
Оглушение всех звонких согласных мотива (кроме «й») называется полным оглушением.
Неполное оглушение называется полуоглушением.
4.1.4. Озвончение — обратный оглушению процесс.
«т-очка» ––> «д-очка»
Озвончение всех глухих согласных мотива (кроме «х», «ц», «щ», «ч») называется полным озвончением.
Неполное озвончение называется полуозвончением.
4.1.5. Замена согласного на согласный того же способа образования (звонкость/глухота, твёрдость/мягкость при этом сохраняются).
«к» ––> «п» (взрывные).
«х» ––> «ф» (фрикативы).
4.1.6. Замена согласного на согласный того же места образования (звонкость/глухота, твёрдость/мягкость при этом сохраняются).
«к» ––> «х» (велярные).
«щ» ––> «ч» (альвео-палатальные).
«т» ––> «с» (альвеолярные).
«м» ––> «б» (билабиальные).
4.2. Сложная замена — прочие виды замен.
«б-ыть» ––> «н-ыть».
Сложную замену зачастую можно представить как ряд простых: «б-ыть» ––> «[в]-ыть» (замена начального элемента на звонкий билабиальный дрожащий согласный) ––> «р-ыть» (замена согласного на согласный того же способа образования) ––> «н-ыть» (замена согласного на согласный того же места образования).
Как видно, в серии замен могут появляться звуки, не встречающиеся в русском языке.
4.2.1. Тасовка мотива — перестановка элементов.
«ик-р-а» ––> «ик-а-р».
4.2.1.1. Инверсия (обращение) мотива.
«р-о-т» ––> «т-о-р».
«ры-ба» ––> «ба-ры».
«сЕл-а» ––> «а-сЕл» (осе;л).
В последнем примере мы можем заметить особенность — элементы мотива разбираются не фонемно, а по реальному звучанию:
Безударное «о» почти всегда интерпретируется как «а».
Звонкие парные согласные на конце слов всегда интерпретируются как глухие того же способа и места образования.
Безударное «е» можно интерпретировать и как «е», и как «и»,
———
Опираясь на перечисленные типы преобразования мотива, можно классифицировать их по степени влияния на облик слова и создать некую систему степеней родства мотивов.
Сделать это сложно, потому что не все элементы мотива равнозначны. Большее значение имеют мотивные элементы в начале слова и рядом с ударной гласной. Согласные обычно имеют больше влияния на облик слова, чем гласные. Чем длиннее мотив, тем ниже влияние отдельных элементов на его облик.
———
Примеры схем мотивных преобразований
/март ––> омар/
• «март» ––> «мар-т» (членение) ––> «мар» (пропуск конечного мотива) ––> «а-мАр» (дублирование).
/плато ––> оплата/
• «платО» ––> «плат-О» (членение) ––> «плАт-а» (смена конечного мотива) ––> «а-плАт-а» (дублирование).
• «челавек» ––> «че-лавь-э-к» (членение) ––> «лавь-к» (пропуск мотивов с гласным «е») ––> «лав-к» (утвержение) ––> «л-а-вк» (перечленение) ––> «л-а-вк-а» (дублирование).
/теперь, человек ––> червь/
• «челавек» ––> «ч-ла-вь-эк» (членение) ––> «ч-вь» (вычленение мотива мягких согласных)
• «теперь» ––> «тепь-эрь» (членение) ––> «эрь» (пропуск начального мотива)
• «ч-вь», «эрь» ––> «ч-эрь-вь» (объединение мотивов)
———
Примеры использования мотивов
1.
Знание мотивов и их осознаное использование улучшает общую звуковую фактуру стиха. Строка из «Трагедии» Владимира Маяковского:
«... и в бубен брюха веселье бейте!»
Кручёных в «Сдвигологии русского стиха» комментирует: «от глухого бу через увлажнённое брю переход в звонкое бей-эй!».
Пути мотива следующие:
/бубен ––> брю, бе/
• «бу-бен» ––> «бу» (вычленение мотивного элемента) ––> «брю» (дополнение)
• «бу-бен» ––> «бу» ––> «бю» (палатализация) ––> «бе» (простая замена гласной).
2.
Очень грамотно мотивами пользуется Александр Введенский в поэме «Потец».
Все слова, рифмующиеся с названием (мотив «'эц»), входят в единое семантическое поле. Все они так или иначе связаны со смертью.
Введенский даёт некоторую экспозицию мотива, вводит слова «отец», который на протяжении поэмы умирает, «Потец», холодный пот на лбу умершего, «конец», «свинец», «иноходец с того света», «вдовец», «ты уже леденец», «мертвец», и на фоне них слова «венец», «младенец», «канатоходец», «певец», «дворец», «жрец», «игрец», «купец», «кузнец» («Эй кузнец куй! куй! Мы все в кузнице уснём. Мы все узники») тоже приобретают такой подтекст.
На это в поэме намекает сам Введенский:
«И вдруг открылись двери рая,
И нянька вышла из сарая,
И был на ней надет чепец
И это снова всем напомнило их вечный вопрос о том,
Что такое есть Потец».
О том, что созвучные между собой слова диффундируют по смыслу, писали ещё футуристы в начале XX века. Здесь Введенский это свойство слов обыгрывает.
Мотивы, которые используются подобным образом, называются лейтмотивами.
3.
Явление лейтмотивов я впервые заметил в ноябре 2022 года и написал стихотворение с несколькими лейтмотивами:
«Этюд 2»
Глаза слепила
война,
В голове плыли
слова.
Цветок из дула пулемёта —
Свиток жизни,
Камертон-свисток...
Волна
Воспоминаний
Полна
Ощущения чьего-то таинственного присутствия,
Напутствия,
Словно медведь сидит на пеньке и щёлкает шишки.
А медведь сам мёртв ведь,
Светится как алмаз,
Цветёт
Спелая шишка глаз.
07.11.2022.
Свидетельство о публикации №123100204717