Б24. Итоги конкурса Лето-Осень 2023

ПЕРВОЕ место (2000 баллов)
Нина Баландина  http://stihi.ru/avtor/ninabalandina45
"Вновь под дождём"

Вновь под дождем намокшее плечо прикрыть зонтом, не думать ни о чем, в молчание пройти по переходу . Услышать скрип качелей «так - не так», понять, что жизнь по-прежнему пустяк, зависящий от власти непогоды. Случайный лист, отметивший рукав. На всякий случай по прохладе шарф поверх жилета,- все, как в раннем детстве... Пасьянс листвы: тьму полонящий цвет, палитра встреч, что продлевает свет, – расклад один, и никуда не деться.

По небу (где недавно был простор) клубит туман, боясь упасть в костер подкинутых рябиновых признаний. Расплывшийся за тьмою горизонт. Притихший дождь стучится в старый зонт, а тот не слышит: явно, не весна ведь. Остановись и выдохни. Молчи. Своих богов вниманием почти. Поверь, что сентябри - не крайний случай: лишь пауза для осознанья – плешь, когда все голо, а листвы кортеж латунью - и багрян, и желт… Послушай, в подсветке, моросящей через
раз, лиловость зелени и звездность поздних астр тренд осени - стихи! -
в настигших время лужах.

===
ВТОРОЕ место (1000 баллов)
Ульяна Валерьевна http://stihi.ru/avtor/ulita2
"про перемены в общем"

и вроде бы горшочек не варил
и третий рим дождями был затоплен
распутная как эмма бовари
распутывала блюзы дженис джоплин

он целовал мизинцы на ногах
цитировал меня и полозкову
и таяли подлунные снега
под скрип матраса странно и раскованно

я заполняла синий молескин
от титула до шелковой закладки
где в рифму умещалось не покинь
где жизнь казалась ласковой и сладкой

и верилось двоим что смерти нет
а если есть то может быть достойной
кипели мы и тени на стене
горчили губы хвойною настойкой

пожалуйста еще!....

и с хрипотцой
наяривала блюзы крошка дженис
ей подпевал бессмертный виктор цой
на перемены в общем не надеясь

===
ТРЕТЬЕ место (600 баллов)
Екатерина Чаусова  http://stihi.ru/avtor/katya1961
"Не по литовски"

«в лесах высока листва
шумела по-литовски»
Литва — впервые и навек
Б. Чичибабин, 1973

I
Прочитан и отпущен ввысь…
Я шевелю губами:
«В небесных рощах — не на Вы,
бухгалтер-оригами,
романтик-ухарь, медовик
коржавистый, чуть Бабель, —
Ты! в память сердца мне проник
и чистоты прибавил.
По-птичьи чиркнул и затих:
в клети — не так масштабен…
Но свет ваш — с Лилей на двоих —
да будет, Чичибабин!

II
Так густ литовских снов налёт.
А я — ну разве спорю?
Но Вильня в сторону вильнёт
петлёй своих историй.

Я погостить звана не раз,
да не сложилась встреча.
Судьба ль, охоча до гримас, —
случайностей предтеча?

По кольцам брошенных веков
озлобленною белкой
крутиться тошно, но влеком
напастью мир-калека.

По-ту-волну продлив полёт
крестов и звёзд могильных,
я попадаю в переплёт
картинок факсимильных:

И синагога, лес, костёл,
и Айболит еврейский, —
всё — Храм, в котором Ты простёр
раскаяния фрески,
где у калеченных стихов
подрезанные крылья
так тяжелы… а так легко
тоской земной накрыли.

III
О тех, с кем станешь наравне
хлебать свой «безусловный»,
всё неуклюжей и страшней
надуманное слово.

Сквозь боль пронесший на губах©
молчанья несогласье,
не мыслит даже о рабах, —
за веру, землю, глаз ли…

Мне горше самых горьких слов
озноб сосны и тмина.©
И безнаказанное зло
нуждается в помине…

…чем о любви своей не сметь
проговориться в слове©,
и ни в семье, и ни в письме, —
не существует, словно,
так лучше — в полымя, смеясь:
да — олухи, — а кто же
в гадюшнике кричит : «Змея!
Остановись, прохожий!»

В местах, где не давали жить
ни Яхве, ни Исусу,
не ядовиты ль всходы ржи,
надежд не ложны ль узы?

Тем невозможней наблюдать
незамутнённым взором:
Россия, — ты моя беда, —
любви не стать позором!

Горит заката злая медь,
роняя в небо перья.
Любовь не может отболеть,
чтоб ни болтали — верь мне...

===
4-8 места

Вера да Юра  http://stihi.ru/avtor/verayura
"Слушая мир"

Когда превращается в тыкву карета,
а внутренний демон и ангел в раздоре,
прошу я совета у встречного ветра
и мудрого моря,
у кошки лежащей на дюне прогретой,
у снов, что слетаются к детской кроватке.
Я слушаю мир, не дающий ответов,
чтоб стало понятней,
как мне разобраться в пришедшем сегодня
и чем я готова рискнуть послезавтра.
А если искомый ответ не приходит —
иду, там где даты
распяты на камне и смотрят с укором
на тех, кто не помнит, что время конечно...
И вновь возвращаюсь за помощью к морю —
оно человечней.
То штормом пугает и криками чаек,
то раны залижет, то гонор остудит,
то слушает молча, то в спину толкает:
вперёд, мол, ты сдюжишь!
Когда я в прибое ответы расcлышу,
в себе разберусь и расставлю все точки,
тогда уж никто не скомандует: "Тише",
где мне надо громче!

===
Ульяна Поликарпова http://stihi.ru/avtor/ulpol7
"Раскаяние"

Каин во двор выходит,
потягиваясь спросонок.
Надо бы обкосить возле ворот крапиву.
В полдень, поди, будет опять под сорок -
солнце печёт с утра безжалостно-нестерпимо.
Надо бы обкосить. Надо бы дом поправить -
как бы не рухнул часом
левый подгнивший угол.
Куры по грядкам бродят, нет на зараз управы.
Клубок деревенской жизни
Каином смотан туго.
Заходит старуха Марфа поговорить о сыне:
за братоубийство "тянет",
десятый уж год доходит.
Получит старуха пенсию,
пошлёт в дальний край посылку -
носки шерстяные, шарфик.
Там, знамо, сибирский холод.
Каин кривится, слушая. Ему неприятна тема.
Расковыряла бабка
его неживую душу.
На грязной скамейке ёрзает, мурашки бегут по телу.
Отвяжется ли когда-нибудь эта старуха ушлая?
А Марфа всё не уймётся,
трындит об одном и том же.
Кроме соседа Каина выплеснуть горе некому:
каб знала, да кабы ведала, воспитывала бы строже,
а каб не беда с ногами, сей час бы к сынку поехала.
Каина злоба душит. Каину очень плохо.
Молчи - умоляет мысленно,
взгляд отводя в сторону,
на высушенную июлем, в белой пыли,
дорогу.
А над дорогой тучей, чёрным грехом -
вОроны.

Хоронят старуху Марфу все пять деревенских жителей,
везут на скрипучих дрогах к церковке у погоста.
А Каин сошёл с ума - бродит, косою вжикает,
кладбищенскую крапиву, как заведённый, косит.

===
Ольга Флярковская    http://stihi.ru/avtor/fliarik
"БАБОЧКА"

Закрою ладонью – а вдруг улетит? –
Подвижную хрупкую плоть.
Ах, бабочка, лета последний мотив
Сегодня играет Господь.
Чуть слышен сосны низковатый тромбон,
На струнных вздохнула ветла.
Ударил в кимвалы разросшийся клён
На проводах первых тепла.
Ах, бабочка, что ты смогла уловить
Из этой симфонии дня?
Простое желание век свой дожить,
И то – под рукой у меня.
Лети, позабывший о стебле цветок,
Игрушечный плащ разверни!
Нектара прощальный тягучий глоток
Оставили летние дни.
Не станет препятствием к воле ладонь –
Я просто её отведу.
Но помни, что вечером поздним огонь
Всегда зажигают в саду.

===
Татьяна Воронова 6  http://stihi.ru/avtor/invisible123
"История"

Когда история творится на глазах,
То любопытство и животный липкий страх

В душе сменяются, как сторожа в дежурке;
Всё четче видится - и кофе в старой турке,

И банка мутная с букетом дачных трав,
И чашка мамина, не убранная в шкаф...

Когда история всех походя сминает,
Свою историю тебе напоминает

Безделка каждая, любая чепуха...
Тогда становится вседневья шелуха

И бесполезней, и ценней одновременно,
Когда история сметает сор вселенной -

Тебя, меня, его... и этого, и тех...
И чашку мамину, и кофе на плите...

===
Илина Гумер  http://stihi.ru/avtor/ilimara
"Дарий"

Неизменны – как воздух насущный – «улица, фонарь, аптека»,
И внезапен – как гром небесный – случайный прохожий.
Но ты вдруг смотришь – и берёшь этого человека –
С потрохами всеми, мимикой, глазами, оттенком кожи…

И голова твоя умная – непривычно лёгкая и пустая,
Только мысль – мухой по кругу – слева направо:
Не случаен лиловый иван-чай в предгорьях Алтая,
Как не к месту была бы там голубая заморская агава.

И понимаешь: ничто просто так не происходит –
Написан где-то, скреплён печатями твой сценарий.
И встречный этот, вчера незнакомый вроде,
Ныне – расцветающей Персии твоей царь Дарий.

И мил он тебе умом, статью, запахом, белозубой улыбкой.
И не бесит – как так? – молодецкой бедовой ухваткой.
И плывёшь ты в океане предчувствий своих – золотою рыбкой.
И царишь в термитнике памяти своей – золотою маткой...

===
9-15 места
 
Александр Анатольевич Андреев
" Очень сильный дождь "

Стихли за сценой твои шаги.
Город картонками лёг в углу.
Скорость. Дорога. Писк мелюзги.
Ветер вонзает в полночь иглу.
Пусть красота не сильней, чем нож,
Только она заполнит эфир.
Если пройдёт очень сильный дождь,
Очистит ли он этот грязный мир?

Ветер кромсает ночь на часы.
Радость – щебёнкой из-под колёс.
Жаркий костёр. Где-то воют псы.
Так хорошо, что не слышно слёз.
Жёлтое пламя. Лёгкая дрожь.
Капля смолы. Поднебесный пир.
Если пройдёт очень сильный дождь,
Может, очистит и этот мир.

===
Бонгард Друидов Чайкин Андрей
"Маленький плод нашей любви"

Пожиная скуку, веселье сея,
Выстругивая армию из бревна и полена,
Превращаюсь из патриция в плебея,
Как трава превращается в сено…

{Выбирая между первым поцелуем и последней бомбой}
[Треугольник живёт в ромбе]

Но я не мечу в Бонапарты,
Хотя тактика со стратегией мне по колено,
И вот я наблюдаю, сминая карты,
Как Нева превращается в Сену…

{Я выбираю первый поцелуй}
[В треугольник вписан буй]

Мой друг Одиссей умён, как колдун,
Ни в огне не горел, не тонул
В море.
Мой друг Одиссей силён, как медведь,
Но на остров циклопов попал посередь
Моря.
Мой друг Одиссей высок, как стена,
Но просит у Полифема в подарок жена
Героя.
И наш богатырь, наш ведун, наш дылда
На наших глазах превращается в дилдо…

{потому что последних бомб много}
[в буе видно недотрогу]

На один день короче стала дорога
В место, где хоровод по диаметру
Равен экватору,
И повелитель в сотый раз
Просит сказку про кран, и ты с улыбкой подчиняешься диктатору…

{а первый поцелуй один}
[в недотроге растёт сын]

 ===
Марго Сергеева
"безумный шляпник"

маленькое шале где-то на краю земли
ирисы разбросанные по парапету
призрак уходящего лета
недопитый кофе
тонкий точёный профиль
будто вырезанный из папиросной бумаги
перчатки позабытые на подлокотнике кресла...

тычешься в него носом
словно щенок
шляпник мой безумный шляпник
как же легко эту жизнь прошляпить
пустить поездом под откос
где-то на краю земли
там где рельсы расходятся вкривь и вкось...

и вот ты стоишь
актриса на авансцене
мысленно проклиная серых дней кутерьму
а он ничего не узнает и не заценит
он даже не поймёт что это ему

===
Михаил Эндин
" Зима. Фауст, Мефистофель"
Мне скучно, бес.
Александр Пушкин, «Сцена из Фауста»

Фауст: За окнами — зима.

Мефистофель: Не говори...

Фауст: За декабрями ходят январи.

Мефистофель: Открытие, достойное пера.

Фауст: А помнишь, ты твердил «Пора, пора...».

Мефистофель: Да, я твердил, я и сейчас готов
всё повторить с набором тех же слов.

Фауст: Пора, пора... и часто в январе
я тоже думал о своей поре:
начало года, праздники, запал...

Мефистофель: О да, застолье, выпивка, упал
от радости, должно быть, и потом...

Фауст: Ты не о том, и слишком зло, притом.
Зимой бывает странная пора:
светает чуть, и с самого утра
торопишься увидеть там, вдали
за окнами не краешек земли,
не старый дом, изученный уже
до надписей на верхнем этаже —
спешишь увидеть чистые снега,
дорогу на иные берега,
и там на этих дальних берегах...

Мефистофель: Свой старый дом и улицу в снегах
увидишь вдруг, поскольку и вдали
всё то же, как о том ни говори.

Фауст: А ты шутник... но, вероятно, прав.
Куда идти, когда имеешь нрав
спокойный, созерцательный и без
привычки к бегству? Мне не скучно, бес,
теперь, когда за окнами зима
и улица, что, кажется, сама,
неспешная, течёт за поворот.
За декабрями ходит новый год,
а старый пропадает без следа.

Мефистофель: И ты бываешь правым иногда.

===
Жанна Лебедева
"Маленькое чёрное платье"

маленькое чёрное платье
чуть ниже колен
закрытые рукава и закрытое
декольте
повышает
напряжение в воздухе
на несколько сот вольт
при ходьбе
сижу за роялем
ткань натягивается
открывая колени
я влитая в форму платья
и твоих прикосновений
твой взгляд прямой
от родинки между лопаток
через застёжку на спине
сквозит
переливается
через край
я пахну пачулями с амлой
вечерняя сангрия
чуть сладкий мате
под тканью
схваченной на талии
под лифом платья
змейкой
извивается бретель
===

Белый ящик.
"Caps Lock"

1.

Когда я пишу ему – мне не хватает слов.
Поэтому ставлю смайлики – разные и помногу. :-)
А ещё не хватает звука – и слово "ЛЮБОВЬ"
я пишу… нет, – кричу! – CapsLock'ом.

Мне не хватает воздуха, когда он пишет мне,
живой тактильности от его присутствия.
В виртуально-завораживающей тишине –
в обманывающей тишине! – наше межчувствие.

Да, я лгу ему: не Алиса и вовсе не ветреная жена –
я давно одинока, зовут Антонина, а кратко – Тося.
Думаю, он тоже обманывает меня, –
он не Павел и не референт у нефтяного босса.

Но вот только не верю, что наши чувства – ложь.
А иначе жизнь – сплошная чёрнополосица.
Потому-то и мимикрирую под молодёжь,
к которой он, любимый, конечно, относится…

2.

"Насколько легко и трудно снова чувствовать себя безудержно-молодой! –
с улыбкой думает, глядя на экран, старая и больная женщина.
– Как завораживающе-приятно встречаться с юностью и с любовью,
пусть даже полностью сменив обличие и стиль общения!"

Она радуется слову "ЛЮБЛЮ!" – и пишет "Я ТОЖЕ ЛЮБЛЮ!" в ответ.
Затем выключает лэптоп, выходя из мировой живительной паутины, –
и стыдливо прячет его, вздыхая и припоминая, сколько ей лет…
начиная ждать Тосю, приходящую медсестру. Если полностью – Антонину…

===
Айк Лалунц
"Хлеб. Диптих"

1.

Что может быть чудеснее зерна –
Святой предтечи будущего хлеба!
Бежит тропинка к полю от гумна
То вправо забирая чуть, то влево.

По ней шагают дедушка и внук
К большому свежевспаханному полю,
Чтоб из своих простых крестьянских рук
Благие зёрна выпустить на волю.

И в тёплый пар, во влажный чернозём
Прольётся ливень золотистых зёрен.
Затем ростки одним прекрасным днём
Рванутся к свету из подземных штолен.

Заколосятся вдруг на радость всем.
И силою нальются благодатной,
Под солнцем вызревая, чтоб затем
Вернуться к людям щедростью стократной.

И вновь зерном улечься на току.
И с жерновами повстречаться смело,
Чтоб превратиться в свежую муку
И хлебом возрождаться то и дело.

Что может быть священнее зерна?

2.

Бабушка склоняется к тандыру, где с утра огня ажиотаж,
И являет солнечному миру солнцеликий пышущий лаваш.
От румяной корочки исходит аромат такой, что нету сил
Дожидаться нам с сестрёнкой Тоти, чтоб лаваш немножко поостыл.

Я его ломаю на три части – бабушке Маро и нам с сестрой,
Бабушка в ответ: «Моё ты счастье! Я уже поела, дорогой».
Детство, озаряющее старость… И скажу я честно, без прикрас:
Мы с сестрёнкой – бабушкина радость и её любимей нет у нас.

Над селом дымки вовсю струятся, потому что по округе всей
Бабушки пекут для домочадцев лаваши – не отыскать вкусней.
Зной царит от края и до края, он с утра вошёл в привычный раж.
Кто же там, на небе выпекает вот такой же солнечный лаваш?

Пусть моменты счастья не прервутся ни в каких грядущих временах,
Пусть всегда, из века в век пекутся лаваши на небе и в печах.
===

Поздравляем победителей!
Благодарим уважаемых экспертов и всех авторов, принявших участие в конкурсе.
По итогам Большого конкурса без заданной темы Б24 новыми членами клуба становятся Нина Баландина, Вера да Юра и Ульяна Поликарпова.

===
Убедительно просим лауреатов не отказываться от призовых баллов – это создает неловкость для тех, кому такие баллы нужны. Вы можете сделать взнос отдельным переводом (логин: omut902).


Рецензии
Приятно и очень неожиданно!
Не думала, что такого рода стихи имеют шанс на победу.
Просто хотела поделиться и выслушать мнения. Тем приятнее. Рада за это стихотворение по многим причинам.

Огромное спасибо принимающим редакторам за выбор, но особенно - за то, что не жалели сил и времени "при исполнении"!

Поздравляю всех - я давно не получала такого удовольствия, читая конкурсные стихи. Это правда)Жаль, не увидела в первых рядах "черно-белого" стихотворения, за которое болела...

Вероника, благодарю за замечательный конкурс - мой любимый: не нужно голосовать. Подал и обсуждай собственное творение, никого не обижая невыбором. Прелесть!

Екатерина Чаусова   02.10.2023 21:06     Заявить о нарушении
Катя, здравствуй!
Спасибо за душевный отклик!
А что до стихов, главное, чтобы они попадали в читателя)

До новых встреч!

Трунова Вероника   03.10.2023 07:45   Заявить о нарушении
Согласна)) И не рикошетили при этом)))

Екатерина Чаусова   04.10.2023 14:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.