Горе-вышивальщица
Сцена первая.
Действующие лица:
Циля (экономка)
Морденко (ростовщик)
Циля (подходя к окну, с французским прононсом):
Как Ви считаете, мон шер,
Достаточно ль уже стемнело?
Повышивать я захотела,
Так не зажечь ли нам торшер?
Морденко (про себя):
Опять чухонка крышей едет!
Не вспомнила и об обеде!
Опять начнётся про Париж!
Ах, чтоб совсем её, ити ж!
Циля (зажигая лучину):
Какие предпочли б шелка ви,
Мон шер, ронжовый иль бордо?
Пурпур не в моде уж давно,
А Вам к лицу. Ви не видали?
Морденко (бормочет немного громче):
Вот дура! Решето стянула!
Нашла же пяльцы для себя!
Ну, хоть с бордо не обманула,-
Свеклой покрасила букля.
Циля (мечтательно):
В Париж поеду за пленэром!
По Елисейским по полям,
На лошадях, да с кавалером…
Там силь ву пле, пардон, шарман…
Морденко (громко):
Мадам, какой пленэр вам нужен?!
Идите, приготовьте ужин!
И пяльцы не забудьте взять!
Чухонская вы дура, мать!
Ну, сэкономила, не спорю!
Лучину не сжигала вволю
И дров брала ты ровно три.
Ну, стану звать тебя Джули!
Но бредни надоело слушать!
Ты экономка, дура, клуша,
А вовсе не экономист,
Миллионер и пейзажист!
Циля (надменно):
Мон шер! Я Вас не понимаю!
Я Вас буквально из сарая,
Буквально прямо от свиней,
Неблагодарный ви лакей!
Я вот без Саги вышиваю
Давно не ездию в трамваю,
Хочу из лобстеров омлет,
Но думаю: «Нет Циля! Нет!»
Я цель великую имею!
Себя совсем я не жалею!
Всё в дом, копейка чтоб велась
И на билет нам набралась!
Морденко (кричит):
Опять! Ну, не могу я слушать!
Довольно! Уж завяли уши!
Иди, шелка свои добей,
А то получишь пенделей!
Циля (гордо):
Живите сами как хотите!
Вам не разбогатеть вовек!
Ви низменность, а я Казбек!
Я ухожу! И не ищите!
Снимает телогрейку и валенки и лезет на печь.
Сцена вторая.
Действующие лица:
Циля, разбогатевшая после смерти Морденко, собирается в Париж, на выставку.
Мастер.
Циля (заходя в багетную мастерскую):
Мусьё, на выставку я еду!
Оформите мои шелка!
Мне бы хотелось до обеду -
Потом мутит от коньяка.
Мастер (в экстазе вознося руки):
Сударыня! Восторг! Марина!
Я прав? Ведь это же корабль?
Непревзойденная картина!
Оценит даже коннетабль!
Циля (польщённо):
Я, право, думала иначе…
Но вы такой специалист…
Пущай марина. На удачу!
Исправит в списке галерист.
Пущай он в сентябре как-будто.
Тут жёлтый, видите, в углу?
А здесь бордо слегка надуто,
Как алый парус поутру.
Мастер:
О, да! Я вижу! Надо дубом
Всегда марины оформлять!
Тут желудя, тут просто срубом.
Морилкой будем укреплять?
(подводя к доскам):
Морилку прям рекомендую!
Ему же плавать по морям!
Извольте видеть! Дуб вживую!
Доска к доске, гвоздя к гвоздям!
Циля (что-то высчитывая про себя):
Я склонна согласиться с Вами.
Кубов тут, видно, двадцать пять?
А что нам делать с парусами?
Их тоже дубом оформлять?
Мастер (махая руками):
Ну, что Вы, что Вы, это слишком!
Я б не позволил никогда!
Я ж не какой-то там мальчишка,
А, всё-таки, величина!
Мы сверху листья клёна пустим!
Смотрите, как взыграл корабль!
Так связь с Канадой не упустим
И подчеркнём, что тут сентябрь.
Циля(задумчиво):
Да, да, отличное решенье!
Тут дуб, тут клён, тут паспарту.
Прекрасно! Слёзы умиленья!
Ох, защипало прям во рту.
(хитро прищурившись):
Но уж за клён немного скиньте!
Ведь, всё же, клён совсем не дуб!
Вы тут мозгами пораскиньте,
Пока я съездию в гольф-клуб.
Мастер (угодливо):
Сударыня, как сын канадца
(Папаша отошел от дел),
Я вам процентов скину двадцать,
И это даже не предел!
Я вам служить почту за счастье!
Всё будет истинный шарман!
Вам повезло, что я здесь мастер,
А не какой-то там чурбан!
(Кланяется, потирает руки, провожая до дверей.)
Циля (с довольной улыбкой, в сторону):
Хоть он и вор и шаромыжник,
Надуть я всё-таки смогла!
Нашёлся, тоже, передвижник!
Но я глаза-то отвела!
Марина! Как запомнить только?
Поставлю крестик. Вот же псих!
Но за бесценок дуба сколько!
Париж падёт у ног моих!
Садится в экипаж, уезжает.
Сцена третья.
Циля на выставке в Париже.
Действующие лица:
Циля.
Поручик Ржевский.
Публика.
Лошадь.
Циля (за утренним кофием):
Что пишет пресса о картине?
Вчерась там был корреспондент.
Стоял, как столб, посередине,
Хоть выставляй на постамент.
Поручик (картавя и грассируя):
Судалыня! Они засланцы!
Куда клестьянам от пела
Писать о чувствах иностланцев!
О лусском духе сентябля!
Циля (мечтательно):
Сегодня речь я прочитаю
Про освещение основ.
Там очень тонко намекаю
Я о количестве дубов.
С трудом, но довезли досюда
Моё творенье три коня.
И оформления покуда
Не переплюнуть у меня!
Поручик (энергично кивая):
Мой ангел! К челту пелесуды!
Вчела я видел, как одна
Служанка вдрлебезги посуду
Лазбила, лухнув у окна,
Едва увидела калтину!
Какой вам нужен еще знак?
Увидит публика малину
И будет полный вам аншлаг!
Циля (проверяя нарисованный крестик на руке):
Ох, я все время забываю!
Марина! Надо ж учудить!
Однако, время. Опоздаю,
А мне ведь речь произносить!
На выставке.
Циля (стоя у своей картины):
Мусьё и прочие мадамы!
Исполнилась моя мечта!
Не даром! Только телеграммы
Мне обошлись рублей в полста!
Смотрит на нарисованный на руке крестик, тяжело задумывается, морщит лоб, чешет в затылке. Просияв:
Дык вот. Как видите, картина.
На ней марина в полный рост.
Нос длинный, как у Буратино,
А сзади, сообразно, хвост.
На ней матросы с капитаном
Не раз одерживали верх.
По всем морям и окиянам
Их знали, жаловаться грех!
Воодушевившись, показывает на висящую рядом гигантскую картину с белкой:
Корму отдельно я отмечу.
Дубов пошло на раму - страсть!
Побольше будет, чем у белки!
Ей, кстати, тоже б не упасть.
Вот тут, в углу, слегка помялось,
Пардон! Париж - не близкий свет!
В шелках я вовсе не стеснялась,
Но пыль впиталась от карет.
А в общем мощная картина!
И не забудьте про дубы!
Что скажешь, это же марина!
Хоть в плаванье на ей плыви!
Позвольте, о своих я планах
Поведаю на этот год.
Сюрприз сюда сейчас придёт,
Он задержался у каштанов.
Слышен цокот копыт.
Поручик Ржевский, гордо подбоченясь, въезжает в зал на лошади.
Циля (торжественно):
Прошу внимания, мадамы!
Приехал бенефициар!
Картину я включила в планы
«На перевале Сен-Бернар»!
Что в том Наполеоне толку?
Поручик - лучшая модель!
Достоен он иглы и шёлку!
Согласны вы, мадемуазель?
Мадемуазель краснеет. Лошадь ржёт.
Циля (кокетливо подмигнув господину, стоящему поблизости):
Ещё про планы на субботу!
Пора моим пасть крепостям!
Готова я прервать работу
И прокатиться по полям!
Господин столбенеет, затем поворачивается к стоящей рядом даме и ошарашенно трясёт головой.
Дама ржёт.
Поручик влюбленно смотрит на даму.
Лошадь падает в обморок.
Картина с грохотом падает рядом.
Публика разбегается.
Занавес.
Свидетельство о публикации №123092906044