Лев Прыгунов и Владимир Высоцкий

    …Он хотел стать биологом, как отец, погибший в экспедиции в 1949-м, а стал актером, художником, литератором. Своим другом его называли талантливейшие люди ХХ века, а партнерами на съемочной площадке были звезды отечественного и зарубежного кино.
    Актера кино Льва Прыгунова (1939 г. р., г. Алма-Ата (Казахстан)) называли «Джеймсом Бондом Советского Союза» (хотя Советскую власть Прыгунов мягко говоря недолюбливал): за свою карьеру он сыграл немало разного рода военных, а также разведчиков, шпионов, агентов (в том числе двойных) и других сотрудников спецслужб. А свою первую – и сразу главную – роль в кино актер сыграл, будучи студентом третьего курса ЛГИТМиКа (Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (курс Т. Г. Сойниковой)) в 23 года в фильме «Увольнение на берег» (1962, а/с и реж. Ф. Миронер). Его партнером по съемочной площадке стал тогда еще молодой Владимир Высоцкий. Сюжет фильма таков: матрос Николай Валежников (Л. Прыгунов) во время увольнения на берег знакомится с девушкой, попавшей в беду, и решает ей помочь.
    Затем были роли в известных советских и российских фильмах и телесериалах «Мне двадцать лет», «Утренние поезда», «Иду на грозу», «Туннель», «Три дня Виктора Чернышева», «Сердце Бонивура», «Освобождение», «Пропавшая экспедиция», «Трактир на Пятницкой», «Опасные друзья», «Колье Шарлотты», «По прозвищу"Зверь"», «Слепой», «Брежнев», «КГБ в смокинге», «Духless» и десятках других (фильмография Прыгунова насчитывает почти 130 актерских работ в кино и на ТВ). Были у актера роли в американских и канадских картинах.
    С 1969-го на протяжении 23-х лет Прыгунов играл в Театре-студии киноактера. Лев Георгиевич до сих пор находится в прекрасной физической и творческой форме, так что профессиональных простоев у него не бывает.
    Сегодня многим Прыгунов известен не только как талантливый актер, но и как художник (картины он пишет уже более полувека и неоднократно выставлялся со своими работами в России и за рубежом) и поэт (Лев Георгиевич долгие годы дружил и общался с Иосифом Бродским и выпустил несколько поэтических сборников).
    Актер Эммануил Виторган говорил о своем друге и коллеге: «Жажда Льва познать мир потрясающая совершенно. У него потрясающая тяга к языкам. Он китайский выучил, иероглифами пишет».
    Прыгунов добавляет: «Китайский освоил, когда увлекся восточной философией. Недавно. Английский в 60-е. Все из-за той же тяги к знаниям. Между прочим, имея единственную «тройку» в аттестате – по иностранному. Я учил английский язык на биографиях американских гангстеров. Потом, снимаясь, выучил немецкий, итальянский, румынский языки. Английский выучил, чтобы читать и слушать то, что было недоступно в СССР в те годы, чтобы понимать песни Фрэнка Синатры, которого я обожал».
    Кроме этого, артист увлечен восточными единоборствами и йогой, отлично стреляет…
    Сын Льва Прыгунова Роман – известный в стране кинорежиссер и продюсер (фильмы и сериалы «Индиго», «Духless», «Мертвое озеро», «Магомаев» и др.).
    В программе «Звезды советского экрана» (АО «Москва Медиа», 2022 г.) в разделе «1962. Несостоявшийся ученый» зрители услышали следующие истории: «Тяга к актерской профессии оказалась сильнее. Проучившись два года в Педагогическом Лев Прыгунов забирает документы, едет в Ленинград, где поступает в Институт театра, музыки и кинематографии. Пройдет совсем немного времени – там его заметят ассистенты, работающие в фильме «Увольнение на берег» и пригласят в Москву на пробы. Одним из первых, с кем Лев Прыгунов столкнулся на «Мосфильме», был Владимир Высоцкий. Раньше актеры знакомы не были, но сразу же нашли общий язык. Им предстояло проходить пробы вместе. Тандем получился хороший и Прыгунов получил роль.
    Киновед, кинокритик Сергей Лаврентьев: «Первую роль свою он сыграл в картине, еще будучи студентом, «Увольнение на берег» – достаточно крупную, а-а-а, роль. И в общем-то молодой, красивый парень, стройный».
    После окончания кинопроб Владимир Высоцкий предложил Льву Прыгунову посидеть где-нибудь в тихом месте за бокалом вина. Ближе к вечеру актеров потянуло на приключения: Прыгунов в шутку предложил Высоцкому прямо сейчас отправиться с ним в Ленинград. И тот неожиданно согласился. В Северной столице актеры на неделю «ушли в загул» и перестали выходить на связь. Режиссерская группа, не зная что и думать, начала поиски. Вскоре через знакомых Прыгунова и Высоцкого нашли… в Таллине, где они чудесно проводили время.
    Съемки фильма «Увольнение на берег» проходили в Севастополе и были скорее похожи на какой-то затяжной фестиваль, чем на серьезную работу. Однажды Лев Прыгунов и Владимир Высоцкий решили пообедать в городе. Военную форму решили не снимать: хотелось обратить на себя внимание местных девушек. Но не только красотки заметили моряков. В городе актеры натолкнулись на патруль и… спокойно прошли мимо. Им даже не пришло в голову отдать честь. Это было ошибкой. А в это время съемочная группа фильма «Увольнение на берег» уже битый час сидела без дела: Прыгунова и Высоцкого не было. Заподозрив неладное, режиссер отправился в милицию. Там выяснилось, что актеры живы-здоровы и сидят в комендатуре. Их вот-вот должны отправить на «губу» (гауптвахту. – А. С.). Нужно было срочно выручать незадачливых артистов. Когда военные узнали, кого они задержали, – покатились со смеху. На прощание актерам посоветовали не разгуливать в морской форме по городу. На что Лев Прыгунов гордо ответил: "Теперь из принципа буду ходить только в ней!"»
    17 сентября 2021 года страница «Журнал не о платьях» на интернет-сайте «Дзен» dzen.ru размещает интервью журналистки Марины Бойковой с актером «"С Высоцким у нас вышла довольно длинная история". Лев Прыгунов о своей молодости и кино 60-х». Это крайние на сегодняшний день воспоминания Льва Георгиевича о знакомстве, общении и съемках с коллегой.
    «М. Б.: Впервые вы оказались на съемочной площадке в 1962 году. Что это была за картина?
    Л. П.: Фильм называется «Увольнение на берег». Я тогда был еще студентом Ленинградского института театра, музыки и кинематографии. Играл морячка Николая. А другого морячка играл Володя Высоцкий. Мы с ним как раз на пробах и познакомились. Потом, после этой картины, не было года, чтобы я не снимался.
    М. Б.: С Высоцким дружба получилась?
    Л. П.: Да. Вообще с Володей у нас вышла довольно длинная общая история. После проб я должен был ехать в Ленинград. Режиссер картины и Высоцкий пошли меня провожать. Мы за четыре рубля купили бутылку Bacardi, любимый ром Хемингуэя, и распили ее на вокзале. Режиссер в результате отключился, мы посадили его в такси и отправили домой. После чего я Володе сказал: «Пойдем, мне надо продать билет». А у меня была своя система, по которой я всегда ездил бесплатно, деньги экономил. Билет (а такие поездки оплачивались киностудией) тогда стоил 13 рублей 50 копеек. А я же все время ездил на пробы, поэтому экономия выходила приличная. Володя: «Как это продашь билет?!» – «А вот так. Я езжу без билета». – «Слушай, у меня тоже есть билет в Ленинград на послезавтра. Давай его тоже продадим. Ты возьмешь меня с собой?» – «Конечно». В общем, продали оба билета. По моей системе прошли в общий вагон. Что за система? Если коротко, у меня была знакомая проводница Юзефа, которая помогала попасть в поезд, а дальше уже была моя забота, как избежать встречи с контролерами (существовали разные отработанные приемы), и я всегда подгадывал, чтобы это был рейс Юзефы. В общем, приехали мы с Володей в Ленинград и пять дней там гудели! После чего оставшиеся деньги решили потратить в Таллине, мне нужно было купить брюки, а ему пиджак. Проехали тоже без билета, купили, что нам нужно. А на обратном пути нас накрыли эстонские контролеры! Первый раз меня моя система подвела. (Смеется.) Еле уговорил их не снимать нас с поезда. В итоге нам выписали довольно большой штраф.
    М. Б.: Владимир Семенович уже был знаменит?
    Л. П.: Нет, тогда он еще не спел ни одной песни. Первую как раз написал на нашей картине «Увольнение на берег». Во всяком случае, есть у меня такое предположение. Съемки проходили в Севастополе, и жили мы в гостинице «Севастополь». Первый этаж занимала съемочная группа «Человека-амфибии», второй – наша, а на третий этаж приехала группа, снимавшая фильм «Никогда», в которой оператором был Петя Тодоровский, ставший впоследствии знаменитым режиссером. Он тогда шикарно пел песни Окуджавы, свои… И Володя, послушав Петю, так завелся, что написал песню «А тот, кто раньше с нею был…», которая стала гимном нашего фильма».
    И в более ранних беседах с актером журналисты никогда не забывали спросить его о «дружбе с Владимиром Семеновичем и съемках с ним». Рассказы Прыгунова на эту тему, увы, не отличаются разнообразием историй, фактов, дат и имен, в них упоминаемых, – есть лишь небольшая разница в несущественных деталях, о которых в том или ином интервью внезапно вспоминает актер. Но как говорил немецкий историк искусства Аби Варбург – «бог в деталях». Потому приведем еще несколько историй от Льва Георгиевича.
    20 декабря 2019 года в эфире телеканала «Звезда» зрители увидели очередной выпуск программы «"Десять фотографий" с Ариной Шараповой». В этот раз ее гостем был актер Лев Прыгунов. Конечно же, и тут не обошлось без вопросов о «Владимире Семеновиче и фильме», тем более что 4-я часть программы носила название «С Высоцким мы были приятелями». Между ведущей и актером состоялся следующий диалог. 
    «Арина Шарапова: У меня в руках фотография Владимира Высоцкого. И рядом куплет его известной песни. Эта песня имеет косвенное отношение к вам – «Тот, кто раньше с нею был…»
    Лев Прыгунов: Песня была у нас гимном на нашем фильме. На «Увольнении на берег». Дело в том, что…
    А. Ш.: А вы-то здесь причем?
    Л. П.: В советское время пробовали актера во всех сценах. Последняя проба была с Высоцким, Уже было известно, что его и меня утверждают. Он и режиссер поехали меня провожать. Ну, мы там выпили довольно крепко. Режиссер (Феликс Миронер) у нас быстро (отключился) – очень он слабенький был – мы его посадили в такси, он уехал. Я говорю: «Сейчас, мне надо продать свой  билет…» – «Как продать?» – он говорит. «Ну, так: я езжу без, без билета. Деньги зарабатываю». – «А как ты ездишь?» – «А я езжу без билета в, в общем вагоне». – «А у меня на завтра билет есть! Давай продадим?» – «Давай». Мы продали оба билета и прекрасно проехались в Ленинград. В Ленинграде «загудели». Тогда еще, за месяц до съемок, он вообще не пел – он очень смешные рассказывал истории, все покатывались. Он был фантастический человек, а-а-а энергия грандиозная была. А, а когда мы начали сниматься – и Высоцкий так завелся, у него уже где-то там достал гитару, и вот я, Ариадна Шенгелая и Стас Шлюгер (он был осветителем на картине) – мы были первые слушатели, пер-вы-е! В три часа ночи он нас разбудил…
    А. Ш.: Вы знаете, я думаю, честно говоря, эту песню, да…
    Л. П.: И эта песня у нас была гимном. Это был 61-й год. 
    А. Ш.: Для вас Владимир Высоцкий был правда другом?
    Л. П.: Нет. Мы с ним были приятели хорошие, Когда приехала актриса…
    А. Ш.: …Марина Влади.
    Л. П.: Марина Влади – она отсекла его от всякой шушеры, в которую я попал. И… Ну, в смысле, она отсекла своих, да, да!
    А. Ш.: Как настоящая жена, между нами говоря!
    Л. П.: Как настоящая жена, да! Она – молодец! И, кстати, она, она очень много сделала для него. Она его оформила, она его скомпоновала. В общем, она – молодец! Она очень здорово ему помогла».
    Из данного диалога стоит выделить интересный рассказ об одной из самых известных песен Владимира Семеновича из его раннего творчества и ее первых слушателях. Попутно – о шушере и Марине Влади в судьбе поэта. Ну и все теперь знают, что кинорежиссер Феликс Миронер был слаб в употреблении алкогольных напитков – отрубался быстро. Высоцкий – рассказчик. Дружба с ним? Нет.
    Если продолжить разговор о песнях поэта того периода, в том числе исполняемых им в кругу коллег в съемочный период картины, Лев Георгиевич в интервью американскому высоцковеду Марку Цыбульскому поведал: «Высоцкий пел. Собственно, как я понимаю, Высоцкий петь начал именно на съемках «Увольнения на берег». До этого он рассказывал очень смешные рассказы, но не пел. То есть, пел иногда, но не свои песни. А тут у него появились свои. Его песня «Тот, кто раньше с нею был» была гимном нашей съемочной группы.
    Он писал песни ночью, и в два или в три часа ночи стучал к нам в номера, и мы собирались, и он пел только что сочиненную песню. Этому я был свидетелем». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Лев Георгиевич Прыгунов» (2007).)
    15 августа того же 2019 года телеканал «Россия 1» представил зрительской аудитории очередной выпуск программы «"Судьба человека" с Борисом Корчевниковым». Гостем в студии в этот раз был, как уже ясно, Лев Георгиевич Прыгунов. Первый вопрос ведущего – конечно о фильме и Высоцком.
    «Б. Корчевников: Первая роль – «Увольнение на берег».
    Л. Прыгунов: Да…
    Б. К.: Что это было для вас? Третий курс и вы сразу играете в фильме, которые так много поменяет в вашей судьбе…
    Л. П.: С третьего курса они меня позвали попробоваться в эту картину. Раз восемь или девять я ездил из Ленинграда в Москву. Вот… Последняя проба у меня была с Высоцким. И нас утвердили. И Высоцкий с режиссером меня поехали провожать на поезд. Меня проводили и уже я был уже утвержден на главную роль.
    Б. К.: Это – счастье?
    Л. П.: А-а-а, ну, это не такое счастье – это везение было. Конечно, эта картина для меня имела громадное значение, потому, что я полностью погрузился в кино, полностью понял, что, что такое, как, как работать с режиссером, как работать с оператором, там, как с партнерами работать.
    Б. К. А после выхода фильма что началось?
    Л. П. После выхода фильма… К сожалению, руководитель был Иван Александрович Пырьев. А он мало того, что был антисемит, – он еще ненавидел хорошее кино. У него была лютая ненависть! Он возненавидел этот фильм до такой степени, что нашу картину, ни одна газета не пропустила нашу картину, чтобы полностью смешать с дерьмом. И даже в «Крокодиле» (популярный советский литературно-художественный иллюстрированный сатирический журнал. – А. С.) был фельетон про, про нашу картину – что, в общем, ее не стоит смотреть. Но народ ее очень хорошо принял, картину. И, а-а-а, буквально лет 10-15 назад, лет 12 назад мне звонили из Лос-Анджелеса и сказали, что, вот, мы сейчас пишем книгу о, об итальянском неореализме. И вот мы считаем, что «Увольнение на берег» – это самый лучший пример итальянского неореализма в советском кино. И это было это так! Да. Да. (Аплодисменты в студии.)».
    В этом диалоге очень ценен рассказ артиста о Пырьеве, реакции советского киноначальства и критики на выход фильма.
    1 октября 2018 года интернет-сайт Союза кинематографистов России unikino.ru размещает очерк известного киноведа Натальи Тендоры «Лев Прыгунов: "Мы отстаем от Америки на 90 лет"». В его основу лег рассказ артиста о себе и своем творчестве на встрече со зрителями, состоявшейся в рамках кинофестиваля «Амурская осень» (г. Благовещенск). Вот интересующий нас отрывок из материала: «О молодости актер вспоминает с нежностью – о том, как снимался с Владимиром Высоцким. Экономя, зайцем мотался на съемки в поездах на третьей полке. Научил этой хитрости и Высоцкого. А потом на сэкономленные деньги кутили веселой компанией. О том, как однажды умудрились с помощью букетиков проехать на халяву в пустом международном вагоне. Рассказал еще об одной статье доходов бедных студентов театральных училищ – пробах в кино, за которые в советские времена неплохо платили».
    Данный рассказ – без особых подробностей. Разве узнаем о поездке в Ленинград в международном вагоне и том, что «халявным» поездкам «с помощью букетиков» в поездах Прыгунова обучил молодой Владимир Семенович.
    «– У вас все неплохо складывалось с кино. Кстати, как познакомились с Владимиром Высоцким?
    – Ему было двадцать четыре, мне двадцать три, когда обоих утвердили в картину – для меня первую – «Увольнение на берег». Уже на пробах я убедился, что Володя – большой актер. Мы подружились и решили махнуть в Ленинград, мне причитались там какие-то деньги, ему тоже. Неделю гуляли, постоянно ездили куда-то. Я предложил отправиться в Сестрорецк купаться, но погода резко испортилась.
    – Холодно, – говорю.
    – Ты сказал, что поедем! Значит, поехали!
    И втроем, еще мой приятель был, бултыхались в холодном море, но чувствовали себя счастливыми. Зашли в ресторан, выпили изрядно вина. Я вспомнил, что поблизости живет знакомая девушка, и объявил друзьям, что остаюсь. Посадил их на электричку, потом друг мне рассказывал, что Володя, сойдя в Ленинграде, все бегал: «Где Прыгунов?» Верный был товарищ.
    Он тогда еще не сочинял песен, на съемках в Севастополе начал. В три часа ночи стучал нам в стенку, чтобы зашли и послушали новую. Одна из его первых – «Тот, кто раньше с нею был…» – стала гимном нашей киногруппы». (И. Кравченко, «Лев Прыгунов. Жизнь и игра»: интервью, «Караван историй», № 7, июль 2018 г.)
    Что нового? Высоцкий – большой актер и верный товарищ. Поездка в Сестрорецк. Купания. Появление третьего товарища и подружки. Истина в вине.
    Из интервью Льва Георгиевича еженедельнику «ТелеНеделя» (№ 11, 21-27 марта 2016 г,, Т. Зайцева, «Лев Прыгунов: "Не надо искать счастье, лучше избегать несчастья"»). И тут находим отрывок, в котором актер делится воспоминаниями о съемках и общении с Владимиром Высоцким:
    «Корр.: В «Увольнении на берег» вы с Высоцким такие замечательные морячки…
    Л. П.: После третьего курса я в этот фильм попал. Пробы проходили в Москве – 13 раз ездил! – и за это время мы с Володей успели сдружиться. Когда нас наконец утвердили, мы купили бутылку «Бакарди», чтобы это дело отметить. Допили, и Володя пошел провожать меня  на вокзал. А сам он по каким-то делам собирался ехать в Питер на следующий день. В результате отправился со мной. «Зайцами» ехали, в общем вагоне. В час ночи на остановке в Клину вышли, купили букетик, вручили его самой симпатичной девушке-проводнице, поворковали с ней, и она предложила: «Мальчики, а вы перебирайтесь ко мне, у меня пустой международный вагон». Дальше мы ехали в абсолютном комфорте. (Смеется.) В Ленинграде провели пять загульных дней, жили в нашем общежитии. Я, получив стипендию, был при деньгах. Володя тоже, и погудели мы от души».
    Какие неизвестные ранее факты и подробности выносим из этих воспоминаний? Указано новое количество поездок артиста на пробы, вновь упомянут ром «Бакарди». Дружба с Высоцким? Да.
    Надо признаться, что не только Лев Георгиевич вспоминает о знакомстве и съемках с начинающим актером и поэтом. В очерке «Владимир Высоцкий в кино» (размещен 16 августа 2016 года на странице «Волоколамский край» в социальной сети «ВКонтакте» vk.com) находим следующие подробности: «В 1961 году в Севастополе Феликс Миронер работал над фильмом «Увольнение на берег». Его помощником был Леон (верно: Левон. – А. С.) Кочарян – старший товарищ Высоцкого и его сосед по квартире на Большом Каретном (тогда ул. Ермоловой). Кочарян пригласил друга на эпизодическую роль матроса Петра. Актер сыграл человека, который куда-то рвется, а его упорно не пускают с корабля. Но ему очень нужно на волю, на берег, к любимой девушке.
    Офицер военно-морского флота П. С. Волгин рассказал: «Я служил в 1961 году на крейсере «Михаил Кутузов». Прекрасно помню, как снимали сцену самоволки матроса Петра: Высоцкий, крадучись, пробегал по левому борту и прыгал в шлюпку.
    Вместе с Владимиром Высоцким в фильме снялись еще совсем молодые Владимир Марков, Лев Прыгунов, Ариадна Шенгелая. Высоцкий тогда впервые попал в славный Севастополь, только отстроенный после войны: ранее закрытый город открыли для советских граждан только в 1959 году».
    Кстати, помимо названных актеров, в картине задействованы как уже известные, так  и только обретающие популярность у зрителей Георгий Юматов, Геннадия Юхтин, Владимир Трещалов, Станислав Хитров, Михаил Кокшенов, Эдуард Изотов…
    Недавно известный уже артист Лев Георгиевич Прыгунов поведал: «В «Увольнении на берег» (съемки июль-август 1961 года) мы жили в городе целый месяц в гостинице «Севастополь» на втором этаже. На первом расположилась съемочная группа кинофильма «Человек-амфибия», а на третьем П. Е. Тодоровский со своей командой готовился снимать фильм «Никогда». Петр Ефимович прилично играл на гитаре, пел песни Окуджавы и Галича. Володя быстро познакомился с ним и учился у него гитарным аккордам, ведь он только начинал петь. Из своих песен исполнял, «Татуировку» и «Тот, кто раньше с нею был». Последняя была гимном нашей киногруппы».
    Что узнаем? О месте съемок – крейсер «Михаил Кутузов» (нынче стоит на вечном приколе в порту Новороссийска), имя очередного «учителя» Высоцкого по классу гитары (помимо И. Кохановского, Г. Яловича и других «педагогов»). Упоминание Прыгуновым песни «Татуировка», которую, по его словам, Владимир Семенович также исполнял, пребывая на съемках. Высоцкий всегда называл эту песню первой, которую сочинил…
    Накануне дня рождения Владимира Семеновича, 20 января 2011 года, Лев Георгиевич среди прочих именитых гостей присутствовал на съемках церемонию вручения премий имени поэта «Своя Колея» и концерта, посвященный этому событию. Награждение и исполнениями певцами и артистами песен показали по Первому каналу.
    Журналист «Комсомольской правды» Александр Мешков в статье «На кухне с Высоцким. 20 января в телецентре Останкино состоялся концерт и церемония награждения лауреатов премии им. Владимира Высоцкого "Своя Колея"» (номер газеты от 21 января 2011 г.) писал: «С ВЫСОЦКИМ НА КУХНЕ (маленькие воспоминания).
    – А мы с ним поехали из Ленинграда в Таллин, брюки и пиджак покупать, – вспоминал Лев Прыгунов.
    – Кому? – уточнил, профессионально склонный к детализации, Виктор Мережко.
    – Мне брюки, ему костюм. Мы с Володей деньги тогда получили по тем временам сказочные за фильм («Увольнение на берег»). В ресторанах дорогих обедали. Пока сказочные деньги не кончились. А когда возвращались, «зайцами», естественно, нас эстонский контролер оштрафовал. На серьезную сумму, одиннадцать рублей каждого».
    «Лев Прыгунов принес письмо, которое писал матери об одном своем путешествии, совершенном вместе с Высоцким, и вспомнил, что даже во времена, когда поэта никто не знал, он умудрялся за мгновение собирать вокруг себя толпы людей. У него был талант пародиста, которым он умело пользовался еще до того, как стал писать песни. А вот полюбить гитару Высоцкого заставил Петр Тодоровский, который частенько на съемках, во время перерывов, играл и пел – и заразил этим молодого актера». (Интернет-сайт «Вокруг.тв» vokrug.tv, 20 января 2011 г., Ю. Шершакова, «На Первом вспоминают Высоцкого. В «Останкино» наградили тех, кто идет "своей колеей"», глава «Как Владимир стал Василием».)
    Вот полная расшифровка беседы в студии «Останкино, Москва, 20 января 2011 года.
    «Ведущий В. Золотухин: У Владимира Высоцкого всегда было много творческих планов. Он много снимался, еще больше – пробовался, писал сценарии и даже хотел стать режиссером.
    Ведущая И. Линдт: Рядом с ним находились такие же творческие люди, которые не боялись начинать новые интересные проекты. Сценарист и режиссер Виктор Мережко (аплодисменты в студии). Музыкант, продюсер Стас Намин (аплодисменты в студии).
    В. Золотухин: И заслуженный артист России Лев Георгиевич Прыгунов (аплодисменты в студии). Лев, вы снимались, э, в нескольких картинах с Владимиром Высоцким, были приятелями. Даже, говорят, путешествовали вместе по стране…
    Л. Прыгунов: Мы, м-м-м, познакомились на пробах, потому, что пробы в «Увольнение на берег» проходили, э, месяца два, наверное. И очень много тогда, сэ, серьезно к этому относились. А режиссер очень хотел снимать и меня, и Высоцкого. И последняя проба была с ним. И, э, они пошли меня провожать в Ленинград – я тогда уч…, учился в Ленинграде, ездил из Ленинграда в Москву. И каким-то образом, м-м-м, я, м, пригласил его ехать в Ленинград со мной. Мы сели в поезд, уехали. И гуляли неделю в Ленинграде, потом съездили в Таллин.
    В. Мережко: Гуляли – это как?
    Л. Прыгунов: Ну, как – вот так и гуляли. Мы, о, получили много денег, э-э-э.
    В. Золотухин: За пробы?
    Л. Прыгунов: Он получил… Э, за пробы, как ни странно. Да, за два месяца проб, за два месяца проб. Э…
    В. Золотухин (перебивает): Тогда платили за пробы – 75%, да, от ставки.
    Л. Прыгунов: Потом мы, значит, получили – я получил, м-м, – летнюю стипендию, он получил, м-м, премиальные, за, э-э, Горина (герой, на которого проходил пробы, был утвержден, и которого сыграл В. Высоцкий в картине. – А. С.). И мы неделю ездили на такси по Ленинграду, ходили в «Эрмитаж»…
    В. Мережко: Экскурсии, да?
    Л. Прыгунов: Экскурсии, да. Ужинали, завтракали и, и обедали в хороших ресторанах – могли себе позволить!
    В. Золотухин (улыбаясь): Незабываемые встречи!
    Л. Прыгунов: Да, незабываемые! А потом по-поехали вместе в Таллин, а, – бесплатно, без билета. Потому, что денег у нас уже, э-э-э, и-и, не было. А-а-а, мы хотели там купить пиджак. И брюки, и, в. Приехали в Таллин…
    В. Мережко (перебивает): Кому, кому? 
    Л. Прыгунов: Мне – пиджак, ему – брюки. (Смех в студии.) В Таллине он еще тогда не пел. Но мгновенно он вокруг себя организовывал какую-то, э-э-э, такую компанию, н-н-м, – к нему люди липли просто, невероятно совершенно! И он тогда рассказывал всякие смешные истории и мог пародировать, э, любого артиста – любого артиста мгновенно. Вот… А потом мы сели в поезд и там нас поймали в, в, в поезде…
    В. Золотухин: Все-таки поймали!
    Л. Прыгунов: Да, все-таки поймали. Очень обрадовались эстонцы э-этому. Хотели нас выкинуть на станции, но мы их уговорили, э, доехать до Ленинграда. А потом у нас начались съемки. У него, у него была маленькая сцена – две, две сцены. Но тогда эти две сцены у нас снимались месяца полтора или два. И он два месяца прожил с группой, э, в Севастополе. И вот там я точно знаю, что он там начал писать песни. И ночью он бегал по, м, в три час он стучал в двери, и нас будил, и мы впервые первые слушали несколько песен его.
    С. Намин: Это какой год был?
    Л. Прыгунов: Это 61-й год». (Первый канал, «"Своя Колея". К дню рождения В. Высоцкого», Останкино, 20 января 2011 г., эфир – 30 января.)
    В данных воспоминаниях Прыгунова «всплывают» доселе неизвестные рассказы артиста о «дорогих ресторанах», походе в «Эрмитаж», такси, поездке в столицу Эстонии за брюками для Володи (а не за пиджаком, как вспоминал актер позднее) и сумме штрафа, выписанной приятелям. Узнаем и о таланте Высоцкого-пародиста.
    В октябре 1987 года Инна Кочарян (Крижевская), жена приятеля Владимира Высоцкого кинорежиссера Левона Кочаряна и соседка поэта по дому в Большом Каретном переулке в Москве, в интервью пятигорскому журналисту Валерию Перевозчикову рассказала:
    «– А когда Высоцкого забирал военный патруль?
    – Нет, это было не в Одессе, это было в Севастополе. Когда снимался фильм «Увольнение на берег», Володя Трещалов, Лева Прыгунов и Высоцкий приехали в город на обеденный перерыв. Они приехали в морской военной форме. Наша база была в городском Доме офицеров. Жарко. Трещалов, Прыгунов и Высоцкий вышли попить газировки. Подходит патруль, а они не приветствуют. Офицер спрашивает: «Почему не приветствуете?» Ну а они отвечают: «Да пошел ты…» Их забрали и увезли в комендатуру… Приходит машина, режиссер туда-сюда, а актеров нет. И кто-то ему говорит: «А ваши актеры давно сидят в комендатуре, сейчас их на «губу» отправляют». Недоразумение разъяснилось, но это им понравилось. И потом, как только обеденный перерыв, они начинают фланировать по улице и никому честь не отдают. Но это уже была игра». («Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого – 2», инт. и сост. В. Перевозчикова (1988), глава «Инна Александровна Кочарян».)
    Итак, съемки картины «Увольнение на берег» завершились в августе 1961-го. Через год, 18 июня 1962 года, она вышла на экраны. Как уже знает читатель, фильм, в отличие от зрителей, был весьма неприветливо встречен киноначальством и критикой.
    Лев Георгиевич продолжает вспоминать: «В 1962 году, когда картина вышла на экраны, закончилась моя ленинградская прописка, московской или алма-атинской не было, два раза я из-за этого попадал в милицию. В итоге с меня взяли подписку о том, что в сорок восемь часов покину столицу. Высоцкого тогда уволили из Театра имени Пушкина, и мы с ним поехали в мою родную Алма-Ату сниматься в каком-то бездарном фильме. За два или три месяца выпало всего несколько съемочных дней, а потом картину закрыли». (И. Кравченко, «Лев Прыгунов. Жизнь и игра»: интервью, «Караван историй», № 7, июль 2018 г.)
    17-й номер еженедельника «Аргументы и факты» (от 23 апреля 2019 г.) публикует статью Татьяны Улановой «"Крайне неблагонадежен". Чудеса и парадоксы в судьбе Льва Прыгунова», посвященной 80-летию актера. Автор в частности пишет: «В дебютной картине «Увольнение на берег» подружился с Высоцким, вместе с которым потом уехал в Алма-Ату сниматься в "дурацком фильме"».
    Что за фильм и почему – «дурацкий»?
    Из интервью артиста уже упоминавшемуся Марку Цыбульскому.
    «М. Ц.: После «Увольнения на берег» Вы встречались с Высоцким в Москве?
    Л. П.: Мы встретились в 1963 году. У нас у обоих были трудные времена. Володю выгнали из Театра имени Пушкина, а с меня взяли подписку о немедленном выезде из Москвы, потому что у меня не было московской прописки. И вот тогда нас утвердили в фильм, который снимал Анатолий Галиев. Меня утвердили на главную роль бригадира, а его – на роль члена бригады. У Галиева это был первый фильм, «По газонам не ходить». Дурацкий сценарий, совершенно чудовищный, но ни у Высоцкого, ни у меня выхода не было. На наше счастье, картину закрыли, потому что это было позорище полное.
    Съемки как раз должны были быть в Алма-Ате. Алма-Ата – это моя родина, я туда поехал жить у мамы, и заодно там прописался, а Высоцкий жил в гостинице «Казахстан».
    Там я с ним встречался не очень часто. На моих глазах у него там случился эпилептический припадок. Это было в костюмерной, в подвале. Как я думаю, произошло вот что… Съемочных дней должно было быть немного – два или три. Но мы пять дней готовились к съемкам, потом снимали, потом пять дней ждали, пока проявят материал, пять дней обсуждали, что делать. Решили переснять, – так еще пять дней готовились к пересъемке. Таким образом, у нас образовалось чудовищное количество времени. Высоцкий к тому времени уже набрал хорошую силу, его пленки уже появлялись везде, он постоянно сочинял песни. И его в Алма-Ате стали растаскивать по гостям, по разным компаниям, где, естественно, без спиртного не обходилось. В итоге дело кончилось припадком». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Лев Георгиевич Прыгунов» (2007).)   
    В III части книги Льва Георгиевича «Сергей Иванович Чудаков и др.» (2018) читаем: «Вдруг на «Мосфильме» меня встречает сценарист-режиссер А. Г. и предлагает мне сняться в главной роли в его фильме, который он будет снимать на «Казахфильме» в Алма-Ате, на моей родине! Я читаю сценарий – что-то чудовищное и бездарное, называется «По газонам не ходить!», я должен играть бригадира какой-то строительной бригады. Но… у меня нет никакого выхода. Во всяком случае, я мог восстановить мою алма-атинскую прописку, а с ней я был бы в Москве уже получеловеком. Одним из членов моей бригады оказывается Володя Высоцкий. У него тоже была аховая ситуация: его уволили из Театра им. Пушкина. Недавно мы снимались с ним в «Увольнении на берег», а перед съемками провели две недели, пьянствуя в Ленинграде и Таллине.
    И – в начале лета я улетаю в Алма-Ату. Там за полтора месяца нашего пребывания у нас было только два съемочных дня – более бестолковой и организации работы, и самой студии представить тогда было невозможно. Все свободное время я проводил или дома, или со своими алма-атинскими друзьями Марковичами и замечательными ребятами-архитекторами из Ленинграда, которых «выписал» Кунаев  (Д. А. Кунаев (1912–1993), советский партийный и государственный деятель, первый секретарь ЦК Компартии Казахстана (1960-62 гг. и 1964-86 гг.). – А. С.), дав каждому по трехкомнатной квартире. А Володя Высоцкий попал в не менее замечательный алма-атинский «культурный салон», конкурирующий с «салоном» Мамцовой, и мгновенно стал алма-атинской знаменитостью – он везде пел свои песни, а благодарные алмаатинцы записывали их на магнитофоны. К нашему всеобщему счастью, картину закрывают, я возвращаюсь в Москву…»
    Между тем другие источники сообщают, что фильм Галиева все же был снят. Казахстанский интернет-сайт «zakon.kz» zakon.kz 25 января 2015 года размещает интересный и прекрасно изложенный материал «Владимир Высоцкий «искал снежного человека» на Чимбулаке». По словам автора, в статье – «казахстанские хроники советского барда».
    В начале 1963 года Высоцкий снимался на Чимбулаке и Медео в спортивной комедии режиссера Вениамина Дормана по сценарию Владлена Бахнова и Якова Костюковского «Штрафной удар» в роли гимнаста (он же – наездник) Юрия Никулина.
    Завершив съемки, «актер встретил в Алма-Ате московского приятеля – сценариста и режиссера Анатолия Галиева, он и предложил принять участие в очередном проекте, пообещав, что на горных лыжах кататься не придется. Через несколько месяцев, в мае, на «Казахфильме» уже шли съемки фильма «По газонам не ходить!»
    Из воспоминаний сценариста и режиссера Анатолия Галиева: «Я в фильме  использовал случай, который наблюдал в Темиртау до восстания: директор завода в ответ на какую-то жалобу уволил две бригады рабочих, а те, будучи пламенными патриотами, продолжали ходить на работу без зарплаты – забастовка наоборот».
    «Володе была прописана приличная роль, – говорил Галиев, – одна из главных». Снимали  также в Алма-Ате, Высоцкий опять поселился в гостинице «Казахстан». «Болтаюсь по студии, снимаю мерки, денег нет, за гостиницу доплачиваю рубль с чем-то», – из письма жене.
    Из воспоминаний Прыгунова: «Мы с Высоцким начали сниматься в этой картине, сценарий был такой отвратный, мы согласились сниматься, потому что у меня мама в Алма-Ате, а его попросили из театра, у меня не было прописки,  меня тоже попросили из Москвы, и мы пошли». 
    Говорят, в Алма-Ате тогда стояла жара. По воспоминаниям Льва Прыгунова, прямо на съемочной площадке Высоцкому стало плохо, он потерял сознание. Якобы, врач сказал: «Проблемы с сердцем на фоне нервного истощения». Похоже, первый сердечный приступ у Высоцкого был как раз в Алма-Ате. На «скорой» его увезли в больницу, актера заменили, и фильм вышел на экраны без Высоцкого"».   
    В завершение рассказа о таинственной картине: «Показательна здесь история 1963 года, когда начинающего актера сняли с фильма Анатолия Галиева «По газонам не ходить». А все дело в том, что в Алма-Ате на тридцатиградусной жаре Высоцкий потерял сознание прямо на съемочной площадке. Приехала скорая. Высоцкий быстро очнулся. Его уложили спать. На следующий же день режиссера вызвал на ковер директор студии «Казахфильм» Пясталов, заявивший, по воспоминаниям Галиева, следующее: «Судить, может, будут вас, а слечу я. В общем, давайте что-то делать, чтобы не обидеть мужика. Заплатите ему, что полагается». Само собой разумеется, Высоцкого отправили домой. За обморок», – пишет Д. Смолев в статье «Неснятые фильмы: Кино Владимира Высоцкого», глава «Судить, может, будут вас, а слечу я» (размещена 25 января 2018 г. на интернет-сайте «КиноПоиск» kinopoisk.ru).
    Вновь воспоминания Льва Георгиевича: «Высоцкий был много раз в Алма-Ате, на съемках, это был 1963 год, и потом он был с театром, приезжали на гастроли, и спектакли их шли напротив памятника Абая, вот этот концертный зал. Я был у него на спектакле, потом моя мама сделала пельмени и пригласила несколько актеров, у нас был и Боря Хмельницкий, и Васильев, шикарные пельмени были у нас дома"». (Интернет-сайт «zakon.kz» zakon.kz, 25 января 2015 г., «Владимир Высоцкий «искал снежного человека» на Чимбулаке».)
    Артист продолжает вспоминать: «Потом мы встречались с Высоцким на репетициях театра, который пытался организовать Гена Ялович. Это уже 1964 год. Там играли Жора Епифанцев, Роман Вильдан, Карина Филиппова. Я не был членом труппы, просто мы дружили с Геной Яловичем, и я был на двух или трех репетициях. Это были уже, видимо, одни из последних репетиций, Высоцкий уже говорил, что ему это неинтересно». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Лев Георгиевич Прыгунов», интервью брал М. Цыбульский (2007).)   
    В 1966 году приятелей вновь сводит судьба кинематографическая: они снимаются на Киностудии «Беларусьфильм» в фильме-комедии режиссера Виталия Четверикова «Саша-Сашенька» (сценарий – Л. Вакуловская). Сюжет картины – банален: некая Саша Крылова (Н. Селезнева) работает маляром в Стройконторе. Она – выдумщица и фантазерка. Повстречав рабочего Костю (Л. Прыгунов), который увлекается парашютным спортом, она выдает себя за артистку. И когда ее обман разоблачается, Саше остается только один способ доказать Косте свою любовь – прыгнуть с парашютом…
    У Льва Прыгунова в фильме роль Костика, у Владимира Высоцкого – эпизодическая певца с гитарой (нет в титрах, озвучивает и поет его же песни другой актер).
    В картине звучал отрывок из «Песни-сказка о старом доме на Новом Арбате» («Стоял тот дом, всем жителям знакомый…») (1966), (на музыку М. Таривердиева, одного из композиторов картины).
    Вновь обратимся к интервью Марка с актером. 
    «М. Ц.: Вы с Высоцким еще совпали на картине «Саша-Сашенька» режиссера Четверикова.
    Л.  П.: Вы знаете, меня пригласили сниматься в эту картину, когда она уже была снята. Я не знаю, кто там сначала снялся в той роли, которую потом сыграл я, но Госкино сказало режиссеру, что пока он не поменяет главного героя, картина принята не будет. Он меня нашел и сказал: «Мне в Госкино сказали, чтобы я Вас нашел, Вы подойдете к этой роли». Я согласился и снялся.
    Я приезжал на «Беларусьфильм» и ни с кем там из артистов не виделся. В том числе, и с Высоцким, его эпизоды уже были отсняты. В 1966 году мы были в хороших отношениях, но в Минске не встречались, и только потом припоминали в разговорах эту картину.
    М. Ц.: Высоцкий в этой картине переозвучен, и ходили разговоры, что это именно Вашим голосом он говорит с экрана.
    Л. П.: Ни в коем случае! Я если кого-то из актеров переозвучивал, то только с их позволения. А разве он там переозвучен?
    М. Ц.: Ну да. Он свою песню поет чужим голосом.
    Л. П.: Я не знал этого, потому что я эту картину вообще никогда не видел. Единственно, что знаю точно, так это то, что пою там песню на стихи Высоцкого. Не самая удачная песня его, прямо скажем, но ему же надо было зарабатывать». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Лев Георгиевич Прыгунов» (2007).)   
    Артист говорит о песне поэта «Дорога, дорога – счета нет шагам…» (1963), исполненной им в картине.
    Композитор Евгений Глебов вспоминал: «За те два года, что он рождался, фильм превратился в нечто такое, в котором не осталось ничего от задуманного сначала, и, по-моему, вообще ничего не осталось от того, что можно назвать фильмом. А в его «Дороге» не стиль откровенности Высоцкого. Но я пытался как-то, отталкиваясь прежде всего от слов «Шагаю, шагаю, кто мне запретит» – как-то ужасно это мне в песне нравилось, – заново написать музыку. Так что когда все-таки Володя это прослушал (а пел Прыгунов), то сказал: «Очень здорово, просто здорово!» – «А вы не из-за любезности, да и выхода нет, – не вынимать же из картины песню?» – «Нет-нет, вы знаете, мне нравится эта песня». Это было уже тогда, когда картину мучили-мучили, и в конце ее как-то спихнули». (Е. Глебов, «У нас были отношения короткие, но очень хорошие» в сборнике «Белорусские страницы», вып. 8 (Минск, 2002 г.).)
    Завершая рассказ о картине. Актриса Наталья Селезнева 31 мая 2010 года в телефонной беседе с Марком Цыбудьским рассказала: «Фильму дали третью категорию. Почему? Вы знаете, Четвериков вообще был по своей природе оппозиционер, бунтарь. Он шел впереди времени, смотрел вперед. Таких людей тогда не воспринимали. Ему было очень тяжело, потому что он не был такой, как все. Он не кричал «ура!», не показывал счастливую советскую действительность. Он относился к разряду той интеллигенции, которая себя противопоставляла обществу. Поэтому фильму дали третью категорию. Поэтому он и умер таким молодым. С фильма сняли Золотухина, а взяли приглаженного, чистенького, аккуратненького Левочку Прыгунова. Высоцкого переозвучили. Четверикова довели до инфаркта. Все сходится». (М. Цыбульский, «Высоцкий в Белоруссии», глава вторая «Саша-Сашенька», «В поисках Высоцкого» (г. Пятигорск), № 21, ноябрь 2015 г.)
    «Высоцкий не был в восторге от одного фильма, в котором сам принял участие.
    Актерам далеко не всегда нравятся фильмы, в которых они снимаются. Некоторые свои роли им и вовсе не хочется вспоминать, потому что стыдно. Не избежал этой участи и Владимир Высоцкий.
    Знаменитый бард, поэт и актер появился в «Саше-Сашеньке» в маленьком эпизоде, но, как всегда, он был ярким и, конечно, сыграл на гитаре и спел. Он специально написал песни для этого доброго и наивного фильма и согласился в нем поучаствовать исключительно ради музыки.
    «Фильм дурацкий, а песни в нем хорошие!» – говорил Владимир Семенович о «Саше-Сашеньке».
    Высоцкий был не единственным актером, который спел в этом фильме. Лев Прыгунов, еще сильнее сгоравший от стыда за то, что согласился в нем сняться, спел за своего героя две песни.
    Фильм посвящен девушке Саше, которую сыграла Наталья Селезнева. Она работает маляром, но всем говорит, что она актриса». (Интернет-сайт «Pravda.ru» cinema.pravda.ru, 2 июля 2024 г., О. Васильева, «"Фильм дурацкий, а песни в нем хорошие": так Высоцкий высказался об одном фильме со своим участием».)
    Между тем, судьба все реже сводит приятелей вместе…   
    «М. Ц.: Еще какие-то встречи с Высоцким Вам запомнились?
    Л. П.: В 1967 году я был свидетелем того, как Высоцкий ухаживал за Влади. Во время всемирного кинофестиваля в пресс-центре был банкет. Я должен был в пять утра улетать сниматься в Красноярск. Высоцкий был там с Севой Абдуловым, а я рядом сидел со своими двумя друзьями, а напротив был французский стол. Там сидели Марина Влади и еще одна знаменитая французская актриса, не помню сейчас ее имени. И вот я до трех часов ночи танцевал с ней, а Володя – с Мариной Влади.
    Потом мы уже встречались редко. Видимо, последний раз – в сентябре 1973 года в Алма-Ате, когда Таганка с гастролями приезжала. В это время там был всесоюзный кинофестиваль, на который я приехал. Высоцкий уже был мэтр и держал дистанцию. Человек десять актеров были у меня в гостях, мама сделала пельмени очень вкусные. Но Володя не пришел.
    В последние годы он дружил с моими ближайшими друзьями, и только через них я узнавал кое-что о Володе». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Лев Георгиевич Прыгунов» (2007).)   
    В апреле 2013 года в галерее «Сэм Брук» Государственного культурного центра-музея (ГКЦМ) Владимира Высоцкого в Москве открылась выставка картин Льва Прыгунова «Энергетический реализм», приуроченная ко дню рождения актера и художника.
    «Пятьдесят лет назад, снимаясь в своей первой картине вместе с Владимиром Высоцким, Лев Прыгунов не мог даже предположить, что в далеком тогда будущем он отметит свой день рождения в Доме, носящем имя Высоцкого. А сам он будет уже Народным артистом России с сотней сыгранных ролей, с изданными сборниками собственных стихов и многочисленными, в том числе и международными, выставками картин.
    «Для меня эта выставка самая драгоценная и самая дорогая, – сказал Лев Георгиевич, – потому что картины отобраны и повешены осмысленно».
    Рисует Лев Прыгунов с детства, и если сначала это было лишь увлечением, то сейчас живопись можно считать еще одним делом жизни. Прыгунов – член Всемирной ассоциации художников. Большое количество его работ – натюрмортов, пейзажей, анималистики – приобрели частные коллекционеры из Америки, Англии и Франции.  Несколько полотен представлено в ряде музеев современного искусства.
    Лев Георгиевич, как экскурсовод, провел гостей по выставке и рассказал о картинах. Художник почти никогда не пишет портреты. Но они, хоть и в небольшом количестве, все-таки присутствуют в его творчестве – это портрет жены, выполненный как пародия на парадный портрет, и портрет сына. Последний не замечен на выставке, но Роман Прыгунов очень любит эту работу и считает ее одной из лучших в творчестве отца». («Самая драгоценная и дорогая», «Новые Известия», 25 апреля 2015 г.)
    Интернет-сайт Муниципального образования «Зеленоградский муниципальный округ Ленинградской области» zelenogradsk.com в начале 2023 года разместил материал «Литературный вечер к городской библиотеке»: «В Зеленоградской городской библиотеке им. Ю. Куранова прошел вечер «Классика жанра: Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий», посвящённый памяти поэтов. Гостями вечера стали: поэт, художник, Народный артист Российской Федерации Лев Прыгунов; бард из Нижнего Тагила, исполнитель песен Владимира Высоцкого Евгений Чулков и певец из Екатеринбурга Владимир Мальков.
    Литературно-музыкальный десант возглавили писатель Вячеслав Карпенко и поэт Геннадий Юшко из Калининграда. Лев Прыгунов поделился своими воспоминаниями о дружбе с Владимиром Высоцким, о своей актерской деятельности и читал свои стихи, а Евгений Чулков порадовал присутствующих проникновенным исполнением песен Владимира Высоцкого».
    А сайт «Год Литературы» godliteratury.ru 23 января 2023 года информировал пользователей в размещенном материале «В Доме Ростовых посмотрят в литературное лицо Высоцкого. Вечер, посвященный Высоцкому-автору и Высоцкому-читателю, пройдет 25 января»: «Владимиру Высоцкому исполняется 85 лет. За четыре с лишним десятилетия после его ухода интерес к личности и творчеству Высоцкого так и не стал мемориальным – о нем продолжают говорить и спорить как о действующем лице русской культуры, ощущать его персоной настоящего времени – и, в частности, нашим литературным современником.
    О поэзии Высоцкого написаны сотни исследований, но его отношения с литературой, с книгами – предмет гораздо более обширный. Не всем известно, что он был библиофилом и человеком высокой, требовательной читательской культуры; многие называли его «книжником и эрудитом».
    25 января, в день рождения Владимира Семеновича Высоцкого, в Доме Ростовых (Ассоциации союзов писателей и издателей России) будут говорить о Высоцком-литераторе – и о Высоцком-читателе. Писатель Владимир Новиков, автор одного из самых увлекательных жизнеописаний поэта, многократно переиздававшегося в серии ЖЗЛ, поделится оригинальными литературоведческими суждениями. Также выступит Сергей Жильцов – известный исследователь творчества Высоцкого, текстолог, публикатор и составитель нескольких книг поэта. О литературных интересах молодого Высоцкого расскажет его друг, Народный артист РФ Лев Прыгунов, поэт Надежда Кондакова вспомнит Владимира Семеновича в его последние годы жизни, а литератор Даниил Духовской сообщит о некоторых своих находках в высоцковедении.
    Начало вечера в 19:00. Вход свободный».
    Лев Прыгунов: «Все лучшие люди в нашей стране стали любимы публикой вопреки властям – Достоевский, Пушкин, Бродский, Володя Высоцкий… Это трагедия России, но помнить их будут веками». (Я. Гордеева, «Лев Прыгунов: "Оля для меня – весь мир!"»: интервью, «Экспресс-газета» (специальный выпуск), № 11, ноябрь 2019 г.)

    На фото: В. Высоцкий (матрос Петя, друг Валежникова) и Л. Прыгунов (матрос Николай Валежников) в фильме реж. Ф. Миронера «Увольнение на берег» (1962); актер, художник и поэт Лев Георгиевич Прыгунов в наши дни.


Рецензии
Здравствуйте, Андрей! Огромное Вам спасибо за проделанную работу! Я с "Кутузовым" тоже знаком не понаслышке)
Мой Высоцкий- http://poembook.ru/poem/2833905-moj-vysotskij
С уважением

Игорь Гладков   18.10.2023 10:25     Заявить о нарушении
Вам спасибо, Игорь, за внимание и добрые слова - стараюсь!, и за светлые строки о поэте. Чувствуются душевность и искренность, которыми поделились с читателями!
С уважением, удачи и успехов Вам!

Андрей Сурепин   18.10.2023 22:09   Заявить о нарушении