О любви к духовным учителям

ч.1. О тех кто может быть духовным учителем


Владыки - вы мои наставники,
Пророки всех былых земных эпох,
Философы, священники, провидцы,
Духовных зачинатели основ!

         (Пролог)

Майтрейя, Ошо, Махариши, Будда,
Эль-Мория, Кутхуми и Конфуций,
Иисус Христос, Саи Баба и Сен-Жермен,
Учителя, один другого лучший!

Милхиседек, Ганеша, Шива, Кришна,
Гермес, Бог Брахма, Вишну и Мерлин,
Архангел Михаил, Саровский, Лао-Цзи,
Мои учителя со мной все как один…,

И кто из них, мой главный есть учитель,
Ко мне ученику, кто подойдёт,
Премудростям небесным всем научит,
Меня к вершинам духа приведёт...

Ты на науки своё время не жалей,
Учись премудростям у всех учителей!
 
         

ч.2  О необходимости иметь духовного учителя


На заре эпохи Водолея,
Создано духовное богатство -
Вознесённое учение Владык,
Белого так называемого Братства!

        (Пролог)

Независимо от нашей расы, веры,
Нации, религии иль касты,
Каждая душа желает света,
И освободится от "балласта"!

Если мы честны и беспристрастны,
Если Бог нам дал открытый ум,
То усилья наши не напрасны,
Нам "наружный" не помеха шум!

Только тогда появится учитель,
Когда готов к учению ученик,
И в нём канал откроется духовный,
Забьёт в душе божественный родник!

Учитель каждому из нас необходим,
Мы Человека без него не создадим!


ч.3. О любви к учителю

Как солнце, что питает нас теплом,
Учитель знаньями питает нас,
Как без тепла жизнь невозможна на земле,
Без знаний жить нельзя, мир этот не познав!

Достучаться до каждого надо,
Если ты решился учить,
Есть вопросы, что с первого раза,
У доски нелёгко объяснить…

(Пролог)

Как компас точный в океане,
Учитель! Он как «свет в пути»,
Познавший все науки в идеале,
Способный знанья в этот мир нести!

Профессии прекрасней нет на свете!
Учитель, как алмазный ювелир,
Шлифуя грани яркие таланты,
Их выпускает в наш прекрасный мир!

Учительство — когда в глазах холодных,
Зажжётся истинного интереса луч,
Когда, после попыток долгих и бесплодных,
Найдёшь ты к подлинному пониманью ключ!

И мне к учителю в любви легко признаться,
Учителей своих я искренно люблю,
И отношусь к учителю особо -
Как в океане знаний кораблю!

Никто не сможет одолеть «дорогу знаний»,
Без помощи учителя, упорства и стараний…

29.09.2023г


1. Раджниш Ошо -Чандра Мохан Джеин (хинди 11 декабря 1931 — 19 января 1990) с начала 1970-х более известен как Бхагва;н Шри Раджни;ш (англ. произношениео файле, хинди  — рус. тот благословенный, который бог и Ачарья, а позднее как О;шо (хинди  — рус. океанический, растворённый в океане — индийский религиозный и духовный лидер и мистик, относимый некоторыми исследователями к неоиндуизму, вдохновитель неоориенталистского и религиозно-культурного движения Раджниша[англ.]. Проповедник новой санньясы, выраженной в погружении в мир без привязанности к нему, жизнеутверждении, медитации, ведущей к тотальному освобождению и просветлению, и отказе от эго. Критика социализма, Махатмы Ганди и христианства сделала Ошо ещё при жизни противоречивой фигурой. Помимо того, он отстаивал свободу сексуальных отношений, в отдельных случаях устраивал сексуальные медитационные практики, за что заслужил прозвище «секс-гуру». Некоторые исследователи называют его «гуру скандалов» значимость факта? Ошо — основатель системы ашрамов во многих странах. Во время пребывания в США основал международное поселение Раджнишпурам, несколько жителей которого до сентября 1985 года совершили так называемый биотеррористический акт. После депортации из Америки Раджнишу отказала во въезде 21 страна либо объявила его «персоной нон грата». Организация Ошо причислялась к деструктивным сектам в некоторых официальных документах России и ФРГ, а также отдельными частными лицами. В СССР движение Раджниша было запрещено по идеологическим причинам. После смерти Ошо отношение к нему в Индии и во всём мире изменилось, он стал широко рассматриваться в качестве важного учителя в Индии[28] и притягательного духовного учителя во всём мире[29]. Его учение стало частью массовой культуры в Индии и Непале, а его движение получило определённое распространение в культуре США и всего мира. Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде более 1000 книг.

2. Майтрея (санскр. , IAST: maitreya, «Тот, кто есть любовь»[источник не указан 164 дня]; пали: Меттея; монг.: Майдари) — бодхисаттва и будда будущего, который появится в конце данной кальпы с небес Тушита, где, как считается, пребывает в настоящее время. В дальневосточном буддизме является одним из наиболее популярных бодхисаттв и связывается с будущей эпохой процветания и блаженства. Культ Майтреи больше всего развился в Корее, а также в различные периоды был значительно распространён в Китае, Мьянме и других буддийских странах. Майтрея является единственным бодхисаттвой, которого почитают все школы буддизма, и единственным, которого почитает старейшая школа тхеравада. С Майтреей связан Майтреянатха, живший в первой половине IV века. Как считают буддологи, он был историческим учителем Асанги. В махаянском буддизме считается, что Майтреянатха был Майтреей, который передал пять текстов Асанге на небесах Тушита.

3. Махариши Махеш Йоги  .Сведений о раннем периоде жизни Махариши мало. В юности он изучал физику в Аллахабадском университете и некоторое время работал на заводах. Интересовался деятельностью духовных учителей и, когда гуру Дев Брахаманда Сарасвати посетил Аллахабад, стал его последователем. Махеш тринадцать лет провёл у гуру Дева Брахаманда Сарасвати в Гималаях, став ближайшим его учеником. В 1953 году Махариши удалился в пещеры «Долины Святых» в Уттаркаши. После двух лет затворничества, в 1955 году, вернулся в мир и поселился в штате Керала на юге Индии. Здесь монаху с севера предложили прочитать недельный цикл лекций о полученных в Гималаях знаниях. В своей первой книге «Свет маяка Гималаев» Махариши утверждал, что через ТМ может возродиться «истинный смысл ведических священных текстов». В 1957 году Махариши Махеш Йоги представил свою теорию ТМ на «Фестивале духовных светил», а затем распространял её через организацию «Движение духовного возрождения» (англ. «Spiritual Regeneration Movement»). В 1958 году Махариши посетил Сингапур и Гавайи, а в начале 1959 года приехал в Калифорнию, где в течение нескольких месяцев обучал желающих ТМ. Интерес к «ведическим знаниям» позволил организовать постоянно действующий центр ТМ, так же как в Нью-Йорке и в Европе. В 1960-х большой вклад в распространение ТМ в США внесло также движение хиппи. Махариши решил заняться подготовкой учителей ТМ. В начале 1970-х Махариши запустил «Мировой план» по распространению ТМ, который предполагал создание одного учебного центра ТМ на каждый миллион населения планеты. В России массовое увлечение медитацией и, в частности, ТМ, пришлось на конец 1980-х — начало 1990-х годов.

4. Будда Шакьямуни (санскр. 563 до н. э. — 483 до н. э.; дословно «Пробуждённый из рода Шакья (Сакья)» — духовный учитель, основатель и центральная фигура буддизма. Получив при рождении имя Сиддха;ртха Гаута;ма (санскрит) / Сиддха;ттха Гота;ма (пали) (Потомок Готамы, успешный в достижении целей), позже он стал именоваться Буддой (буквально — «Пробудившимся», санскр.) и Полностью совершенным Буддой (Samm;sambuddha). Его также называют: Татха;гата («Так пришедший / ушедший»), Бхагаван («Благословенный», «господин»), Сугата («идущий во благе»), Джина («победитель»), Локаджьештха («почитаемый миром») и др. Сиддхартха Гаутама Шакьямуни является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу канонических собраний буддийских текстов, тибетского Ганчжура, китайской Трипитаки, японской Трипитаки, но прежде всего буддийского канона на языке пали — «Типитаки» (пали: «Три корзины», санскр.: «Трипитака»). Также Будда является персонажем пантеона дхармических религий, в том числе — индуизма, а также — религии Бон (поздний Бон), почитается он и в учениях Нью-эйдж. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну наряду с Баларамой и другими. Важнейший буддийский праздник — День рождения Будды Шакьямуни традиционно празднуют (в большинстве школ буддизма) весной — 5 апреля является национальным праздником Республики Калмыкия России, 8 апреля (в ХХ—XXI веке, а ранее в восьмой день четвёртого месяца) в Японии, а в странах Тхеравады — Таиланде, Мьянме, на Шри-Ланке[источник не указан 3050 дней] день рождения Будды празднуют в день одного из весенних полнолуний, чаще приходящегося на май.

5.Махатма Мориа (англ. Morya) — в теософии и Агни-Йоге (также Владыка Мориа, Морья, Мория, Владыка М., Махатма М., М. М.) — один из «Учителей Мудрости», в Учение вознесённых владык (под именем Эль Мория) — один из «Вознесённых Владык».
Первые упоминания о Махатме Мории принадлежат Елене Петровне Блаватской. По её заявлениям, Кут Хуми Лал Синг и Махатма Мория помогли ей основать Теософское общество. Внешность Махатмы Мориа и личные встречи с ним были описаны в деталях различными теософами.Современная историческая наука отмечает, что не имеется достаточных доказательств существования Учителей Блаватской. Также отсутствуют надёжные материальные свидетельства и несомненные факты, которые, по крайней мере, могли бы подтвердить существование людей, послуживших прообразами теософских махатм.

6. Кут Хуми, иногда Кутхуми, реже Кут Хуми Лал Сингх, чаще Учитель К. Х. или просто К. Х. (англ. Koot Hoomi, Koothoomi, Koot Hoomi Lal Singh, Kuthumi, Master K.H., K.H., KH) — в теософии один из Учителей Вневременной Мудрости. Теософы также считают Кут Хуми одним из членов Духовной иерархии, которая направляет развитие человеческой расы этой планеты к более высокому уровню сознания. Согласно представлениям теософов, Кут Хуми принадлежит к группе высокоразвитых людей, известной как Великое Белое Братство. Кут Хуми известен также как Махатма и считается Учителем Второго Луча. Исследователи отмечают, что имеется мало доказательств того, что махатмы Блаватской когда-либо существовали.

7. Конфу;ций (кит. ;;, пиньинь K;ngz;, палл. Кун-цзы, Чжэнчжан: [*k;lo;;; ;sl;;]; реже — кит. ;;;, пиньинь K;ngf;z;, палл. Кун Фу-цзы, Чжэнчжан: [*k;lo;;; pa ;sl;;]; латинизировано как Confucius; собственные имена ;; Кун Цю и ;;; Кун Чжунни, ок. 551 до н. э., близ Цюйфу — 479 до н. э., Цюйфу — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.
Конфуций основал первый университет и систематизировал летописи, составленные в разных княжествах. Учение Конфуция о правилах поведения князей, чиновников, воинов и крестьян распространялось в Китае так же широко, как учение Будды в Индии. Настоящее имя — Кун Цю (кит. ;;, пиньинь K;ng Qi;, палл. Кун-цю), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун» или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX века, лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и включению его в религиозный пантеон.

8. Иисус Христос (др.-евр.Йехшуа, др.-греч.), он же Бог Сын в христианстве — центральная личность и предсказанный в Ветхом авете Мессия, ставший искупительной жертвой за грехи людей.Основными источниками сведений о жизни и учении Иисуса Христа являются Евангелия и другие книги Нового Завета. Сохранились свидетельства о нём и у нехристианских авторов I—II веков (см. историчность Иисуса Христа)Перейти к разделу «#Вопрос историчности». В книгах Нового Завета Иисус именуется «Христом», или «Мессией», Богом (Ин. 20:28; Деян. 20:28; Рим. 9:5), Сыном Божьим (Мф. 8:29, 14:33; Мк. 3:11; Лк. 4:41; Ин. 1:34, 3:18), а также Сыном, Сыном Человеческим, «Агнцем», Господом, Отроком Божиим, Сыном Давидовым, «Спасителем»Перейти к разделу «Происхождение имени». В Никео-Цареградском Символе, принятом Церковью в 381 году на Втором Вселенском соборе, утверждается вера в то, что Иисус Христос — единосущий (;;;;;;;;;) Богу Отцу (то есть одной с Ним сущности или природы по божеству), от которого рождён «прежде всех веков», ради спасения человеческого рода воплотился (рождён по плоти) от Духа Святого и Девы Марии, сделавшись человеком, умер вследствие казни через распятие, на третий день по распятии воскрес из мёртвых, а затем вознёсся на небеса и придёт во второй раз, чтобы «судить живых и мёртвых». Другие христианские убеждения включают непорочное зачатие Иисуса, творение чудес. Согласно учению Церкви, изложенному в Афанасьевском Символе, Иисус Христос есть вторая ипостась ТроицыПерейти к разделу «#Природа Иисуса с точки зрения христианства (христология)». Догмат о Троице принят подавляющим большинством христианских конфессий, за исключением некоторых групп и направлений с антитринитарным учением. Личность Христа вызывает большое количество споров как на академическом, так и на бытовом уровнях. Дискуссии ведутся относительно самого факта существования Иисуса, хронологии его жизни, его социального положения и культурной среды, проповедуемых им идей и их значения для человечества. Теологи выдвигают конкурирующие (или дополняющие друг друга) описания Иисуса как ожидаемого Мессии, как лидера апокалипсического движения, как странствующего мудреца, как харизматического целителя и как основателя независимого религиозного движения. Религиоведы и теологи, придерживающиеся точки зрения, что Иисус был реальной исторической личностью, полагают, что он родился в период с 7 года до н. э. по 4 год до н. э. и умер в период с 30 по 33 годы. Перейти к разделу «#Хронология».

9.Граф Сен-Жерме;н (фр. Le Comte de Saint-Germain, умер 27 февраля 1784) — французский алхимик и оккультист. Происхождение графа Сен-Жермена, его настоящееимя и дата рождения неизвестны. Свободно владел испанским, португальским, итальянским и французским языками, понимал польский и английский, также знал арабский и древнееврейский. Обладал обширными познаниями в области истории и химии. Занимался «улучшением» бриллиантов, алхимическим получением золота. Выполнял дипломатические миссии, пользуясь одно время доверием короля Людовика XV. Чаще всего именовал себя графом Сен-Жерменом, хотя и представлялся иногда другими именами. С именем графа Сен-Жермена было связано множество вымыслов и легенд, во многом из-за которых он остался одной из самых загадочных фигур в истории Франции XVIII века.

10.Милхиседек (др.-евр. ;;;;; ;;;;;; Малкице;дек; царь справедливости; от малки — «мой царь», цедек — «справедливость») — библейский персонаж, царь Салимский, священник Всевышнего в Салиме (Иерусалиме) во время патриарха Авраама. То есть в XX веке до н.э., согласно «Книге Урантии».В Ветхом Завете Мелхиседек упоминается в Быт. 14:18, Пс. 109:4. По возвращении Авраама с отбитыми у четырёх побеждённых восточных царей людьми и имуществом Мелхиседек вышел к нему навстречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его был город Иерусалим. Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых ему была дана десятина. Согласно Новому Завету, Мелхиседек пользовался большой известностью (Евр. 7:1). У него не было ни земного отца, ни матери, ни предков, у жизни его нет ни начала, ни конца; уподобляясь Сыну Божию, он остаётся священником навсегда (Евр. 7:3). В православной иконографии используется образ «Великий Архиерей Иисус Христос», как один из вариантов изображения Христа Первосвященника, в основе которого лежит текст: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс . 109:4).

11.Гане;ша, или Ганапати (санскр. ;;;;; IAST: Ga;e;a; произношениео файле) — в индуизме бог мудрости и благополучия с головой слона. Один из наиболее известных и почитаемых богов индуистского пантеона. Часто перед его именем добавляется уважительная приставка Шри-. Одним из популярных способов поклонения Ганеше является произнесение нараспев Ганеша-сахасранама (санскр. ;;;; ;;;;;;;;, «тысяча имён Ганеши»), каждое из которых символизирует отдельный аспект бога, и Ганапати-сукты.Сын Шивы и Парвати. При этом пуранические мифы противоречат друг другу, описывая рождение Ганеши. В одних случаях говорится, что Ганеша создан Шивой, в других — он создан Парвати, в третьих — совместно Шивой и Парвати. Известны варианты, в которых Ганеша явился миру непостижимым образом и был обнаружен Шивой и Парвати, усыновившими его. Брат Ганеши — Сканда (Картикея, Муруган). В северной части Индии принято считать, что старший из братьев — Сканда. В южной части первенство рождения приписывают Ганеше. Сканда почитался важным воинственным божеством в период с V века до н. э. по VI век н. э. Массовое поклонение Ганеше началось после заката культа Сканды.Расходятся мнения мифов и в отношении семейного положения Ганеши. Часть мифов относит Ганешу к брахмачарьям, которые не могли жениться. Это мнение широко распространено на юге Индии и, частично, — в северной её части. По другой версии, Ганеша ассоциируется с такими идеями, как Буддхи (интеллект, разум), Сиддхи (успех) и Риддхи (процветание). Иногда эти идеи (концепции) персонифицировались в одноимённых божеств, которые признавались жёнами Ганеши.Ещё один вариант утверждает, что женой Ганеши была богиня культуры и искусств Сарасвати или богиня удачи и процветания Лакшми. Версия, распространенная в Бенгалии, соединяет Ганешу узами с банановым деревом Кала Бо.

12.Ши;ва (санскр. ;;;, IAST: ;iva, «благой», «милостивый») — индуистское божество, верховный бог в шиваизме, вместе с Брахмой, Вишну входит в божественную триаду тримурти. Истоки культа Шивы уходят в доведийский и ведийский периоды. Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной. Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти) в качестве разрушительного начала вселенной. В то же время в некоторых традициях Индии, например, кашмирском шиваизме, Шива является абсолютным божеством, выполняющим функции и созидания, и разрушения.Главная мантра шивы это ом намах Шивая, которая переводится так: весь этот мир, живой и неживой, принадлежит не мне, существует не для меня, а для Шивы. В «Махабхарате» (1.1.20) Ишана (одно из имен Шивы) называется «изначальным мужем (адья пуруша), единственно нетленным и вечным» и отождествляется с Брахмой и Вишну-Хари. Согласно «Шива-пуране», является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов). Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Традиция поклонения Шиве называется шиваизм. Известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая», впервые в Ведах встречается в гимне «Яджур-веды» «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам». Шива (Сива) отображен в буддийской Типитаке, где он является одним из второстепенных небесных дэвапутт. Рудра (Исана) является одним из четырёх властителей мира Таватимсы, наряду с буддийскими Индрой (Саккой), Варуной и Паджапати.

13.Кри;шна (санскр. ;;;;;, IAST: k;;;a) — божество в индуизме, восьмая аватара Вишну в вишнуизме, одно из наиболее популярных индуистских божеств. В кришнаизме почитается как верховное и изначальное проявление Бога, источник всех аватар.
Согласно индуистским священным текстам, в конце IV тысячелетия до н. э. Кришна снизошёл на землю из духовного мира, родившись в городе Матхура. Его миссией было восстановление религиозных принципов и явление Своих духовных игр. Жизнь, деяния и учение Кришны описываются в таких священных писаниях индуизма, как пураны («Бхагавата-пурана», «Брахмавайварта-пурана» и «Вишну-пурана»), «Харивамша» и «Махабхарата». В этих текстах Кришна предстаёт в различных образах: очаровательного и игривого Бога-ребёнка, весёлого и беззаботного мальчика-пастушка коров, идеального возлюбленного, божественного героя-воина и верховного божества. В индуистском искусстве Кришну изображают как мальчика-пастуха, играющего на флейте в компании своей возлюбленной пасту;шки Радхи и других гопи, или как молодого воина-принца, дающего философские наставления своему другу-витязю Арджуне в «Бхагавадгите». Самые ранние свидетельства существования культа Кришны относятся к V — IV веку до н. э. К IX веку кришнаизм широко распространился в Южной Индии. В Северной Индии к XII веку сформировались различные традиции кришнаизма и появились региональные культы таких форм Кришны, как Джаганнатха (в Ориссе), Витхоба (в Махараштре) и Шринатхджи (в Раджастхане). Начиная с 1960-х годов кришнаизм также распространился на Западе и на территории бывшего СССР, в основном благодаря проповеди Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896—1977) и основанной им в 1966 году религиозной организации «Международное общество сознания Кришны», которая представляет традицию гаудия-вайшнавизма.

14.Герме;с (др.-греч. ;;;;;), устар. Э;рмий, — в древнегреческой мифологии бог торговли и счастливого случая, хитрости и воровства, юношества и красноречия. Покровитель глашатаев, послов, пастухов, путников. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — «проводник душ») в подземное царство Аида. Согласно многочисленным античным мифам — сын плеяды Майи и Зевса. К наиболее известным мифам о Гермесе относят кражу коров у Аполлона, совершённую юным богом в младенчестве, а также усыпление и убийство Аргуса, который имел множество глаз и никогда полностью не засыпал. В Древнем Риме в V веке до н. э. был принят культ бога торговли Меркурия (от лат. merx — товар и лат. merco — торговать). Впоследствии Меркурия отождествили с древнегреческим богом Гермесом. Мифы классического периода истории Эллады о Гермесе экстраполировали на Меркурия. Их образы сблизились и переплелись настолько тесно, что стали неотличимыми. По другой версии, Меркурий был изначально заимствованным из древнегреческой мифологии Гермесом. Бог-посредник, каковым являлся Гермес, идеально подходил на роль бога-покровителя обмена и торговли. С течением времени первоначальный образ Меркурия — покровителя торговли в Древнем Риме усложнился, он приобрёл характерные для Гермеса черты — проводника душ в мир мёртвых, вестника и прислужника богов, покровителя искусств и ремёсел, знатока магии и астрологии. В императорскую эпоху образы греческого Гермеса и римского Меркурия слились настолько, что стали неотличимыми. Во времена поздней Античности Гермеса стали называть Трисмегистом («трижды величайшим»). Перевод на латынь, осуществлённый М. Фичино во второй половине XV века, четырнадцати античных трактатов, составляющих «Герметический корпус», в котором Гермес-Трисмегист делится с миром тайными знаниями, под названием «Поймандр» определил развитие оккультизма Нового времени. Идеи сочинения среди прочего использовали в алхимии, каббализме и масонстве.

15.Бра;хма (санскр. ;;;;;;;, IAST: Brahm;, устар. Бра;ма) — бог творения в индуизме. Наряду с Вишну и Шивой является одним из богов Тримурти. Супруга Брахмы — богиня знания и учёности Сарасвати. Брахму часто отождествляют с ведийским божеством Праджапати.Происхождение термина «Брахма» неясно, отчасти потому, что в ведической литературе встречается несколько родственных слов, таких как Брахман для «Абсолютной Реальности» и брахман как сословие. Различие между духовной концепцией Брахмана и божеством Брахмы заключается в том, что первое является бесполым абстрактным метафизическим понятием в индуизме, а второе является одним из многих мужских богов в индуистской традиции. Духовная концепция Брахмана довольно старая, и некоторые ученые предполагают, что божество Брахма, возможно, возникло как олицетворение и видимая икона безличного универсального принципа Брахмана. О существовании отдельного божества по имени Брахма свидетельствуют поздние ведические тексты.По одной из версий, слово «Брахма» восходит к праиндоарийскому *b;;;;;ma, далее к праиндоиранскому *b;;;;;;ma и праиндоевропейскому корню *b;er;;-, значащему «расти, увеличиваться, подниматься».Грамматически именная основа brahma- имеет две различные формы: существительное среднего рода br;hman, форма именительного падежа единственного числа которого — brahma (санскр. ;;;;;;); и существительное мужского рода brahman, форма именительного падежа единственного числа которого - brahm; (;;;;;;;). Первая, средняя форма, имеет обобщенное и абстрактное значение, а вторая, мужская форма, используется как собственное имя божества Брахмы.

16.Вишну (санскр. ;;;;;;, IAST: vi;;u — «проникающий во всё», «всеобъемлющий» — верховное божество в вишнуизме. В индуистской мифологии наряду с Брахмой и Шивой является одним из богов Тримурти (триады божеств), где выполняет функции охранителя мироздания. В различных направлениях индуизма Вишну поклоняются либо непосредственно, либо через посредство его аватар, самыми популярными из которых являются Кришна и Рама. Последователи традиции смарта почитают Вишну как одну из пяти основных форм Бога.Согласно «Законам Ману» Вишну в форме Нараяны пребывает в «причинных водах», погружённый в сон, откуда возникает его имя «Тот, чья обитель — воды». До создания Вселенной Вишну дремлет в космическом Молочном океане первозданных вод на божественном змее Ади-Шеше. Из его пупка растёт лотос, из которого появляется Брахма, бог-создатель, творящий Вселенную. С момента создания Вселенной и до её разрушения Вишну пребывает в своей божественной обители на Вайкунтхе. По воле и милости Вишну происходит создание, сохранение и разрушение бесчисленных миров. Когда вселенский цикл подходит к концу, Вишну становится пылающим солнцем, бушующим ветром и проливным дождём («Матсья-пурана». Цикл рождения и смерти является его божественной игрой (лилой). Вишну отвечает за поддержание дхармы и уничтожение зла. Для наказания злодеев и защиты добродетели Вишну нисходит в земной мир в виде аватар. В пуранах содержится описание десяти основных аватар Вишну, девять из которых ранее уже явились на Земле и выполнили свою миссию, а последняя, десятая аватара Калки, должна низойти в самом конце Кали-юги.В индуистской иконографии Вишну изображается в четырёхрукой человеческой форме, с кожей синего, голубого или чёрного цвета, в жёлтых одеждах. В четырёх руках он держит четыре атрибута: цветок лотоса, булаву, раковину и чакру.Вишну в различных ипостасях является одним из самых почитаемых богов индийского пантеона. Традиция поклонения Вишну, известная как вишнуизм, является вторым направлением индуизма по численности последователей.

17.Мерлин (англ. Merlin, валл. Myrddin, валл. Myrddin Emrys, валл. Ann ap Lleian, Annvab y llaian — в британском цикле легенд, наставник и советник короля Артура, а также ранее его отца Утера и короля Вортигерна. Кроме того, имя Мерлина встречается как эпитет в средневековой кельтской поэзии бардов. Иллюстрация Обри Бёрдслея из книги «Смерть Артура» (1894)
Мерлин является повелителем зверей, и может принимать облик любого из лесных животных. Живущий в лесу отшельник в кельтских легендах отождествляется с богом Кернунном — покровителем леса, животных и волшебства.Происхождение Мерлина, как и жизнь, окутано мифами. Согласно одним источникам, его мать была одной из чистейших и добрейших девушек за историю человечества, и зло никогда не рождалось в её душе. Дьявол искал путей к ней, но не находил. Однажды её сестра, злая женщина и полная ей противоположность, пришла домой пьяной и начала несправедливо бранить и оскорблять сестру. Девушка разгневалась, открыв тем самым свою душу злу, и дьявол овладел ею. Так был зачат Мерлин. Во время беременности она молила Бога, чтобы он помиловал её и ребёнка, а также обращалась за помощью-советом к своему духовнику-священнику Блезу. Блез решил, что следует «окрестить Мерлина сразу по его рождении». Окрестив Мерлина, Блез уничтожил «всё тёмное наследие Мерлина», но у Мерлина остались необычайные «способности мудреца и провидца».По иной версии той же легенды, мать Мерлина, монахиня Кармелис, однажды последовала на берег реки, и прилегла отдохнуть. Злой дух, давно следивший за ней, воспользовался этим и, подлетев поближе, трижды клюнул Кармелис в ухо. Проснувшись, девушка почуяла недоброе и поспешила к монаху Блезу. Услышав её рассказ, монах упрекнул Кармелис в неосторожности, сказав, что через 9 месяцев она родит ребёнка от Чёрного Духа.Малыш родился покрытый шерстью, повергнув свою мать в ужас. Слыша, как она проклинает Чёрного Духа, младенец заговорил: «не бойтесь, матушка, я не причиню вам никакого зла». Вскоре к монахине пришёл Блез и окрестив дитя, увидел, что шерсть с его тела исчезла.Согласно другой легенде, Мерлин родился в городе Уэльс в 500-х годах, мать его была обычной девушкой, а отец волшебником. С ранних лет маленький Мерлин старался волхвовать и пророчествовать. Ему повиновались все звери и птицы, а олени и филины часто были спутниками его игр. Мерлин был добрейшим мальчиком — всем помогал, давал советы. Он был полностью доволен жизнью, пока король Вортигерн не позвал его усмирить двух драконов. И тогда все окончательно поняли, что Мерлин — волшебник.Ещё одна версия легенды, дохристианская, в которой говорится, что Мерлин был внебрачным сыном одного из королей, зачатым от ведьмы, в легенде также упомянуто кровное родство Мерлина и Морганы, являвшейся его младшей сестрой.В кельтских легендах есть упоминания о Гвендид и Гвендалин, сестре и жене Мерлина.

18.Серафи;м Саро;вский (в миру Про;хор Иси;дорович Мошни;н, в некоторых источниках — Машни;н; 19 (30) июля 1754 (или 1758[1], или 1759), Курск, Курский уезд, Белгородская губерния, Российская империя — 2 (14) января 1833, Саровский монастырь, Саров, Темниковский уезд, Тамбовская губерния, Российская империя) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Русской православной церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе императора Николая II. Великий подвижник Русской церкви и один из наиболее почитаемых монахов в её истории.В настоящее время считается, что преподобный Серафим Саровский родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Ивановича Мошнина (или Машнина; ум. 1760 и его жены, Агафьи Фотиевны (урожд. Завозгряевой; ум. 1800. Очень рано потерял отца.В житиях преподобного Серафима, составленных различными авторами, рассказываются два события из его ранних лет. Первое, когда в возрасте семи лет он упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора на месте сгоревшего ранее храма Преподобного Сергия Радонежского, но остался невредим. Второе событие, когда в возрасте около десяти лет, тяжело заболев, он увидел во сне Божию Матерь, обещавшую его исцелить. После того, как во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать Прохора вынесла его, чтобы он приложился к иконе, Прохор начал поправляться и вскоре выздоровел.
В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг — мужской монастырь Саровская пустынь в Тамбовской губернии. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в этом монастыре. В 1780 году тяжело заболел, всё его тело распухло. Врачи не могли определить причину болезни, которая родолжалась в течение трёх лет. Половину из них Прохор провёл в постели. По свидетельству летописи Серафимо-Дивеевского монастыря, болезнь принесла ему много душевной пользы: «Дух его окреп в вере, любви и надежде на Бога».В 1786 году принял монашество (малая схима) и имя «Серафим», был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположён в иеромонахи.
Прижизненный портрет (1828).
В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги (Евангелия, святоотеческие писания), ежедневно подолгу молился. Около кельи Серафим развёл огород и устроил пчельник.Ряд фактов жития Серафима весьма примечателен, но некоторые из них подвергаются сомнению. На протяжении нескольких лет аскет питался только травой снытью.Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провёл в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого Серафима, этот медведь постоянно приходил к нему, но известно, что Старец кормил и других животных).Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся. В его келье разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания. Преподобный Серафим начинает копать канавку.В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться.В 1810 году он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор (уединение в постоянной молитве) до 1825 года. После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в его житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе император Александр I. Ко всем приходящим к нему он обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!» (хотя согласно общему правилу такое говорят от Пасхи до Вознесения Господня). Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители. Скончался 2 января 1833 года в своей келье в Саровском монастыре во время коленопреклоненной молитвы.Памятный знак в Курске на месте чудесного спасения Прохора Мошнина при падении с колокольни строящейся церкви.Первоначальное Житие Серафима, написанное иеромонахом Сергием в 1837 году, подверглось неоднократному редактированию.В 1841 году Житие отредактировал митрополит Филарет (Дроздов) с целью сделать его более соответствующим требованиям Цензурного комитета.Икона Серафима Саровского написана с его прижизненного портрета, сделанного художником Серебряковым (впоследствии иноком Иосифом Саровской обители) за пять лет до кончины старца.

19.Арха;нгел Михаи;л, Архистрати;г Михаи;л (др.-евр. ;;;;;;;;;, ивр. ;;;;;;;;; [mix;;;el], Михаэ;ль — «Кто как Бог?»; др.-греч. ;;;;;;;;;; ;;;;;;) — ангел, упоминаемый по имени в ряде библейских книг (Иуд. 1:9, Откр. 12:7 и др.). Архангел Михаил — главный архангел, являющийся одним из самых почитаемых архангелов в авраамических религиях. В православии его называют Архистратигом, что означает «глава святого воинства Ангелов и Архангелов» (см. Почитание в христианстве).
Празднование в Русской Православной церкви — 6 (19) сентября, 8 (21) ноября, в Коптской православной церкви — каждое 12-е число месяца, в Католической церкви — 8 мая.Выражение «Архангел Михаил» состоит из пяти слов: «арх ангел ми ка эл», где «ангел», греческий перевод др.-евр. ;;;;;;; «малах», означает «посланник», а с добавлением к слову «ангел» приставки «арх» — «старший посланник».«Ми ка эл» (др.-евр. ;;;;;;;;;) буквально означает вопросительное «Кто как Бог?» в значении «никто не равен Богу».Однако допустим и вариант «который, как эл». «Эл», или «Эль» (см. Элохим), в русских переводах традиционно означает «Бог», тем не менее, это слово вовсе не однозначно, и его значение исторически претерпело много изменений. Тем самым, выражение «Архангел Михаил» может означать: «Старший посланник, наделённый полномочиями Эля», или «Старший полномочный посланник Эля».

20.Лао-цзы (Старый Младенец, Мудрый Старец; кит. упр. ;;, пиньинь L;o Z;, VI век до н. э.) — древнекитайский философ VI-V веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин». В рамках современной исторической науки историчность Лао-цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма[2]. В религиозно-философском учении большинства даосских школ Лао-цзы традиционно почитается как божество — один из Трёх Чистых.
Самый известный вариант биографии Лао-цзы описывается китайским историком Сыма Цянем в его труде «Исторические повествования». По его словам, Лао-цзы родился в селении Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ху, в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем императорского архива и библиотекарем в государственной библиотеке во времена династии Чжоу, что говорит о его высокой образованности. В 517 году (до н. э.) произошла знаменитая встреча с Конфуцием. Лао-цзы тогда сказал ему: — «Оставь, о друг, своё высокомерие, разные стремления и мифические планы: всё это не имеет никакой цены для твоего собственного я. Больше мне нечего тебе сказать!». Конфуций отошёл и сказал своим ученикам: — «Я знаю, как птицы могут летать, рыбы плавать, дичина бегать… Но как дракон устремляется по ветру и облакам и подымается в небеса, я не постигаю. Ныне я узрел Лао-Цзы и думаю, что он подобен дракону». В преклонном возрасте Лао-цзы отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао-цзы рассказать ему о своём учении. Лао-цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин. После чего он ушёл, и неизвестно как и где он умер.Путешествие Лао-цзы на Запад стало концепцией, разработанной в трактате Хуахуцзин в целях анти-буддийской полемики.
Также рассматривается[источник не указан 4829 дней] следующий вариант биографии: Лао-цзы — полулегендарный китайский мыслитель, на основе его трудов впоследствии возник даосизм. По преданию, родился в 604 г. до нашей эры, эта дата принята в хронологии всемирной истории, принятой в современной Японии. Этот же год указывает и известный современный синолог Франсуа Жульен. В его краткой биографии сказано, что он был историографом-архивариусом при императорском дворе и прожил 160 или даже 200 лет[источник не указан 4829 дней].
В ранних исторических хрониках появление на свет Лао-цзы не было обставлено никакими чудесами, предсказаниями или небесными знаками. Здесь есть явное отличие от рождения других мудрецов, например Конфуция. Неизвестны также сведения об его семье и родителях. В раннем даосизме Лао-цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении. Его первым именем было Ли Эр. Слова «Лао-цзы», означающие «старый мудрец» или «старый ребёнок», впервые произнесла его мать, когда разродилась сыном под сливовым деревом. Мать носила его в утробе несколько десятков лет (по легенде 81 год), и на свет он появился из её бедра. У новорождённого были седые волосы, от чего он напоминал старика. Увидев такое чудо, мать была сильно удивлена.
Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао-цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором — в отличие от Конфуция — в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао-цзы и Конфуций — это одно лицо[источник не указан 1865 дней]. Существуют предположения, что Лао-цзы мог быть автором Дао Дэ Цзина, если он жил в IV—III вв. до н. э. Уже в древнейшем жизнеописании Лао-Цзы — «Ши цзи» Сыма Цяня — содержится возможность его идентификации сразу с тремя разными фигурами; первой из них является «канонический» Ли Эр, второй — Лао Лай-цзы (даос и современник Конфуция) и третьей — историк-астролог Дань из Чжоу. В этом же источнике допускается, что срок жизни Лао-цзы за счёт искусства «пестования/вскармливания жизни» мог составить 160—200 лет.


Рецензии