О справедливости и черни Ивана Ильина
Есть у него интересные размышления о возрастах с точным описанием, есть лирические описания природы. Но это всё достаточно вещи банальные, уже встречавшийся в русской литературе, и пишет он это не лучше других. В его "трагедии религиозного человека" (Аксиомы) описаны просто те неразрешимые вопросы и обстоятельства, с которыми сталкивается человек верующий, и не более того, но в целом это всё достаточно ясно. Никаких откровений мне это не принесло. Вообще это свойство и черта русской философии - простая описательность, конечно она более глубока и широка, чем обычное поверхностное мышление впечатлений обывателя, но самой философии мысли о Мысли, познании, о которой говорил и живо-прекрасно выражал Гегель, конечно здесь нет и близко, русская философия, да и другая, до уровня Гегеля не дотягивает.
И я не согласна и меня просто тошнит от его политико-социальных идей.("Нацидея. Наши задачи"). Я бы даже не назвала этой "идеями", потому что слово идея для меня - это нечто очень законченное, продуманное, определённое и значимое, что может продолжить жизнь в дальнейшем в обществе, поэтому я назыву его мнения - просто мысли.
Это его мысль о "справедливости", основанной на неравенстве людей и на рангах - а как определять эти ранги - это видимо утопия его субъективного мнения и отбора (а я в этом вижу атавизм сословности), его постоянные мысли о "черни", хотя он уточняет, что это Чернь не по богатству, но всё равно в этом сквозит его сословная принадлежность, он как будто не может никак отойти от того воспитания, которое он получил в России, этим и живёт.
Его агрессия и ненависть по отношению к коммунистам какая-то огульная, он видит , что поддерживают коммунистов только чернь или какие-то неудачники, оставшийся в лишенцах, и при этом его совершенно не волнует дальнейшая судьба этих "лишенцев": А почему бы не дать им второй шанс? И потом это же совершенно не так: это были выдающиеся люди, и смелые. Ленин для него "раб по природе". По какой природе? здесь уже расизмом попахивает генетическим, какой-то дискриминацией. Если это раб как Спартак "по природе" - то почему они тогда воевали за свою свободу? Ленин для него "полуинтеллигент"? Почему полу? Полтора землекопа? Не потому ли, что отец его только-только получил дворяство? Опять сословные предрассудки?
Потом это его видение Советской России только как двойника, дьявольского двойника прежней России, противопоставление, как будто он совершенно не видит людей живущих в этой стране, отрицает огульно всё Советское вплоть до пятидесятых годов, мечтает о реванше, о восстановлении имущественных(!!!) прав. При этом он пишет: мы "готовимся" к обновлению России, как будто что-то "само придёт", но при этом никаких деятельных лозунгов, никаких самостоятельных мероприятий в этом направлении - то есть совершенно умозрительное теоретизирование, просто излияние своего яда и желчи неконструктивное. Поэтому я вижу в основном его борьбу за реванш и за власть, ибо ни слова о народе - только чернь. Вот чего он хочет для людей - он вообще не пишет о людях Советской России.
Интересно он пишет об эмиграции правду - что там есть страх и зависть к огромности России, жажда расчленения, что там надо подстраиваться под русофобию и так далее, чем вызывает только жалость к этим эмигрантам.
При этом никакой специфики в его любви к России я не увидела, она им не уточняется и подробно не описывается - то есть вдохновить меня даже этим он не смог. Если эта специфика ограничивается "государем" и церковью и его сословными привилегиями - Так извините, люди живущие дальше в России (хотя он их в упор не видит, лишь как жертвы режима) - тоже её любили, хотя уже и без государя и церкви! И не как "двойника страны", а как свою Родину. Это там у них из-за эмиграции по-моему что-то "двоится". Опять же, это узость и только свои эгоистические взгляды, никакой широты охвата, какая есть у Ленина даже с его оппонентами и вообще должна быть у философа. Т.е. ещё он путает понятия: режим и страна, народ и личные интересы, и так далее.
Он много пишет О любви, но никакой любви из его строк я не чувствую совершенно, симпатии к народу тоже. (А когда я читаю Ленина - я всё это чувствую: и добродушие к оппонентам в исправлении их глупостей и любовь к народу, хотя бы даже в описании проблем народа, чего у Ильина нет в принципе).
Его мысли о выборах совершенно утопичны: он хочет сделать "перебором" много(!)ступенчатую выборную систему, где люди выбирали бы из ближайшего окружения лучших. И еще он хочет исключить и не дать права голоса до 25/30 лет м/ж. И еще не дать голоса так называемой Черни, и там идёт большой список кого он включает в эту Чернь. То есть это всё очень субъективно и утопично поэтому я и говорю, что даже не знаю к какому слою общества это может апеллировать, найти отклик и кто может пойти за ним? Это совершенно субъективное безжизненные мысли.
Он и сам говорит о больших раздорах в рядах эмиграции, отсутствие единства - конечно, это очевидно!
Затем его рассуждение о государе - такое впечатление, что вбито ему было это уважение и не выбить его никак. И тут же он пишет, что государь может и не соответствовать своей должности, своему служению - и тут же про "династийность". Ну так надо тогда и думать, как это реформировать - просто поразительная инертность мышления, нелогичность и самопротиворечие! И это "философское осмысление"?
И главное - что в нём нет главного для философского мышления: диалектичности, процессуальности, развития во времени. Ну хорошо, допустим это Чернь, опустившаяся и так далее - он перечисляет и всех этих негодяев большим списком. Ну хорошо. Но что это значит - на них надо ставить крест? нельзя видеть в прошлом Исток их падения, а в будущем возможность возвышения, перевоспитания и улучшения? и при этом он ещё называет себя верующим? когда он фактически ставит крест на этих несчастных людях, как на неисправимых и отлученных им даже от права голоса. Это уже, извините, не христианство. Воистину жандармство какое-то.
Потом его недальновидные истрические ошибки и полит непроницательность: непонимание слабости кадетов (так почитал бы Ленина, он все по полочкам в кадетах разложил и тебя в них тоже), ошибка в ожидании скорого реванша, поддержка Гитлера и т.д. Это все от узости мышления. А философ и узость - две вещи несовместные. Не ист-интуит. Не пророк.
Потом его "превосходство" как религиозного человека над нерелигиозными. Не согласна. Я например тоже верующая, и у меня есть просто из опыта основание для этого, но я прекрасно понимаю, что другие люди не имеют в своей жизни такого опыта-основания, но у них есть другое, и они ничуть не хуже меня.
Читать не трудно, но неприятно. Я читала просто потому, что Леша сильно рекомендовал и чуть ли не как вершину мировой философии. Где там те самые вселенские "мыслеформы" - я так и не поняла. Однако же Ильин оказался совсем не "гигант мысли". Одна из худших рекомендаций для чтения - огульное, полуслепое ренегатство, с негативным душком, от которого как от излитой злобы хочется отмыться. Обида в нем есть, но при этом - безвыходный неконструктивный бесперспективняк или сословный утопизм. Обычные рассуждения обычного человека, во многом сам себе противоречит. Не убедителен, и злобой стиля отталкивает. В целом, только время потеряла, да еще и неприятный осадок остался.
Единственный плюс - после такого чтения рейтинг Ленина и революционеров в моих глазах взметнулся до небес.
(А то, что это не Случайность и монархисты Чернью народ называют - их слова, ещё одна моя статья "О монархических песнях Бехтеева"://stihi.ru/2023/09/22/2203)
Свидетельство о публикации №123092607132
Их три - возрА(О)ст от разнородного опыта, привычка постоянно задавать себе вопросы, и самодвижный навык умения читать по звукам, буквам, слогам, словам, логотропам, мыслеформам и макросам - с видением корней в мировоззренческой матрице автора.
Мы же все, иявтч, в абсолютном большинстве своём, совершенно не умеем честь (сравнение: урбанотурист и следопыт в тайге) и скачем галопом с голой попой по це Европам в поисках сладких кочек с бубенцами внутренних сотрясений и оргазмических созвучий на них.
Это классика вечной проблемы "чтение и восприятие" и здесь никто не совершенен и не извинителен, кроме тех, кто знает о ней и ставит себе сторожок-колокольчик на память - над думной зарубкой во лбу.
Но главное - это знание и умение видеть, выделять и понимать самосущие антиномии россыпей динамичных и открытых мыслеформ в любом тексте, анализировать их структурную целостность и последовательность связей в них, отмечая искажения и извращения как характеристики момента от кармических сил и линий в судьбе автора.
Чтение это высочайшее из искусств, Лиза, сродственное прямому ведению Бога и Его воли во всём, а не голтовочная скачка оскольчатых фракталов по разнородным минералам. Чтению нужно учиться всю жизнь до смерти и далее, в посмертном Мыслемире.
Скачай в сети книжку И.Евлампиева об И.А.Ильине: http://rutracker.org/forum/dl.php?t=3606535 и откроешь много нового для себя.
Алексей Царство-Отреченский 28.09.2023 09:54 Заявить о нарушении
Елизавета Судьина 28.09.2023 10:50 Заявить о нарушении
И у меня нет желания разбирать весь винегрет, скороспело вываленный у тебя на эту тему, хотя всё в нём незрело, неумно, пристрастно и потому запальчиво и амбициозно. Читай Евлампиева, если хочешь разобраться не с бухты в барахты на мелководье, а по уму и по жизни.
Алексей Царство-Отреченский 28.09.2023 12:02 Заявить о нарушении
Хотя я тебя понимаю! действительно, кроме о Гегеле, там видимо и копать нечего! Спасибо за правду!👍 Этой отсылкой ты подтвердил и меня Убедил в никчемности знакомства с иными его работами. Жаль не вчера и не сразу так забавно отфильтровал его, до Гегеля.
Елизавета Судьина 28.09.2023 12:29 Заявить о нарушении
Алексей Царство-Отреченский 28.09.2023 20:34 Заявить о нарушении