Из Лоуренса Ферлингетти - Серьёзные шахматы

                Лоуренс Ферлингетти

                Серьёзные шахматы

                Жизнь подобна чемпионату по шахматам
                чёрные бьются на шахматном поле
                где у тебя есть
                не так много времени
                чтоб сделать свои ходы А твои часы всё время
                идут
                и если ты тратишь чересчур много времени
                на каждый ход
                у тебя мало его остаётся
                на оставшуюся жизнь А твой противник
                чёрный ли белый(что может быть или не быть
                самой жизнью)
                раздражает тебя своим пристальным взглядом
                или же неприлично поигрывает своими придурашными бровями
                или пускает тебе дым в лицо
                или скрещивает и перекрещивает ноги
                или валяет дурака по-другому
                и ведёт себя словно дерзкое непобедимое
                неуязвимое божество
                что может читать твои мысли и душу И один лишь поспешный
                ход может тебя погубить
                поэтому ты должен играть
                в серьёзные шахматы
                (как в одной сложной партии Спасского выигравшего
                у Фишера)
                И если твой бессмысленное начало не было таким уж
                блестящим ты должен
                играть на победу а не на ничью
                и придумать неожиданный
                новый набоковский вариант А потом в самом конце
                уложи Его супер-эндшпилем
                о котором никто не мечтал И время у тебя ещё есть
                Твой ход
               
         
                26.09.23
 
                From: These are my Rivers

     DEEP CHESS

Lawrence Ferlinghetti

 

Life itself like championship chess

                dark players jousting

          on a checkered field

                where you have only

          so much time

                to complete your moves

And your clock running

               all the time

    and if you take

               too much time

                for one move

       you have that much less

                for the rest

            of your life

And your opponent

           dark or fair

     (which may or may not be

                life itself)

bugging you with his deep eyes

  or obscenely wiggling his crazy eyebrows

    or blowing smoke in your face

      or crossing and recrossing his legs

                or her legs

or otherwise screwing around

  and acting like some insolent invulnerable

                unbeatable god

    who can read your mind & heart

And one hasty move

           may ruin you

  for you must play

             deep chess

     (like the one deep game Spassky won from Fischer)

And if your unstudied opening

                was not too brilliant

   you must play to win not draw

      and suddenly come up with

                a new Nabokov variation

And then lay Him out at last

        with some super end-game

               no one has ever even dreamed of

And there’s still time-

                Your move


Рецензии
Здравствуй, Юрий! Как я уже говорил, я не понимаю верлибр, но как любителя шахмат меня заинтересовало это стихотворение, и перевод тоже понравился... но больше всего меня поразило долголетия автора:)) всем так пожить...

с уважением,

Петр Гуреев -Переводы   26.09.2023 20:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Петя!Как ты знаешь, на Западе давно уже почти все пишут только верлибры, а Андрей Белый написал ритмической прозой знаменитый "Петербург" и ещё пару романов.
Блок писал, Волошин, Пушкин, - "Борис Годунов", и ещё многие-многие. Не такое уж это простое дело, особенно лирические верлибры - хоть я и много их написал, лирических у меня всего штук 5-10. Я уж не говорю о модернистах - начиная с Кручёных с его "Дыр бул щыл
убеш щур
скум
вы со бу
р л эз". Когда-то и Пикассо считали придурком, когда он выставил "Авиньонских девиц", а когда въехали в это дело, было уже поздно: Пикассо был объявлен изобретателем кубизма и самым гениальным художником 20-го века,что неоспоримою Кандинский придумал абстракционизм и пошло-поехало. Я написал эссе "Абстракция и реализм" и, думаю, всё правильно написал: реализм был тупиковым направлением в живописи. То же было и в музыке - додекафония Шёнберга и других модернистов, но мне, например, она никогда не была понятна, а многие восхищаются.В общем - "кому нравится попадья, а кому и свиной хрящик". С уважением, Юра.

Юрий Иванов 11   27.09.2023 08:33   Заявить о нарушении