Яды, маски и сны одной памяти

«It's a solitary star
Shining precious light,
Light on me».

[Mark Lanegan. Museum]

~

Как, зачем пролетаете снова, мгновенья и краски осени?.. И куда уходите?.. Исчезаете, смазываясь в один сплошной серый цвет; иссякаете, высыхая, и застываете на последнем солнце, а затем навсегда растекаетесь под дождём. (Сосредотачиваю и расслабляю расшатанное внимание, но никак не могу рассмотреть в том, что ранее подлинно волновало и восхищало, ничего кроме глухой и обесцвеченной пустоты.) — Некогда: мягкое розовое свечение, мягкие волны внутреннего тепла; сколь глубоко спала чистая комната! А я даже не подозревал о своём превосходном счастье.

Лес на острове. —

Неужели никогда мне не чувствовать снова так, как в иные годы?.. Но было ли это всё? Так давно, пожалуй, что будто бы и не со мною вовсе (есть чувство другого себя в отдалённом времени). Точь-в-точь, как одна незабываемая грёза на маковом поле — размытая, размывающаяся, бессловесно испытанная внутри вне синтаксиса, вне его временных рядов. А здесь и теперь я загружен, отчуждён, диссоциирован, расчеловечен; совсем далеко от себя живого, и совершенно нет чувства будущего, — как ослабляют непрерывные вереницы, планы текущих задач!.. Неоправданно грубая эксплуатация, опасный износ узлов. —

И сокровенное первое утратило силу, безвестно сгинуло в наслоениях; столь безнадёжно утопло в массивах прожитого, так безымянно запуталось в нитях отравленных страхом дел, что теперь редко вспомнишь даже намёк на мелодии той легенды (тогда в ней ещё не было слов).
 
Когда встретятся вдруг два взгляда, покажи мне, что ты нашла за жизнь (однако мне стоило знать уже). — Это будет долгий, действительно долгий текст, и я на какое-то время искренне удовольствуюсь. — Но даже твоя красота, даже твоя нежность, даже твоя любовь не станет подспорьем, когда мне реально плохо — когда мне реально плохо, я совершенно один, отравленный, обречённый.

(Здесь возможность переплетения реальности и фантазии в реконструкции воспоминаний о прошедшем так явственно обнажает безосновность, фиктивную конъюнктуру мира и жизни в нём, что я выдыхаю легко, очень легко, пребывая в надежде на столь же лёгкий и ясный последний выдох. —

Я перестал испытывать ностальгию, равно как и разного рода иные субтильные ощущения, связанные с прошлым, с людьми из прошлого, с временами года, книгами, личными дневниками, своей поэзией, занятиями наукой и мастурбацией — даже она потеряла силу, и самое-самое порно не впечатляет, перегружая лишь.) Время — неумолимейший абразив, морская вода или кислота; положим, так: самая тщательная и трепетная память пьёт царскую водку втайне от самой себя и неуклонно тупеет. И персональная память действительно затупилась, если не отупела (склад эфемерного опустел, зарос чудными грибами и ягодами, местами гнусно заплесневел). Если и были картинки — размылись все очертания и текстуры цвета. Если и были звуки — залеплены клейкой массой навязчивого сплошного шума, личного и безличного, врождённого и приобретённого; иные, предельно тонкие, позабылись вовсе. Если и были записки (там дрожит уже как бы чужой подростковый почерк), сохраняемые, пестуемые мемориалы сердца — растворены, разъедены, сожжены, развеяны, украдены или пропали за давностью долгих лет.

И я сотни раз пишу об одном и том же.

Кажется, эта раскалённая, оглушительная жизнь, которая когда-нибудь пронесётся в небе — только обманный образ, пустой проект, форсированная динамика; был, захватывал, затем высох, и я больше не хочу; где-то там он тлеет, как тот же сон. У меня внутри никогда ничего не взрывалось — не было ни взорванного сердца, ни намагниченной флюоресцентной памяти. Отдельные месмерические слова выхватывались из ниоткуда плодами техники, точно ворованные пункты-маркеры; никаких мистических инспираций, никаких пограничных, глубинных состояний, никаких настоящих болезней, никаких ослепительных, поглощающих аффектов (разве изредка: глоток вина или чашка кофе, лёгкая ажитация нервов, капля страдания в утренней предпростуде). — Я ходил в себе под присмотром своей простой геометрии. —

Но были кадры, словно в великом кинематографе, пронзающие из повседневности, кристаллические, как будто окостеневшие, — это я вдыхал туда магию всякий раз, когда хотел, — и некоторые из них впечатались в материал меня; — но так мимо, так внешне перед глазами были и эти кадры, и слова, сочетания слов поэзии (разговоры я никогда не запоминал), моменты: встречи и прогулки, целые периоды, — так внешне, почти чужое, просто перед глазами. — И я ходил в себе, смотрел себя, читал себя с прилежанием.

И я умолял себя о свободе: больше магии!

< ... >

Яды, и маски, и смутные сны далёкого —
где они? кто их видит? За многослойным панцирем
нет ни ядра, ни своей основы. Здесь:
в себе растворить себя,
чтобы достичь Себя,
уничтожив прочее.

Так ли легко различить
сумеречное и твёрдое,
медленное и быстрое?
Что существует?
Или просто остановиться,

enclosing the rest of mine with a solid & tepid soil, — a thermal vortex enveloping & ascending upstairs, tranquilly stunning, bailout medicine, ounce of the amber sun, like a sunday hangover slumber; magenta & red & yellow withering of the silent garden, whilst a memory has deepen into an alluring fluorescence; jagged stone steps keep a slightly static.

< ... >

Мои хрупкие ощущения. —
Я едва проснулся. Простите меня. Приходите. Здесь:
топкие чёрные воды глубокой реки текут подо мной, омывая
химически деформированную чувственность, связь с утратой,
ясной и свежей, болезненно чистой, новой,
как небо над госпиталем, холодная кровь зари.

23 – 24, 26 сентября, 2023 год.


Рецензии
Чудовищно.

Брецко   25.09.2023 15:51     Заявить о нарушении
Чудовищно — но что есть, то есть...

Владимир Лодейников   25.09.2023 21:21   Заявить о нарушении
Сегодня утром произвёл определённую редакцию изначальной версии этого произведения, в результате чего концовка претерпела существенные изменения. Если интересно, приглашаю ещё раз вступить в контакт с этим текстом, теперь гораздо более тщательно проработанным и завершённым. К сожалению, мне свойственна нетерпеливость и даже некий страх, что я не успею опубликовать своё творение, поэтому работаю быстро и порой публикую ну очень уж поспешно, в результате чего дорабатывается уже опубликованное стихотворение, — так сказать, поэтическая работа ведётся непосредственно на глазах почтеннейшей публики. Разумеется, многие мои тексты были бы гораздо более качественными, если бы я после написания и кристаллизации основной части выдерживал их "в черновике" ещё хотя бы пять дней. Но, увы, — опять же, что есть, то есть. Таков метод работы, когда схватываешь и пишешь, находясь на лезвии или на острие своего маниакального намерения. Безусловно, тщательная редакция производится всегда, но она занимает несколько часов — и, конечно, это часы внимательнейшего наблюдения — часы, но не дни; есть колоссальная разница между тем, чтобы произвести всю работу за несколько часов и потом вносить лишь незначительные правки, и тем, чтобы каждое утро планомерно работать над текстом со свежей, трезвой головой — именно работать, созидать, а не выплёскивать изречения. В итоге текст у меня выходит горячим, незрелым, неотработанным, публикуется чрезмерно спешно. Но таков метод — иного пока не имею.

Владимир Лодейников   26.09.2023 21:16   Заявить о нарушении
Сложилось впечатление что та жизнь, по которой Вы так тоскуете - она уже у Вас в руках, эта осень, это разложение и исчезновение и есть те краски, которых Вам так не хватает. И Вы их скрупулёзно изучаете, анализируете, перебираете, проникаетесь ими, в надежде на то что придет та мелодия без слов, чистое переживание, говорящее лишь только о себе самом, а не о той разрозненности, которая Вас окружает. Та магия чувств, которая безнадежно исчезла - она как будто сконцентрирована в том увядании, которое Вас безнадежно охватило. И Вы его исследуете, изучаете, наблюдаете, как будто бы это и есть та жизнь, которую Вы потеряли. То что потеряно - то и обретено в потере.

Брецко   27.09.2023 09:43   Заявить о нарушении
Абсолютно верно. Чувство утраты — это не тоска об утраченном, а просто один из режимов восприятия. Ничего никуда не уходило. Вернее, всё уже есть сейчас, и этот момент больше ни в чём не нуждается, для того чтобы быть завершённым; это и есть "звёздный час", который постоянно видится то в прошлом, то в будущем по причине склонности ума рассматривать себя в развороте внешнего мира, — конечно, ничего этого нет, но есть только великолепный и очень щедрый момент настоящего. Там все атрибуты, в том числе и способность совершенно не иметь никаких атрибутов. Он и вечный, и мгновенный, существующий даже как бы вовсе вне понятия о времени. Остальное только достраивается, реконструируется, создаётся из ничего. — Вот так же и это стихотворение представляет собой своего рода маску, флакон с запечатанным в него ароматом, роль для актёра, небольшую пьесу, которая несёт в себе определённое настоение; здесь дана инструкция внутренних движений лирического героя, и вдумчиво пройдя по этой инструкции, читатель тоже может испытать нечто подобное (возможно, новое для него), — это так же просто, как вдохнуть аромат из флакона с парфюмом. Конечно, аромат может завораживать, очаровывать, но к реальной жизни он почти не имеет отношения, — он практически не существует здесь. Так же, как и это произведение, он является синтетическим. Поэзия — это тоже в каком-то смысле способ создать и запечатать настроение в некую словесную форму (наподобие ампулы или флакона в парфюмерии).

Владимир Лодейников   27.09.2023 11:50   Заявить о нарушении
Правильно, как раз в этом-то увядании и заключено самое ценное, там как раз и звучит магическая музыка настоящего момента, в то время как мысль о том, что нечто безвозвратно ушло — это лишь ловушка, отвлекающий фактор.

Владимир Лодейников   27.09.2023 11:54   Заявить о нарушении
Продолжая тему. Если честно, никогда не видел красоту в увядании, в разложении.оно мне всегда представлялось чем-то кощунственным и неимоверно жестоким. Что может быть бесчеловечные приближения смерти, зимы, спячки природы? Но Я всегда видел в осени нечто чрезвычайно непонятное, чуждое и отвратное. Я никогда не понимал ее процессов.хотя мне близок весенний утренний хаос, который сродни разложению внутренней закоснелости. Видеть как сила ручьев пробивает землю - есть в этом что-то дерзкое и бесстыдное. Бесстыдно разлагаться безусловно интересно и ладе загадочно. Как вот так вот бросить жизнь и предаться внутреннему самоумерщвлению? Бросить все дела, все экстазы и озарения? Есть в этом какая то истина, что-то божественно наглое и бесценное. Видеть в себе лишь способ дойти до конца, а не выходить навстречу внутренним лишениям, вести себя на поводу у распада - это дико, это жутко, это непонятно.какова цель разложения? Надругаться над всеми ценностями, сделать все несущественным, придти к обмороку значений? Наслаждаться красотой исчезновения самого прекрасного,и которое не вернётся никогда? Смело, странно, безумно. Я вижу распад как некое величественное надругательство, как плевок в сторону своей высокой миссии. Как возвышенный протест против созидания.жоо по-своему вы вызывающе и парадоксально.

Брецко   27.09.2023 13:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.