Алтынбаевы
Впервые на Башкирской земле предки Алтынбаевых упомянуты в ревизских сказках по деревне Аллагуват в 1762г. Сыновья Бикмея Урмаева (1648 года рождения) Иркабай и Батырша, служилые татары, прибыли из Нижегородской губернии из деревни Большая Медяна. В ревизских сказках деревни Медяна записан отец Бикмея Урмаева- Урмай Бутюков, вероятно он был родственником одного из 26 основателей деревни Медяны Курмамета Бутюкова. Один из сыновей Иркабая Бикмеева (1740-1791г.г.) - Алтынбай Иркабаев(1779-1846 г.г). От него и идёт по мужской линии родовая фамилия Алтынбаевы.
Воспоминания Алтынбаева Мунира Абдулнафиковича:
Латып и Ханиса.
Алтынбаев Латып Хакимович, родной дедушка Мунира Алтынбаева, родился 22 апреля 1870 года, в один день с вождём мирового пролетариата Владимиром Ильичом Лениным. Позже, он будет с гордостью рассказывать односельчанам об этом факте. Первая жена Латыпа рано ушла из жизни, оставив мужа с шестерыми маленькими детьми. После такого перенесённого горя, Аллах послал Латыпу в жёны замечательную женщину Ханису, которая стала настоящей матерью для его сирот, а позже и любимой бабушкой для всех внуков и правнуков. Своих детей у Ханисы не было, и всю свою любовь и ласку она отдала детям Латыпа. Её боготворили, как родную мать, прислушивались к мудрым советам, почитали, ставили в пример. Ханиса была олицетворением настоящей татарской женщины, мудрой, гордой, проворной хозяйкой и послушной женой.
Весной-летом 1917 года по всей России была проведена сельскохозяйственная и поземельная перепись. Ее основной задачей являлось сбор сведений по экономическому положению в государстве во время Первой мировой войны, в первую очередь состояние запасов продовольствия. Кроме того, Временное правительство собиралось провести земельную реформу, и данные переписи 1917 года должны были стать базовой информацией для будущих преобразований. На каждую крестьянскую семью (двор) составлялась подворная карточка, где все сведения записывались переписчиками со слов крестьянина или замещавшего его лица. Согласно этих архивных документов, Аллагуватцы жили не бедно. В каждой семье было, как минимум, по две лошади, две коровы и другого мелкого скота и земельные угодья, позволяющие жить в достатке.
После свержения царя, в стране начался хаос. Бумажные деньги перестали иметь какую-либо ценность. Люди скупали золото и серебро. Драгоценные металлы откладывали на черный день. Никто не знал, что их ожидает в будущем, какие еще беды предстоит пережить аллагуватцам. Жители деревни раскололись на два лагеря. Сыновья одних сражались в Белой гвардии, другие в Красной. Сколько крови было пролито в эти годы. Единственный сын Латыпа- Нафик ушел служить в Красную армию в 1918 году. Четыре года Нафик сражался на фронтах гражданской войны, был пулемётчиком, на Украине гонялся за бандой батьки Махно, но самого Нестора Махно никогда в глаза не видел. А в его родном уезде орудовала другая банда, знаменитая на всю округу, которая держала в страхе Аллагуват и весь Стерлитамакский уезд,- банда Закия из соседней башкирской деревни. Однажды в дом Латыпа ворвались головорезы, перерыли весь дом, нашли припрятанное на черный день золото, сняли с Ханисы серебряные браслеты, не побрезговали и серебряными монетами, вплетёнными в косы, хорошо, что сами живы остались. Так перешерстили пол деревни, но вовремя подоспели красноармейцы, а банда Закия успела скрыться с награбленным добром. Во времена НЭПа (новая экономическая политика, проводившаяся в 1920-х годах в Советской России и СССР) Латып занялся красильным делом. Тогда-то и получил он прозвище "буяучы"- красильщик. К этому делу он привлек всех своих родственников. К своей старой бани, он добавил еще две, арендованные, закупил 60-ти литровые котлы, таким образом, и открыли Алтынбаевы свое дело. Первой помощницей у Латып бабая была жена Ханиса. Она, то и обладала секретом изготовления сочных, ярких красок. Заказы на покраску тканей Латып бабай получал аж, из самого Оренбурга. Эти насыщенные разноцветные ткани славились далеко за пределами Аллагувата. Сразу на двух подводах мужики привозили из Оренбурга рулоны белой материи, подолгу выдержали в разноцветных котлах, красили, полоскали в нескольких водах, затем замачивали в специальном растворе, чтобы ткань не линяла при стирке, не выцветала на свету, затем сушили. Женщины разглаживали угольными утюгами, снова аккуратно заматывали в рулоны. Выкрашенную ткань укладывали в телегу и везли обратно в Оренбург.
В 1930-е годы в Аллагувате начал создаваться колхоз. Ох, как не хотели расставаться крестьяне с нажитым добром. А куда деваться? Это только в книжках пишут о добровольной коллективизации. И угрозы были: " Если не вступите в колхоз, приравняют вас к кулакам, сошлют в Сибирь или вовсе расстреляют". Вот, в страхе за свою жизнь, жизнь своих детей и родителей, отводили крестьяне на общий стан ревущих от страха коров, быков, лошадей, овец и коз. Дело было осенью. Скотины в "общак" собралось много, а о кормах позаботиться не успели. Сколько скотины передохло в тот год. Новоявленные колхозники несли охапками сено бывшим питомцам из своих личных подворий, но этого все равно не хватало. Такого голода не помнили даже старожилы Несколько семей сослали в Сибирь. Кулаков и мулл расстреливали. Досталось и середнякам, которые своим тяжким трудом, по крупицам копили добро и, просто так, не хотели отдавать нажитое. Деньги в колхозе не платили. Лишь трудодни одни - палочки в тетрадке счетовода. Пройдет немало времени, как люди снова заживут по-человечески. Голод на какое-то время забудется.
С началом Великой Отечественной войны, после того, как пропал без вести его любимый внук Исмагил, Латып бабай "встал на намаз", читал Коран, подолгу размышлял о Боге, снова молился, молился по пять раз в день и так, до конца жизни. Всю войну он проработал не покладая рук в колхозе имени Карла Маркса, числился объездчиком. В 1945 году 75- летнего Алтынбаева Латыпа Хакимовича наградили медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Латып Алтынбаев прожил долгую жизнь. Почти в 90-лет о легко от земли запрыгивал на лошадь и показывал молодежи, как надо держаться в седле.
Этой же медалью награжден и его родной брат Алтынбаев Салим Хакимович. Салим-солдат, как называли его земляки, являлся георгиевским кавалером. Военный орден Святого Георгия - "Георгиевский крест" и его знак давались лишь за реальное мужество на поле брани. Люди, получившие этот символ доблести, пользовались всеобщим уважением и почетом. "За службу и храбрость" - таков был девиз ордена Святого Георгия. Ещё совсем молодым Салим был отдан в рекруты, прослужил верой и правдой царю и Отечеству ровно 17 лет, Но, после Революции всё, что связано с царем было постыдным и награда эта стала тоже постыдной. Потому и прятал Салим свой орден от людских глаз. Как то раз его несмышлёный внук нашел в тайнике у деда эту реликвию, напоминавшую долгие годы военной службы, и вынес ее на улицу показать соседским пацанам. Откуда ему было знать, что крест этот был изготовлен из чистого серебра и позолоты. Это и привлекло внимание местного хулигана Талгата, который между сроками отсидки в тюрьме продолжал промышлять грабежами. В Аллагувате Талгата люди боялись. Сверкая позолоченным фиксом на зубе, он с усмешкой хвастался перед Салимом: " Вот, где у меня твоя медаль". Связываться с ним не хотели.
Алтынбаевы Исмагил Латыпович и Зухра Габидулловна.
У Дочки Латыпа Гайшы родился в 1915 году сын Исмагил. Отец ребенка сгинул в Первой мировой, а Гайша вышла замуж за парня из Малого Аллагувата. Но новый муж невзлюбил чужого ребенка, часто обижал его, и тогда Латып бабай увез внука к себе в Аллагуват, справил ему новые документы, дав Исмагилу свою фамилию и отчество. Так внук Исмагил стал его последним и самым любимым сыном. Исмагила любили все, баловали, жалели. Так повелось, что в Аллагувате, почти у каждого было прозвище: по роду деятельности, по внешним признакам, по внутренним качествам или еще каким особенностям, прозвище это прицеплялось напрочь не только к его обладателю, но и к членам его семьи. Как-то раз Исмагил привез из какой-то русской деревни семена капусты. Вроде бы простой овощ, но капусту тогда в Аллагувате не выращивали. Исмагил получил из семян рассаду и раздал ей соседям. Капуста прижилась и полюбилась землякам, а Исмагила прозвали Исмагил- Кэбестэ. Под таким прозвищем и запомнят его люди. Незадолго до Великой Отечественной Исмагил Алтынбаев женился на замечательной девушке Зухре (в девичестве Мулюкова). Она сразу полюбилась семье мужа. Но недолго длилось их счастье. Вскоре, незадолго до начала войны призвали Исмагила в 170-тую Башкирскую стрелковую дивизию. Три месяца они учились военному делу в лагерях в Алкино Зухра со своей сношенницей Фаризой пешком ходили на встречу с Исмагилом. На последнем свидании Исмагил печально взглянул в глаза любимой женщины и тихо произнес " Скоро Война нас всех ждёт". В начале войны 170-я стрелковая дивизия входила в состав 62-го стрелкового корпуса 22-й армии. Уже на второй день Великой Отечественной войны, 23 июня 1941 года, части дивизии начали убывать на фронт. 29 июня основные эшелоны выгрузились в районе Кузнецовки и Себеж Псковской области. В этом районе дивизия находилась до 30 июня, где получила приказ занять оборону по старой государственной границе с Латвией. Именно эта дивизия первая приняла на себя удар, защищая Себеж. Алтынбаев Исмагил Латыпович пропал без вести в самом начале войны. Зухра женгей до конца дней ухаживала за дедом своего мужа -Латып Бабаем. В 1945 году Алтынбаеву Зухру Габидулловну так же как и свёкра наградили медалью за доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг. Детей своих у нее не была, но она помогала растить племянников. Хорошо шила, ткала ковры.
Алтынбаевы Абдулнафик Латыпович и Фариза Биктимировна.
Нафик был единственным сыном у родителей, рос шустрым и любознательным в строгости и постоянном контроле своего вездесущего отца. Вернувшись с гражданской войны, прожженный в боях, молодой красноармеец, впервые пошёл наперекор воле родителя и женился по большой любви на скромной девушке из очень бедной семьи. Фариза в 5 лет с годовалым братом осталась круглой сиротой на попечении престарелого деда. В 6 лет девочка поступила учиться в медресе. Там обучали не только писать по-арабски, но и самому арабскому языку. Прилежные ученики могли с легкостью перевести любой текст из священной книги мусульман. Также детям в школе прививали любовь к поэзии. Фариза знала много стихов, сама писала баиты, нараспев читала их со слезами на глазах. Баиты сочиняли и другие женщины. Подруги собирались холодными зимними вечерами у кого-нибудь в доме и устраивали литературные посиделки. В Баиты повествовали о нелегкой девичьей доле, о любовных страданиях, о героических подвигах. Этот вид фольклора давно позабыт, . Утеряны и самодельные книжки, которые состояли из пришитых тонких тетрадок, где аккуратно арабскими буквами были записаны эти стихи. Позже в Аллагувате в начале 30-х девушки организовали музыкальную группу Наза: собирались вечерами на улице в нарядных платьях, и вышитых фартуках, Платки татарские женщины повязывали так: за два соседних угла завязывали под подбородком либо на затылке (у молодых женщин), а полотнище свободно свисало на спине. Девушки плясали притоптывая или слегка подпрыгивая в такт песен и частушек-такмак, придерживая пальцами фартучки. Даже в лаптях татарские красавицы выглядели изящно. Выступали не только в Аллагувате, но и в соседних деревнях. В 1932-м году под Ишимбаем обнаружили нефть. Требовалась рабочая сила И в том же году Алтынбаев Абдулнафик и еще несколько аллагуватцев устроились на работу в нефтепромысел им. С.М.Кирова треста "Востокнефть", с 1935 это предприятие войдет в составе треста "Башнефть". Так жители Аллагувата разделились на две социальные группы: рабочие и колхозники. Семьям нефтяников жилось легче, платили "живые" деньги, а не трудодни, рабочие могли позволить себе купить не только еду, но и кое-какую одежду. В то время в Аллагувате установилась такая негласная традиция: рабочие нефтяники с получки большой угощали крестьян, ящиками покупали водку, закуску и пировали на "полную катушку". Ох, несладко в эти дни приходилось жёнам. В пьяном угаре мужья могли оставить всю зарплату, а детей полон дом. Чем кормить их тогда? Перед самой войной Нафик с Фаризой с помощью односельчан поставили новый дом. Хозяин зарезал барана, и всей гурьбой на нескольких подводах отправились на берег Агидели праздновать новоселье. Звуки гармони, татарских песен разносился на всю округу, плясали, угощались, снова плясали. А утром прискакал на гульбище испуганный гонец. Он еще издали кричал: " Сугыш!Сугыш! Война!" Люди стояли, как вкопанные, ничего не понимая. Места ушедших на фронт нефтяников заняли женщины их близлежащих деревень. На буровой оставили лишь опытных мастеров. Бронь полагалась и Нафику. Сколько просился он на фронт." Здоровый сильный мужик вынужден воевать с бабами", - сетовал он. Но военком его и слушать не хотел. "На буровой ты, один целой роты стоишь. Танкам и самолетам нефть нужна!"- кричал он. В 1942 году враг захватил Северный Кавказ. Путь к бакинской нефти был отрезан Вся нагрузка по нефтедобыче легла на Урал, Поволжье и Западный Казахстан. План по добыче нефти увеличился в несколько раз. Вскоре на буровую пригнали репрессированных прибалток и немок. Несмотря на то, что скважины тщательно охранялись, во избежание диверсий буровикам также полагалось оружие. Работали и днем и ночью. Одежда не успевала просыхать. В обрызганной нефтью одежде рабочие шли пешком в Аллагуват, чтобы немного вздремнуть, поесть и снова на буровую. Алтынбаев Абдулнафик Латыпович награжден двумя медалями "За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945г.г.", " За трудовую доблесть" и Похвальным листом Министерства нефтяной промышленности В 1953г награжден орденом Трудового Красного Знамени. Фариза Биктимировна родила 12 детей. Трое из них умерли в младенчестве, а девятерых детей вырастили и воспитали достойными людьми. Алтынбаева Фариза Биктимировна награждена орденами всех трех степеней Материнской Славы.
Мунир Абдулнафикович Алтынбаев - дитя войны. С ранних лет начал работать в колхозе. Хорошо помнит начало войны, как провожали в Красную армию дядю Исмагила, как после наступления холодов в домах аллагуватцев разместили курсантов из военных лагерей Алкино, помнит полигоны для стрельбищ на колхозном поле. В их избе поселили двух русских парней. На полях оставались засохшие кукурузные стебли. Их использовали для растопки печей. Как то раз мама всучила своим квартирантам большой мешок, чтобы те собрали стебли. Ребята наполнили мешок, а сверху посадили маленького Мунира , бежали по полю, катая малыша в мешке и громко смеялись. Прошло больше 80 лет, Мунир Абдулнафикович до сих пор вспоминает этих молодых парней, которым предстояло вскоре отправиться на фронт.
Помнит он и письма земляков. Не все тогда знали арабскую письменность. Вот и приходил народ в дом к Фаризе, почитать письма с фронта или написать ответ. Ещё помнит, как мама лечила людей. Собирала травы (лекарств тогда не было), делала отвары, а ещё выжимала сок из какой-то травы, получала съедобные чернила, писала на бумаге молитву пером, макая в эти травяные чернила,бумагу помещала в воду, слова молитвы растворялись в воде, и это молитвенное снадобье давала пить больному. Говорят, что помогало.
Мунир также помнит и тяжелораненого соседа Гумера Файзуллина, которого привезли домой на носилках два санитара. После этого Гумер прожил всего 10 дней, а перед смертью благодарил Аллаха, что позволил ему умереть на родине в окружении родных и близких.
Помнит он и однорукого Амира Адршина, который не испугался негодяя Талгата, державшего в страхе всю деревню, угрожая поджечь дом или вовсе зарезать, выбил у него нож, повалил на землю, скрутил и дал понять, что против силы есть другая сила.
После победы мало кто из уцелевших мужиков остался работать в колхозе. Сильные, здоровые шли в город за длинным рублем. Миллионером колхоз стал благодаря женщинам, старикам, инвалидам и подросткам. Создавались школьные бригады, дети работали на полях, в теплице на ферме.
Мунир с благодарностью вспоминает бригадира, фронтовика Абдрашитова Хамнажара. Мальчишки уважали его, любили как отца. Раненый Хамнажар учил честно работать и жить по совести, а некоторых подростков отвёл от преступной стези. Часто шутил, Только иногда сидел, молча, опустив голову и поглаживая свою макушку,из которой торчал еле заметный осколок,обтянутый тонким слоем кожи. В эти минуты ребята его не беспокоили и терпеливо ждали, когда боль отпустит, и бригадир снова начнёт подшучивать над ними.
А еще Мунир Алтынбаев никогда не забудет, как из еле слышного радиоприемника объявили о смерти Сталина. Что творилось тогда с людьми? Народ рыдал. Плакали все: мужчины, женщины, дети. Для многих это была действительно невосполнимая утрата. Позже Хрущев объявит о культе личности Сталина, но люди не поверят ему. В избах у аллагуватцев будут по-прежнему стоять фотографии вождя всех народов на почётном месте рядом фотографиями их близких, а Никитку Кукурузника назовут вредителем, уничтожителем сельского хозяйства. Все злодеяния этого генсека до сих пор дают о себе знать.
О себе Мунир Абдулнафикович не любит много рассказывать. После школы три года служил связистом в составе группы советских войск в Германии в 1-й Гвардейской танковой армии. Затем школа механизаторов, освоение целины в Казахстане и в Башкирии (в Хайбулинском районе), а в 1962г. влился в ряды нефтехимиков города Салават. Стоял у истоков строительства Салаватской Соборной мечети, окончил медресе, дважды совершил хадж на священную землю мусульман Мекку, Имам хатыб Салаватской соборной мечети Мунир хазрат Алтынбаев несколько лет являлся членом общественного совета при МВД Башкортостана.
Свидетельство о публикации №123092407904