Машина времени и стихосложение
Если была бы машина времени и Юрий Михайлович Лермонтов был бы на сайте "Стихи.ру", то я думаю, что к нему обязательно придрались из-за сбоя ритма в данном стихе:
"На голос невидимой пери.
Шел воин, купец и пасту́х;
Пред ним отворялися двери,
встречал его мрачный е́внух."
"Пастух и евнух", разно ударные рифмующие гласные, в «пастух» ударение на букву «у», в слове «евнух» на букву «е».
Плюс "отворялися". Любой редактор сразу же подчеркнёт этот глагол из-за окончания «ся», а не «сь». Нет такого глагола «отворялися», можно было написать "отворялись все".
А давайте подумаем, как можно было бы написать вышеуказанное прекрасное четверостишие, естественно не нарушая его мысли и ритма, с ударениями которые приняты сейчас.
Во второй строке поменяем местами слова «пастух» и «купец».
В третьей строке вместо «отворялися» напишем «отворялись все». В четвёртой строке слово «евнух заменим на «скопе́ц», что вполне допустимо, так как это синоним.
И вот, что получается:
"На голос невидимой пери.
Шел воин, пастух и купе́ц;
Пред ним отворялись все двери,
встречал его мрачный скопе́ц."
P.S.
Это хорошо нам сейчас откроешь поисковик, любое слово тебе разложат с ударением по падежам.
А вот каково, было школьникам шестидесятых и семидесятых годов, которые учили наизусть эти стихи (и другие), с таким ударением, которое было в годы написания.
Словарей дома нет. В библиотеке тоже не всегда были словари.
Вот откуда им было узнать, как всё-таки правильно ставить ударение?
Свидетельство о публикации №123092407113