5. О поэтах, графоманах и творческом таланте
Если исходить из кратких определений, то поэт – это человек слагающий стихи, а графоман – это тоже поэт, только страдающий болезненным пристрастием к сочинительству, которое мешает ему сосредоточиться на качестве творческих работ и заняться доведением их до приемлемого состояния. Все иные оценочные суждения и заключения будут касаться меры творческого таланта автора, а она, как известно, отпущена каждому человеку своя.
Отсутствие должной требовательности к результатам своих творческих трудов является тем препятствием, которое большинству авторов преодолеть не удаётся. Но стоит только эту требовательность поставить во главу угла всего творческого процесса, как она может стать простой и доступной нормой, или же подведёт автора к самостоятельному выводу о том, что для успешной работы на избранном им творческом направлении он не наделён необходимой мерой творческого таланта.
Так в чём же заключается проявление поэтического таланта? По каким признакам талант можно определить и какой мерой его можно измерить? В толковых словарях даётся следующее определение таланта: «Талант – это выдающиеся врождённые качества или особые природные способности, дарованные человеку от рождения».
Талант певца или художника легко распознаётся на ранних стадиях развития человека. С определением поэтического таланта возникают некоторые сложности, поскольку все люди наделены способностями излагать свои мысли и чувства с помощью слов, в устной и письменной форме, да и сочинение стихов у большинства из них особых трудностей не вызывает. Выходит, что речь нужно вести о людях, уверовавших в исключительность своих поэтических дарований и пожелавших реализовать эту веру на практике в своих стихотворных сочинениях. Однако, далеко ни всем авторам, пожелавшим встать на творческую дорогу, удаётся добиться выдающихся результатов и обрести желанный успех. Многим из них вместо радости успеха приходится испить чашу горечи разочарования. Разочарования в творчестве можно избежать, если, отбросив в сторону тщеславные мысли и чувства, рассматривать творчество как привлекательную работу, направленную на удовлетворение личных духовных потребностей автора. И если в результате проделанной творческой работы автор испытает желанное душевное удовлетворение вместе с ощущением прилива восторженных чувств, то очень даже возможно, что его творения найдут живые отклики и в сердцах других людей.
Главным признаком поэтического таланта, на мой взгляд, является способность автора находить с помощью поэтических строк дорогу к душам других людей, пробуждая в сознании людей живые картины и образы и вызывая искренние желания поделиться восторженными отзывами о творческих работах автора с другими людьми. Содержание стихотворения и его построение должны обладать особыми притягательными свойствами, оказывающими магическое воздействие на душу читателя или слушателя, пробуждая в ней ассоциативную связь с каждой авторской строкой, с каждым авторским словом. Строчки стихотворения должны легко находить дорогу к душе читателя или слушателя и надолго поселяться в ней, обогащая духовный мир человека и поддерживая его в различных жизненных ситуациях.
Свои мысли о творческом таланте русский поэт Валерий Яковлевич Брюсов выразил следующим образом:
«Поэтический талант дает многое, когда он сочетается с хорошим вкусом и направляется сильной мыслью. Чтобы художественное творчество одерживало большие победы, необходимы для него широкие умственные горизонты. Только культура ума делает возможной культуру духа».
С этим высказыванием трудно не согласиться, поскольку приступая к творческой работе, каждый автор руководствуется желанием поделиться своими познаниями окружающего мира и богатствами мира собственной души, обретёнными на дорогах жизни, стремится подать их в таком словесном обрамлении, которое его душа подберёт и одобрит. Накопленные познания помогают автору в выборе тематической основы для будущих произведений, а богатства мира его души помогают в выборе изобразительных средств.
Наличие таланта вовсе не сулит его обладателю ни легкой жизни, ни неминуемого успеха, поскольку талантом ещё нужно суметь правильно распорядиться, найти пути для его реализации и обрести признание читателей. Большинству авторов известно крылатое выражение: «Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами». Путь обретения признания – это путь многотрудный и сложный, требующий от его обладателя больших целенаправленных усилий и определённой изобретательности. Вера в свои выдающиеся качества и в возможность их успешной реализации больше присуща людям с ограниченными умственными горизонтами, поскольку с расширением умственных горизонтов в сознании человека зарождаются и сомнения в отношении отпущенной ему меры творческого таланта. По этой простой причине, настоящий талант всегда будет нуждаться в поддержке, помощи и покровительстве со стороны государства и общества.
О мере отпущенного автору таланта можно судить по массовому интересу, проявляемому к его творчеству и тем восторженным отзывам об авторских работах, которые исходят как от обычных любителей поэтического искусства, так и от именитых поэтов-профессионалов, а также литературных критиков. В свою очередь проявлением интереса к творческим работам люди давно научились управлять, используя для этой цели идеологические установки государства или законы обычной рекламной деятельности. Следует также отметить, что известность автору приносят не только актуальность и глубина содержания его творческих работ, но и личные качества самого автора, в том числе и наличие у него способностей демонстрировать достоинства своих творений перед любой массовой аудиторией.
В оценках творческих работ всегда присутствует изрядная доля субъективности, основанная на разнообразии личных творческих предпочтений читателей. По этой причине, даже признанному таланту бывает сложно достучаться до каждой души человеческой. Приобщаясь к литературному творчеству, мы отдаём свои предпочтения тем авторам, произведения которых находят отклик в нашей душе, но даже с учётом наших сложившихся предпочтений мы отмечаем, что далеко не все творения, вышедшие из-под пера автора, несут на себе явный признак его таланта. Если исходить из предположения, что талант относится к врождённым качествам души человеческой, то следует признать и существование зависимости состояния души от воздействия на неё многочисленных внешних факторов, как стимулирующих творческую деятельность человека, так и угнетающих её. Исходя из такого посыла, следует уделять больше внимания поиску талантливых произведений автора, а уж потом вести разговор о размерах его творческого таланта.
Оценка меры отпущенного автору творческого таланта – занятие сложное и не всегда благодарное, поскольку наряду с отмечаемыми достоинствами приходится говорить и о выявленных недостатках. Хорошие стихи, которые выделяются из общей массы маловыразительных стихов, можно встретить у многих авторов. Такие стихи рождаются в минуты эмоциональных всплесков, когда внимание автора концентрируется на теме близкой его душе. И хотя подобные удачи не носят системного характера, они укрепляют в авторе уверенность в его творческих способностях, вселяют надежду на грядущее признание. Вера в возможность грядущего признания позволяет автору жить, творить и надеяться, что его труды будут однажды кем-то отмечены, оценены и признаны. В своём стремлении приблизить время творческого успеха, автор направляет значительную часть своих усилий на поиск путей, приводящих к признанию. Следует отметить, что предпринимаемые авторами усилия в конечном итоге начинают приносить свои плоды, ибо в окружающей нас творческой среде мы отмечаем бурный рост разного рода номинантов и дипломантов, победителей всевозможных конкурсов и членов писательских союзов, вот только уровень поэтического мастерства далеко не всегда соответствует заявленным званиям и наградам и вызывает у читателей массу противоречивых суждений.
И здесь мы подходим к вопросу об объективности оценок тех судей, которых время выбирает на роль ценителей поэтических произведений и вершителей судеб их авторов. Давно известно, что любые значимые изменения в общественной жизни неизбежно приводят к изменениям духовного мира людей, к пересмотру приоритетов и ценностных ориентиров во всех сферах творческой жизни. Во времена больших перемен в общественной жизни, на роль вершителей творческих судеб устремляются люди, отрицающие ценностные ориентиры, оставленные предыдущими поколениями. В своих оценках такие судьи очень часто руководствуются субъективными подходами, да разного рода конъюнктурными соображениями, а их суждения об авторских работах далеко не всегда выглядят в глазах обычных читателей объективными и бесспорными. Для объективной оценки поэтического творчества критику нужно обладать соответствующими способностями к улавливанию всех нюансов творческого мастерства, или же трудом своим и талантом обрести всенародное признание на ниве поэтического искусства, поскольку талант помогает не только успешно созидать, но он также позволяет улавливать и отмечать достоинства и недостатки в работах других авторов. Но где, в каких городах и весях, прикажете искать те достойные имена, чьё мнение способно прозвучать сегодня весомо и авторитетно для всех наших сограждан? Произведения поэтического искусства, признанные в недалёком прошлом эталонами творческого мастерства, новоявленные распорядители культурной жизни поспешно предают забвению, дабы предложить взамен новые эталоны и новые имена, которые далеко не всегда находят дорогу к сердцам людей.
Размышляя над возможностью обретения путей к признанию, я всё больше прихожу к выводу о том, что проторенных путей к признанию, ровно как и авторитетных мнений, на которые можно было бы сослаться, или же опереться, в настоящее время просто не существует. Да и вся история творческой жизни свидетельствует нам о том, что безжалостное время не щадит своих талантливых певцов, и после их ухода из жизни, торопится предать их труды забвению.
Но как бы мы не сокрушались по поводу изменчивых идеалов быстротечного времени, следует признать и тот неоспоримый факт, что во все времена существовало и будет существовать одно безапелляционное признание таланта – широкое всенародное признание. Однако и для всенародного признания нужны условия, способствующие выявлению настоящих талантов и популяризации их произведений. Настоящие таланты в стране безусловно есть, только вот с созданием условий для их всенародного признания в стране имеются большие проблемы.
Мне кажется, что время для переосмысливания результатов литературной деятельности в постсоветский период наступит в стране ещё не скоро. Но это время обязательно придёт. Схлынет, уляжется наносная пена, свойственная переломным моментам жизни и все достойные имена обретут свою известность, а их творческие работы обретут признание и станут достоянием литературного наследия страны, по которому будущие поколения будут судить и о нашем времени, и об авторских именах, оставивших свой след в поэтическом творчестве на данном отрезке временного пространства. А пока простые любители поэтического искусства, в своих попытках назвать имена российских поэтов, достойно представляющих наше сложное время, с упорством достойным удивления, продолжают называть имена талантливых поэтов, давно ушедшей от нас советской эпохи.
В заключение, я попытаюсь свести все мои размышления о творческом таланте к краткой форме изложения:
Талант наделён одним определяющим свойством: он либо есть, и тогда он признаётся подавляющим большинством народа, либо его нет, и тогда тщетными становятся любые усилия автора, направленные на поиск дорог к признанию. Аналогичным свойством в нашей жизни обладают денежные знаки, с той лишь небольшой разницей, что деньги могут приходить и уходить, а талант, если он имеется в наличии, никогда не оставляет своего владельца.
Свидетельство о публикации №123092406394
Елена Чухлебова 18.11.2024 07:25 Заявить о нарушении
Тему признания талантливых произведений поэтического искусства можно обсуждать бесконечно долго и безрезультативно, а потому у многих авторов нет никакого желания углубляться в дискуссии подобного рода. А имеющие глаза, уши и мозговые извилины авторы смогут разобраться с особенностями сегодняшней творческой жизни самостоятельно. М всё же привожу для Вас в качестве ответа выдержку из моей очередной статьи:
… Давно ушло от нас то время, когда государство помогало талантливым авторам в их творческом становлении, определяло направления развития творческого искусства, боролось с проникновением в страну чужеродных творческих течений. На смену государственному управлению культурой пришло время неограниченной творческой свободы, суть которой никто толком объяснить не может, однако подышать этим воздухом свободы захотелось многим нашим согражданам. Можно предположить, что государство сознательно пошло на такой шаг, дабы смешать все творческие голоса в одно общее многоголосие, на фоне которого даже самый талантливый голос никогда не будет услышан народом. Талант – это оружие обоюдоострое, и от него порой может исходить большая опасность для государственных устоев. Поскольку в поведении своём талант бывает непредсказуем, из его уст всегда следует ожидать и вольнодумные призывы, и пророческие слова, способные посеять в душах людей сомнения и надежды. Вступать с талантами в открытое противоборство совсем не обязательно. Всегда найдутся проверенные и простые решения, направленные на изоляцию талантливых людей от широких слоёв населения. И одно из таких решений подсказывает сама матушка природа. На поросшем сорняками поле трудно пробиться к свету культурному растению.
Сегодня, творческое поле в Интернет-пространстве больше напоминает площадку для соревнований или поле для сражений, где игра ведётся без установленных правил и без выявления результата, а бои иногда разворачиваются похожие на настоящие. И на этом пространстве приходится вместе уживаться и людям талантливым, и людям с посредственными способностями, и людям откровенно бездарным. Появление новых талантов на этом пёстром фоне становится явлением мало заметным и уже не воспринимается в самой авторской среде как значимое событие или большая новость. Мне могут возразить, что помимо Интернет-пространства у нас в стране есть союзы профессиональных литераторов, со своими региональными отделениями, в обязанности которых входит… Однако, даже беглое знакомство с жизнью региональных отделений творческих союзов заставит любого исследователя усомниться в реальной значимости некогда мошной структуры. «Всё смешалось в доме Облонских»…
Полностью статью можно прочесть: http://stihi.ru/2022/12/22/7808
С уважением к Вам
Евгений Карпов Ярославль 18.11.2024 16:49 Заявить о нарушении