Конкурс на досуге - 167. Задание!

Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

   Мир каждого сочинителя - отдельное королевство, где сам автор является королём или королевой. Не так ли? А у короля могут быть придворные - разные жанры, которые играют определённые роли в творчестве короля. И насколько всё это выглядит уникальным и удивительным зависит от самого автора, или короля. Король приглашает в своё королевство читателей, критиков. Они приходят. А вот захотят ли они остаться в таком королевстве или возвратиться туда снова и снова - большой вопрос, который волнует всех, ведь мы хотим быть понимаемыми и читаемыми. В любом случае - это очень важно. Но есть и другие задачи. Ведь королю многое возможно. Остановимся на этом...

           Итак объявляется тема 167 конкурса На досуге:

                Longa manus calami —
             
                ПЕРО РУКУ УДЛИНЯЕТ
            __________________________________________

   Эта латинская поговорка созвучна другому высказыванию на латыни:

   An nescis longas regibus esse manus? — Рaзвe ты нe знaeшь, чтo у цapeй длинныe pуки?    /Овидий, "Героиды", XVII, 166/ Таким образом Елена в ответ на любовное послание Париса выражает страх перед преследованием со стороны ее супруга Менелая. И кажется, такое выражение "длинные руки" имеет угрожающий характер опасности. Например, у А. Толстого в  "Кн. Серебряный" говорится: "Господь с тобою, боярыня! как мне оборонить тебя? Силен князь, длинны у него руки, погубит он меня старика."

    Мы давно не пишем перьями, да и вообще многие не пользуются пишущими средствами, а набирают текст на клавиатуре компьютера или планшета, но смысл от этого не меняется. Ведь мы не буквально удлиняем свою руку, когда пишем, а в переносном смысле у нас появляются возможности затронуть многое, о чём молчат, что считается сокровенным, даже тайным. Иносказательно можно многое поведать, проникнуть в глубины глубин, вызвать эмоции, изменить мнение, вызвать интерес, побудить задуматься. Мы роняем зерно, которое в дальнейшем может прорасти на благодатной почве. И кто знает, какие могут быть плоды. В данный момент человек может быть не готов к чему-то, но после... прочитанное придёт вспомниться и возможно послужит мотивацией к чему-то доброму и важному.

   Но вернёмся к тексту Овидия, в начале мы увидим ещё одно выражение про руки:

"Нет Менелая, уплыв, РУКИ ОН НАМ РАЗВЯЗАЛ,
Он далеко сейчас, дела его призывали,
Был какой-то предлог важный, как он говорил.
Или мне так показалось, когда колебался, сказала:
«В путь пускайся скорей и возвращайся быстрей!»
В быстрый поверив возврат, целовал он меня, поручая:
«Дом храни, опекай гостя троянского в нем!»
Еле сдержала я смех, стараясь с ним справиться, только
Я и смогла произнесть: «Да, позабочусь о нем!»
Ветер парус надул, убыстрив плаванье к Криту,
Но в свободу не верь, не безгранична она!
Муж мой уехал, но он следит за мной и оттуда
Разве ты не знаешь, что у царей длинные руки?"
                (Ответ Елены Парису. XVII, 155-165)

 «Развязать руки» — фразеологическое выражение, которое означает дать возможность свободно действовать, осуществлять свои планы, добиваться поставленных целей без каких-либо ограничений. Эта фраза происходит от жеста «развязывания рук», которые были связаны у человека. Этот жест символизировал освобождение от оков и возможность действовать свободно.

   Но часто пишущий сочинитель не решается открыто высказывать всё, что он думает, и тогда в помощь приходят такие средства художественной выразительности, как аллегория, символы, метафоры, которые вплетаются умело в поэтический текст соответствующего жанра. Иносказание может быть преподнесено в виде притчи и басни, и даже сказки. А может быть, суггестивной лирики, передающей лишь намёки, вызывающие чувства и соответствующие ассоциации. Поинтересуйтесь жанрами, которые мы рассматривали уже в проекте "Метаморфозы жанра".

   "И для чего всё это?" - Может спросить кто-нибудь. Для свободы самовыражения. Попробуем найти что-то подходящее для иллюстрации у известных поэтов:

  «То — вопреки всему — Англия...»
                /М. Цветаева/

Пахнуло Англией — и морем —
И доблестью. — Суров и статен.
— Так, связываясь с новым горем,
Смеюсь, как юнга на канате

Смеется в час великой бури,
Наедине с господним гневом.
В блаженной, обезьяньей дури
Пляша над пенящимся зевом.

Упорны эти руки, — прочен
Канат, — привык к морской метели!
И сердце доблестно, — а впрочем,
Не всем же умирать в постели!

И вот, весь холод тьмы беззвездной
Вдохнув — на самой мачте — с краю —
Над разверзающейся бездной —
Смеясь! — ресницы опускаю…

27 апреля 1920

    ***
                /М. Цветаева/

Руки, которые не нужны
Милому, служат - Миру.
Горестным званьем Мирской Жены
Нас увенчала Лира.

Много незваных на царский пир.
Надо им спеть на ужин!
Милый не вечен, но вечен - Мир.
Не понапрасну служим.


         ***
             /О. Мандельштам/

Что музыка нежных
Моих славословий
И волны любови
В напевах мятежных,

Когда мне оттуда
Протянуты руки,
Откуда и звуки
И волны откуда,

             ***
                /И. Бродский/

На вас не поднимается рука.
И я едва ль осмелюсь говорить,
каким еще понятием греха
сумею этот сумрак озарить.
Но с каждым днем все более, вдвойне,
во всем себя уверенно виня,
беру любовь, затем что в той стране
вы, знаю, отвернетесь от меня.

              ***
                /Ф. Сологуб/

Под одеждою руки скрывая,
Как спартанский обычай велит,
И смиренно глаза опуская,
Перед старцами отрок стоит.
На минуту вопросом случайным
Задержали его старики,-
И сжимает он что-то потайным,
Но могучим движеньем руки.
Он лисицу украл у кого-то,
И лисица грызет ему грудь,
Но у смелого только забота —
Стариков, как и всех, обмануть.
Удалось! Он добычу уносит,
Он от старцев идет не спеша,-
И живую лисицу он бросит
Под намет своего шалаша.

Проходя перед злою толпою,
Я сурово печаль утаю,
Равнодушием внешним укрою
Ото всех я кручину мою,-
И пускай она сердце мне гложет,
И пускай ее трудно скрывать,
Но из глаз моих злая не сможет
Унизительных слез исторгать.
Я победу над ней торжествую
И уйти от людей не спешу,-
Я печаль мою злую, живую
Принесу к моему шалашу,
И под темным наметом я сброшу,
Совершив утомительный путь,
Вместе с жизнью жестокую ношу,
Истомившую гордую грудь.
 ***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________

Иллюстрация:  «Клевета» (итал. Calunnia) — картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.

«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньягвиди. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.

Иллюстрация: Сальвадор Дали "Мираж"

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова


Рецензии
Приём закрыт! Голосование...

Маллар Ме   24.09.2023 01:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.