Истолченных смыслов вирши

                Эпиграф:
                Словно стон больного ветра,
                Истолченных смыслов «вирши» [1]
                Сиротливо жмутся в недрах
                Обветшалой нашей жизни…
Из расклеенного неба
Скоро хлынет моя осень…
Вымывая, как из склепа,
Прах ненужных ей ремесел…
И с душой в «синестезии» [2],
Избавляя от страданий,
Смажет миг «асистолии» [3]
«Парейдолией» [4] ожиданий…
Но, как стон больного ветра,
Истолченных смыслов «вирши» [1]
Будут жаться в ее недрах,
Придавая смысл жизни…

Жизнь как смесь «контаминаций» [5]
В старой «камере Обскура» [6] …
Без словесных «аберраций» [7] –
Порождает «Самодура» …
От врожденного порока,
«Лапидарно» [8] размышляя,
Вне «вербального» [9] потока
Он сознание теряет…
И набросками рассвета,
И холстами звездной ночи,
Наслаждаться с «пиететом» [10] –
Он не может… Он порочен…
Но при всем «супрематизме» [11]
Черно-белых проявлений
Спрятан все же смысл жизни
В сочном цвете осмыслений.
В их глубокой «синергии» [12],
Избегая наслоений,
Бьются вечных две стихии:
«Самодур» и робкий «гений» …
И лишь «камера Обскура» …
Преломляя суть «сфумато» [13],
Суть «кангьянте» [14] с «кьяроскуро» [15] -
Облегчает груз таланта….
Через стон больного ветра,
Истолковывая «вирши» [1],
Две стихии где-то в недрах
Станут смыслом его жизни…

В измождении, охрипшем,
От «литоты» [16] изнывая,
Мир «лубочный» [17] наш, застывший,
Постепенно погибает…
«Менологии» [18] теряют
Весь окрас привычной сути,
В «синаксариях» [19] рождая,
Сточной жизни «абсолюты» [20] …
И в ремесла не вникая,
Теша наше самодурство,
Мир все реже отличает
Гениальность от распутства…
Но, как стон больного ветра,
Истолченных смыслов «вирши» [1]
Сиротливо жмутся в недрах
Обветшалой нашей жизни…

«Персефона» [21] неземная,
Будто посланная свыше,
Выйдет, горестно сбирая,
Неоплаканные вирши [1] …
Ну а мать ее, «Деметра» [22]
Их в «апокриф» [23] облекая,
Гениального поэта
Даже имени не зная…
В старой «камере Обскура» [6] …
Без словесных «аберраций» [7] –
Явит миру «Самодура»
В гениальности формаций…

Из расклеенного неба
Скоро хлынет моя осень…
Вымывая, как из склепа,
Прах ненужных ей ремесел…
И с душой в «синестезии»[2],
Избавляя от страданий,
Смажет миг «асистолии»[3]
Гениальностью формаций…

А пока что – в стоне ветра
Истолченных смыслов «вирши» [1] -
Заполняют Словом недра
Обветшалой нашей жизни…

21.09.2023
(Картинка Наталии Делювиз. Все Изображения с логотипом автора и другими авторскими логотипами - защищены законодательством ЕС и РФ)

[1] - Вирши, ед. нет [от польск. wiersz — стих]. Силлабические стихи, распространившиеся в русской и украинской литературе 17 века под влиянием польской системы стихосложения (лит.). 
[2] - Синестезия - нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе.
[3] - Асистолия- прекращение деятельности сердца с исчезновением биоэлектрической активности.
[4] - Парейдолия — это восприятие образов или сцен, которые кажутся реальными, но на самом деле являются иллюзорными или символическими.
[5] - Контаминация - в языкознании — возникновение нового выражения или формы (иногда — под влиянием народной этимологии) путём объединения элементов двух выражений или форм, чем-нибудь сходных.
[6] - Камера Обскура - это оптическое устройство, которое создает искаженное изображение объектов, помещенных перед ним.
[7] - Аберрация - это отклонение от правильного направления или состояния.
[8] - Лапидарно - это кратко и ясно, без лишних деталей.
[9] - Вербальный — устный, словесный(от лат. verbalis - cловесный) термин, обозначающий способ передачи информации в устной, словесной форме.
[10] - Пиетет - уважение, почтительность, благоговение перед чем-либо или кем-либо.
[11] - Супрематизм разновидность геометрического абстракционизма. Комбинации разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
[12] - Синергия - сотрудничество или взаимодействие нескольких факторов для достижения общей цели (симбиоз).
[13] - Сфумато - техника размытия контуров объекта, чтобы создать эффект мягкости и плавности.
[14] - Кангьянте - техника игры света и тени, которая создает эффект глубины и объемности.
[15] - Кьяроскуро - техника контраста света и тени, которая создает эффект яркости и контрастности.
[16] - Литота - вид тропа, противоположный гиперболе: художественное преуменьшение величины, силы, значения явления или предмета.
[17] - Лубочный - связанный с народной культурой, наивный и простой.
[18] - Менологий - «месяцеслов»; сборник жизнеописаний святых, упорядоченных помесячно, в соответствии с днями памяти.
[19] - Синаксарий - в переводе с греческого – сборник. СИНАКСАРИЙ, синаксария, и СИНАКСАРЬ, синаксаря, ·муж. (·греч. synaksarion) (церк., лит.). В древней церковной литературе — собрание житий святых, то же, что пролог.
[20] - Абсолют — наивысшее состояние или сущность чего-либо.
[21] - Персефона - в древнегреческой мифологии богиня плодородия и царства мёртвых, владычица преисподней. Дочь Деметры и Зевса, супруга Аида.
[22] - Деметра В древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Одна из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Атрибуты Деметры — это снопы пшеницы, корзины с цветами и фруктами, символизирующие богатство и плодородие земли, а также маки — символы сна и смерти.
[23] - Апокриф - (от др.-греч. — «скрытый, сокровенный, тайный») — неканонические религиозные произведения, авторство которых не признаётся церковью истинным.


Рецензии
Истолченных смыслов вирши...

Истолченных смыслов вирши
Сиротливо жмутся в недрах...
Тексты их звучат всё тише,
Достигая тьмы пределов.
Где ты, слушатель случайный,
Осознаньем озарённый,
Почитатель рифмы, тайный,
И поэтом окрылённый?
Соискатель знанья тропок
Мой мечтатель неспокойный?
Неужели в горьких строках
Нет той самой и достойной?
Бездна просится наружу,
Суть, поняв своё призванье,
Не желает жить во мраке,
Молча пряча содержанье.
Для того, кто ум пытливый
Применяет к тайнам мира,
Путь поэта "прихотливый"
Выбирает - ориентиром:
К вдохновению дороги
Неизбежно проторённы,
Неотвратные тревоги
Безнадёжно обречённы.
Истолченных смыслов вирши
Сиротливо жмутся в недрах...
Только гром гремит бесстыже
В небесах, на редкость щедрых...

17,09,2023

А теперь немного в прозе...

Когда ты прячешься от жизни в стихах... Когда стихи ты скрываешь от всех в самые далекие уголки своей жизни... Когда смыслы прячутся за «семью печатями» ... Тогда и рождаются такие стихи... Ты как автор этого необычайно сложного произведения – истинный мастер слова, чья поэзия словно переплетение: упругих нитей между миром внешним и внутренним, зеркальных образов, изящных картин в мире слов и смыслов; тонкое воплощение эмоций и мыслей. Твоё творчество – это виртуозное искусство создания. Так хочется найти ответ на вопрос: в чем твоя загадка как автора и что скрыто в каждом твоем произведении...
Но я пока разгадала только это…

Стихотворение «Истолченных смыслов вирши» открывает виртуозную симфонию эмоций и смыслов. Ты как истинный мастер слова, тесно переплетаешь мотивы сиротства, тоски и жизненного смысла. И погружаешь в вихрь чувств и мыслей, словно в запутанный лабиринт, где скрыты глубокие истины.

Эпиграф, наполненный метафорами, создает загадочную атмосферу, будто приглашая в уникальный мир твоих переживаний. Твой поэтический язык, наполненный образами осени, проникает в самые уголки души, усиливая эмоциональную проницаемость произведения...

Иногда небо раскалывается, и это всегда страшно… Но иногда оно «расклеивается» … постепенно, и это не менее трагично. На фоне разбитого неба, словно «изнуренного стоном больного ветра», слова выглядят как искусно изваянные фигуры в пространстве прозаической сущности. Они тесно переплетены с осенней меланхолией, обрамленной тонкой и утонченной золотой амальгамой словесных образов.

Осень приближается медленно, но наступает быстро, хлынув дождями и своей окончательной бесповоротностью. Она отделяет с хрустальной чёткостью всё наносное - от настоящего, нужное - от ненужного. Заставляет задумываться о том, ЧТО мы храним всю жизнь в своём сознании, как в «склепе». Задумываться о наших делах, которыми мы заполняли свою «весеннюю и летнюю» жизнь. Иногда осознание этого заставляет нас страдать. И тогда, на помощь приходят иллюзии, чтобы избавить от страданий, меняя реальность на вымысел; переведя наше внимание от одной сенсорной системы к другой; помогают пережить нам миг «асистолии» ... или просто выдержать ее неизбежность. И твои стихи, как, впрочем, любое высокое искусство, делают это. В конечном итоге, именно они и придают «смысл жизни». Строки безудержным потоком виршей обращаются к боли и надежде, пытаясь избавить душу от страданий. Они призывают к пониманию через истолкование собственных страданий и радостей, раскрывая непреложную истину, что иногда ответ на жизненные вопросы прячется в самых неожиданных местах.

Ты не можешь, как «все». («Самодур», да и только.) Стремление к поиску смысла, сокрытого в окружающем мире и внутри нас самих, выражается тобой через изощренные образы. Они, как веки, отделяющие осознание сложных аспектов существования от неприятного созерцания собственной бессмысленности, вдохновляя на размышления и поиск истинного смысла жизни.
Когда ты начинаешь смотреть на жизнь упрощенно, «лапидарно размышляя», не имея возможности выразить вербально - реалии жизни, в которой, то и дело, возникают новые формы (а то, что было давно известно, переворачивается вверх дном, как в «камере Обскура»), ты «теряешь сознание». Не можешь просто, как все, не благоговеть перед обычными вещами – перед «рассветом» и перед «звёздным ночным небом».

«Он порочен…» - пишешь ты про Самодура. Но жизнь не может быть черно-белой. При её осмыслении проступают яркие, сочные цвета… Пронизанные внутренним движением необузданной жизни, заставляют две «стихии» вечно биться внутри... «Самодур» и «робкий Гений» сражаются в твоих стихах и создают пронзительный эффект глубины и объёмности, яркости и контрастности, и выходят на первый план, становясь смыслом жизни и… победителями…

Этот литературный, осмелюсь сказать – шедевр, восстанавливает по кусочкам обрывки нашей сути, нашего существования - через зеркало метафор и символов, вставленных в каждую строчку стихотворения. Сложность произведения, наполненного музыкальностью звуков и изощренным выбором слов, ведет к погружению в тайны жизни и смерти, пространства и времени. Откуда даже выбираться не хочется…
В преуменьшении значения жизненных вещей, изначальных истин, в упрощении мира до «лубочной» картинки, проявляется отход от устоев и приход к «абсолютам» «сточной» - мусорной жизни. Мир (не вникая, или поверхностно вникая в «ремёсла», то есть - в мастерство людей и искусность) становится не чувствительным - к разнице между гениальностью и распутством. Примеров этому не счесть в нашей жизни, в которой всё меньше места остаётся настоящему искусству, например, стихам, - и им остаётся только «сиротливо» жаться «в недрах обветшалой нашей жизни…» Здесь, опять-таки, каждое слово, каждая метафора, словно лепестки осенней листвы, обретают новый смысл и красоту в объятиях твоего поэтического восприятия. Ты великолепно владеешь лингвистическими инструментами, строя яркие и многогранные конструкции, вкладывая в них глубокие философские смыслы. Каждое твоё стихотворение – это не просто творческий акт, но и путешествие в мир смыслов и эмоций, которое открывает новые горизонты восприятия жизни. Стихи словно путеводные звезды в темноте, освещающие скрытые уголки наших мыслей и чувств. Они манит нас к внутреннему путешествию, открывая двери к тайнам и загадкам нашего бытия. Сквозь вихрь языка и образов напоминают нам, что в этой многогранной жизни все: даже тень, несет в себе свой собственный неповторимый смысл. Твоё творчество не только олицетворение глубинной философии, но и вдохновляющее послание, призывающее к исследованию нашей внутренней вселенной. Ты архитектор смыслов…

Есть надежда на высшие силы, которые «пошлют» Гению - понимающих и ценящих его...

И в ожидании «истолченных смыслов», продолжай писать свои гениальные произведения, заполняя «Словом недра обветшалой нашей жизни…» Бейся над разгадкой… будучи сам – загадкой для других… Я теряюсь порой, пытаясь разгадать тебя…

Твоя загадка скрыта в твоей способности проникать в самые тайные уголки человеческой души и воссоздавать их в магии слов. Твоё творчество несет в себе таинственный шарм глубокого понимания жизни, эмоций и философии. Талантливо, проницательно и исключительно чувствительно, ты рисуешь и описываешь необыкновенный мир своей творческой души, погружая всех нас, читателей, в мир живых красок, который остается с нами на долгое время. Как Исследователь человеческих переживаний, ты ваяешь удивительные истории из мыслей, эмоций и образов. В твоих стихах прячется нечто невыразимое, что не поддается обычному описанию – это погружение в глубины человеческого существования, которое открывает новые горизонты восприятия мира.

Поэтому:
Смысл произведения «Истолченных смыслов вирши» — это стремление понять жизнь и собственное существование; проникновение в метафизические вопросы через образы и символы. Основная идея заключается в том, что наше понимание жизни и ее смысла формируется через истолкование наших собственных переживаний, боли и радости, и что важно уметь видеть истинные смыслы, скрытые внутри нас и вокруг нас.

Твое произведение охватывает бесконечные взаимосвязи между природой и душой, смешиваясь в сложную симфонию переживаний и понимания сущности бытия. Оно углубляет восприятие окружающего мира, обнаруживая в нем скрытые, иногда темные, но необыкновенно прекрасные перспективы жизни и… неизбежные подступы смерти.

Возможно, твоя загадка заключается в твоей способности воплощать в стихах то, что трудно выразить словами, и передавать чувства, которые остаются неизменными через время. Твоё творчество оставляет после себя глубокий след в сердцах читателей, в моём сердце…
И с душой в «синестезии»,
Избавляя от страданий,
Смажь мой миг «асистолии»
Гениальностью формаций…
🤧🤧

Наталия Делювиз   25.12.2023 17:17     Заявить о нарушении