Выбор за вами

В моём понимании душа – это всё то, что не тело, которое представляет собой
наружную оболочку психофизической (душевно-телесной) "матрёшки" человеческого
существа. В центре этой матрёшки располагается нульмерное (и потому бессмертное)
высшее "Я", качественно тождественное бесконечному высшему "Я" Мировой Души,
которую называют Богом.

Высшее "Я" никогда не спит, не отключается и не умирает. Это его называют
бессмертной душой, что приводит к некоторой путанице, поскольку свойством
неделимости (а значит, и бессмертия) обладают только ноль и бесконечность
(локализованное высшее "Я" и вездесущее высшее "Я" Бога).

Высшее "Я" человека лучше называть Духом. Схематически его можно изобразить в
виде точечного центра, окружённого серией концентрических окружностей, каждая из
которых является его оболочкой. Строго говоря, резких границ между ними нет, как
между цветами солнечного спектра, поэтому всю матрёшку можно представить в виде
кругового спектра, цвет которого плавно изменяется от центра к периферии.

Между наружной телесной оболочкой и центром высшего "Я" располагаются плавно
переходящие друг в друга эфирная, астральная, ментальная, причинная и
буддхическая оболочки. Каждая из них обладает своим уровнем сознания.
Например, можно думать, ничего не чувствуя, а можно чувствовать, не думая.

Сознание любой оболочки зиждется на её самосознании, которое сводится к ощущению
"Я есть" и совпадает с библейским самоопределением Бога. Это ощущение "чистого
бытия", не сопровождаемое ни мыслями, ни чувствами, ни желаниями, называется
самадхи (санскр. «погружение, собирание»). В нём нет деления на "Я" и "не-Я".

Известное выражение Рене Декарта "Cogito ergo sum" (лат. «Я мыслю, значит,
существую») описывает самосознание ментальной оболочки. Его можно обобщить до
Percipio ergo sum («Я воспринимаю, значит, существую»). Человек не равен ни одной
из своих оболочек, но лишь их совокупности вокруг своего высшего "Я".

"Мы говорим сознание – и подразумеваем зеркало". Если оно чёрного цвета, всё
ограничится безучастным восприятием или поглощением света. Если оно способно
отражать свет, то речь будет идти уже о деевосприятии, содержащем и пассивную,
и активную составляющие. И тогда можно будет сказать "Reflecto ergo sum".

Главное отличие самосознания высшего "Я" от самосознания его оболочек заключается
в отсутствии деления на активную и пассивную составляющие. Высшее "Я" просто
есть. Для этого ему не нужно ничего ни воспринимать, ни отражать: 0 = 0. Вот к
этой-то презабавной штуке, которую буддисты называют нирваной (угасанием),
и стремятся мистики всех мастей. Как говорится, выбор за вами!..

(2023)


Рецензии