Алыптар родной земли
Над курганами в тиши,
Горы встали молча цепью,
Под чатхан* запел хайджи*.
Горловым своим распевом,
Возглашает: Эйии!
Учит слушать песнь с припевом,
У огня с теплом в груди.
Треск костра в ночном эфире
Лижет воздух языком,
В этом мудром старом мире
Искры вьются в небосклон.
Лепестки ложатся цветом,
Клонит голову ковыль,
Песни славы, по куплетам,
Ветер веет эпос - быль.
О героях: славных, сильных,
Как на свет пришли они,
И до стен своих могильных,
Были Родине верны.
Им в обряде, с нареченьем,
Имя каждому дано,
Есть доспехи, кнут с сеченьем,
Конь – алып и с ним седло.
Сколько подвигов свершали,
По Хакасии они,
Не забыв о ритуале,
Под священные огни.
Каждый верил в силы кама*
В предсказания его,
Что даются, без обмана,
Тайной тёси* для него.
Бубном бьёт под ритм копыта,
С гор спускается туман,
Дверь для духов лишь открыта,
Видит образы шаман.
Острым взглядом по округе,
Зрит он воина в седле,
(Конь напыжился в подпруге)
Бьёт алып* врага к земле.
Дух пропал в рассвете светлом,
И шаман открыл глаза…
Всё развеял ветер пеплом,
Встала ясность, как гроза.
Степь проснулась для героев,
Грудь широкую открыв:
Для защиты их устоев,
Для защиты их родных.
И, алып, поверив в силы,
Бьётся в битвах словно барс.
Так учили старожилы:
Чтоб Отчизну с юртой спас.
Каждый чтил отца и маму,
Свой народ и свой аал*,
Дав отпор чужому хану,
Взяв хылыс* свой, под оскал.
На арене битв багряных
Защищают Светлый край,
Девы с верой, силой – бравых,
Богатырки в песне – хай*.
Много силушки для рати,
Положили алыптар*,
(Не желая себе знати) –
Отдавая высший дар.
Силой духа, силой воли,
Волей сердца и руки,
Били чудищ в чёрном поле,
били чудищ у реки.
Им природа сил давала,
Обратиться в лик зверей,
Чтоб спастись от дыма, пала
И от жала чёрных змей.
Братьев меньших* понимали,
Разговор вели в боях,
Радость, слёзы и печали,
Разделив в своих сердцах.
Сквозь года летели песни:
Через горы, Енисей,
Сквозь аалы, всем известный
Мыс – по имени Тепсей.
Как спасали честь народа,
Жизнь детей своих, сестёр,
Скот под крышей небосвода,
(Их украл, кто был хитёр).
За любимых в состязаньях
Был соперник покорён…
А потом в любви, лобзаньях,
Богатырский род продлён.
О легендах, о героях,
Долгим будет сей доклад,
О любви и их устоях,
У хакасов - это клад.
Эпос бережно хранится
На устах хайджи и книг,
А в узорах мастерица
Отражает храбрый лик.
У художников в картинах,
Скульптор фреской на стене,
Чтится в сказочных мультфильмах
Образ воина в войне.
Древний слой – фольклор народа,
Он хранит язык в веках,
Он - гранит преданий рода.
Алыптыг нымах* в стихах.
Чатхан* – многострунный щипковый музыкальный инструмент хакасов.
хомыс* - Хакасский двух, реже трехструнный щипковый инструмент, тип лютни.
Хайджи* - хакасский сказитель-мастер, поющий и повествующий под аккомпанемент народных музыкальных инструментов чатхана или хомыса— алыптыг нымахи; музыкант, обладающий горловым пением (хай),
Алыптар*- богатыри
Кам* - шаман
Тёси*- духи, рожденные вместе с землей невидимые вечные силы, дающие шаману знания и направлявшие его деятельность.
Алып*- богатырь
Хай*- горловое пение
Алыптыг нымах* - героические сказания
Хылыс* - меч воина
Свидетельство о публикации №123092102712
Владимир Смирнов 59 25.09.2023 13:14 Заявить о нарушении
Наталья Ивановна Морозова 26.09.2023 08:55 Заявить о нарушении