Гори, гори моя звезда

"Но, как звезда через тыщу лет,
Ненужная никому,
Что не так источает свет,
Как поглощает тьму"
(Иосиф Бродский "Полдень в комнате")

У Бродского есть несколько стихов, написанных в разное время, начиная с 1961 года, которые можно было бы условно объединить в группу - РОЖДЕСТВЕНСКИХ.
Всех их связывает некие общие сентенции - это надежда на обновление мира и свет жизни, исходящий от божественных звёзд, который порой то разгорался, то мерк...

Плывет в тоске необьяснимой
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый
из Александровского сада,
ночной фонарик нелюдимый,
на розу желтую похожий,
над головой своих любимых,
у ног прохожих

1961 год

В этом первом рождественском романсе ещё не воссияла ЕГО звезда жизни и надежды, только её робкий проблеск в виде негасимого и нелюдимого фонарика над головой ЕГО грядущих любимых, на фоне безысходности и смертной тоски.

Буран бушевал и выматывал душу.
Звезда, пламенея в ночи
смотрела, как трех караванов дороги
сходились в пещеру Христа, как лучи

1963 год

Здесь звезда уже пламенеет, а буран жизни - выматывает душу поэта.

Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.

1964 год

Пусть холоден ветер, но у входа в пещеру с младенцем уже трещит костёр и ЯРКО светит с небосвода звезда надежды!

... пусто в пещере:
ни животных, ни яслей, ни Той,
над Которою — нимб золотой.
Пустота. Но при мысли о ней
видишь вдруг как бы свет ниоткуда.

1971 год

Опустела пещера любви, только нимб золотой над ТОЙ (Мариной Басмановой ?!), что являла когда-то чудо, а теперь - только свет ниоткуда...

Сколько света набилось в осколок звезды,
на ночь глядя! как беженцев в лодку.
Не ослепни, смотри!

1986 год

Ещё не ослабла вера в чудо и не оскудела надежда на жизнь!

 
М.Б.

Что нужно для чуда? Кожух овчара,
щепотка Сегодня, крупица Вчера,
И к пригоршне Завтра добавь на глазок
Огрызок пространства и неба кусок.

И чудо свершится. За ней чудеса,
К земле тяготея, хранят адреса,
На столько добраться стремясь до конца,
Что даже в пустыне находят жильца.

А если ты дом покидаешь - включи
Звезду на прощанье в четыре свечи
Чтоб мир без вещей освещала она,
Во след тебе глядя, во все времена

25 декабря 1993 года

И вот, наконец, последний стих Бродского, написанный к Рождеству.
И если в разрозненных его стихах разных лет, стихах пронзительных, чувственных и полных горечи и страдания, с посвящениями М.Б. - однозначно понимается Марина Басманова, то в посвящении к этому стиху, я полагаю, что аббревиатура М.Б. расшифровывается, как Мария Бродская (урождённая Соццани), его жена.

В этом коротком, но очень ёмком стихе, явно просматривается закатная жизненная грусть, мудрое осмысление пройденнеого пути, с подведением итогов и ПРОРОЧЕСКИМИ мотивами собственного УХОДА с постепенным угасанием света до яркости в четыре свечи...

А если ты дом покидаешь - включи
Звезду на прощанье в четыре свечи
Чтоб мир без вещей освещала она,
Вослед тебе глядя, во все времена


Рецензии
Вся эта рожденственская эпопея, несомненно, началась с подачи Ахматовой. При всей гениальности этого цикла с поэтической точки зрения, сама тематика меня всегда сильно коробила. Но я делаю скидку на время - всё это "христианство" вначале было всего лишь фрондой по отношению к бездуховности дубовой советской идеологии.

Михаил Моставлянский   11.01.2024 00:27     Заявить о нарушении
Я как-то слушал по ЗУМу лекцию одного профессора-мандельштамоведа на тему : "Еврейство в поэзии Мандельштама".
Лекция была скучной, ибо лектор строго следовал поставленной изначально задаче по крупицам выискивая главным образом опосредованные факты связи поэта с еврейством (какие-то отрывочные мнения современников, критиков и проч. , высказанные даже не напрямую, а вскользь, в виде случайных реплик третьим лицам и проч.

Ни Мандельштам, ни Пастернак, ни Бродский, ни Багрицкий, ни Маршак, ни Эренбург, ни Гейне, ни Самойлов, ни Коган, ни Галич, ни кто-либо иной из поэтов евреев не только не стал по настоящему еврейским поэтом, но скорее именно отдалившись от еврейства, раскрыл в себе наилучшие поэтические качества.

И даже ставший притчей во языцкх Бялик, хоть и вырос в еврейского поэта, но поэтически он слабоват.

Будем довольствоваться в качестве высоких поэтических образцов еврейской поэзии - частью наших молитв, давидовыми псалмами и "Пксней песни" Соломона!

Олег Стоеросов   11.01.2024 04:04   Заявить о нарушении
Я оценил вашу иронию. Мандельштам был гением и при этом не обращался к христианской тематике, равно, как и все перечисленные вами поэты-евреи, за исключением Пастернака. Кстати, не припомню и у Цветаевой таких стихов, хотя уж ей-то спм бог велел..

Михаил Моставлянский   11.01.2024 17:00   Заявить о нарушении
Да нет, я без всякой иронии.

Просто, я думаю, что поэзия (высокого уровня) - это некакя надрелигиозная субстанция, некое таинство взлёта духа, провидчества и божественных озарений.
Безусловно, если покопаться, то без труда можно обнаружить у того же Мандельштама "греческие подпиточные корни", могучее влияние Данте, Бродский тоже частенько обращался к грекам, а что касается Цветаевой, то это сплошные поэтические оргазмы...

Олег Стоеросов   11.01.2024 17:22   Заявить о нарушении
Вот вы высказали мнение о том, что рождественскаяя эпопея Бродского началась с подачи Ахматовой и что оно было лишь фрондой по отношению к совку.
Первое как-то не очень умещается в моём представлении.
К моменту знакомства с "ахматовскими сиротами" (Б+Б+Р+Н), Анна Андреевна была уже совершенно измученной, сломленной, апатичной и вообще, как литератора она больше ценила Наймана (он был и формально и фактически на голову образованнее Бродского, знал языки, имел переводческий опыт и недаром он стал литературным сектетарём Ахматовой).
Бродскогог она выделила интуитивно, ей был любопытен этот ершистый мальчик, с самого начала замахивавшийся на великих в поэжзии.

Что касается второго вашего предположения, то с ним я на 95% согласен.
Бродскому претил совок, а Рождлество - это был одновременно и поэтический вызов, и некое внутреннее подведение итогов года и ещё (это уже моя версия) некая аллюзия честолюбивого оттенка, связанная с тем, что в родившемся Христе он как-бы видел себя самого - поэтического неофита советской эпохи.
Он ведь и далее продолжил эту рождественскую поэтическую эстафету и подобно чеховскому "чёрному монаху", под Рождество, то и дело, материализуясь из Космоса, появлялся на Земле и снова исчезал...

Олег Стоеросов   11.01.2024 19:14   Заявить о нарушении
Тут такая штука... Не мне вам говорить, что в союзе религиозные праздники не то, чтобы были под запретом, но просто о них мало кто что-нибудь знал, ибо религию выкорчевали с корнем еще во времена военного коммунизма и сталинского террора. Зимой советские люди отмечали Новый Год (и то Сталин его "разрешил" только, если не ошибаюсь, в 1935-м). А вот на Западе, как раз, главный праздник - Рождество. Полагаю, Бродский, будучи убеждённым "западником", и этой тематикой хотел выделиться из серой массы советских письменников. Да и младенец Иисус уж куда как романтичнее кудрявого Володи Ульянова с октябрятской звёздочки...

Михаил Моставлянский   11.01.2024 21:20   Заявить о нарушении
Вскользь замечу, что все рожденственские стихи Бродского датированы концом декабря (время празднования Рождества по католическому и протестансткому обычаю), а не январём, когда его празднуют православные христиане...

Михаил Моставлянский   11.01.2024 21:24   Заявить о нарушении
Звезда глядела через порог.
Единственным среди них, кто мог
знать, что взгляд ее означал,
был младенец; но он молчал.

декабрь 1995

Михаил Моставлянский   11.01.2024 21:25   Заявить о нарушении
...да, да, по католическому, я обратил на это внимание.Но всё же видимо была какая-то поэтическая болевая точка , связанная с рождеством?!
Что-то его особенно тревожило, не давало покоя, возможно какие-то предчувствия...

Олег Стоеросов   11.01.2024 21:36   Заявить о нарушении
Помню, у него были плохие предчувствия по поводу 28-29 января: дата смерти Пушкина, Байрона (если не ошибаюсь), Т.С. Этиота ("Он умер в январе, в начале года./Под фонарем стоял мороз у входа") и Роберта Роста... И эти предчувствия, увы, в точности оправдались...

Михаил Моставлянский   11.01.2024 21:42   Заявить о нарушении
Роберта Фроста. У меня кошмарная "наборная дислексия")

Михаил Моставлянский   11.01.2024 21:47   Заявить о нарушении
Плывёт в ТОСКЕ НЕОБЪЯСНЕИМОЙ
среди кирпичного надсада
ночной кораблик негасимый...

и МЕРТВЕЦЫ СТОЯТ в обнимку
с особняками...

...и это всё пишется в 21 год!!!

Олег Стоеросов   11.01.2024 21:50   Заявить о нарушении
У большинства великих поэтов лучшие стихи написаны именно в юности...

Нежнее нежного
Лицо твоё,
Белее белого
Твоя рука,
От мира целого
Ты далека,
И все твое —
От неизбежного.
От неизбежного
Твоя печаль,
И пальцы рук
Неостывающих,
И тихий звук
Неунывающих
Речей,
И даль
Твоих очей.

1909 г.
(Мандельштаму было 18 лет)

Михаил Моставлянский   11.01.2024 21:53   Заявить о нарушении
Потому что у гениев нет периода ученичества и становления.

Олег Стоеросов   11.01.2024 21:57   Заявить о нарушении
Гениальность проявляется внезапно - как корь или скарлатина )) Это касается не только поэзии. Музыка, шахматы, математика... Моцарт, Капабланка, Эварист Галуа...

Михаил Моставлянский   11.01.2024 22:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.