О мудрый Чехов! Он задуматься заставил...

Размышления о рассказе Чехова «Дама с собачкой».

«И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.» (Рим. 1:28-32)

“Оскорбительное и, скажем даже, тупое бесчувствие «здорового» по отношению к «больному» сказалось в том непонимании, которым встретил чеховский рассказ его современник, Лев Толстой. 16 января 1900 года он записал в дневнике: «Читал «Даму с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не выработавшие в себе ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели, искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются по сю сторону, т.е. почти животные».
Это — поздний Толстой, воображающий, что «миросозерцание» может удержать от порыва страсти, осуждающий природу за то, что она — природа, а не ясная, разумная позиция. Впрочем, на то он и поздний, на то и старик, на то и Толстой: уже тридцать лет, как он сам борется с живыми страстями, сначала своими собственными, а потом и с чужими, но побороть никак не может. Удивительна же эта запись потому, что принадлежит перу автора «Анны Карениной», поставившего к роману эпиграф: «Мне отмщение, и Аз воздам», а теперь забывшего, что воздаст действительно Бог, а не перегоревший и много грешивший старик из Ясной Поляны. Удивительна она и потому, что усмотреть в отношениях чеховских персонажей ницшеанство и торжество животного начала может только безумный. Или, наоборот, слишком разумный человек, разумный до бесчувствия. Словно бы Толстой не прочел чеховскую фразу в финале рассказа: «Прежде, в грустные минуты, он [Гуров] успокаивал себя всякими рассуждениями, какие только приходили ему в голову, теперь же ему было не до рассуждений, он чувствовал глубокое сострадание, хотелось быть искренним, нежным…».” (Татьяна Толстая. Любовь и море)

«Скоро настанет время, когда нравы упадут окончательно. Крайне важно воспитать детей как Бахаи, и тогда обретут они счастье в мире сем и в мире грядущем. В противном случае уделом их будут горести и заботы, ибо в основе человеческого счастья лежит духовность.» (Абдул-Баха)

«Сущность человека — его мысли, а не его тело. Сила мысли и физическая сила взаимосвязаны. Человек, хотя и принадлежит к материальному миру, тем не менее наделен силой мышления, возвышающей его над всеми другими созданиями. Если мысли человека постоянно направлены на божественное, он вступает на путь святости; тот же, чьи мысли не возвышенные, а приземленные, сосредоточенные на материальном в этом мире, постепенно становится все ниже и ниже, опускаясь в конце концов до состояния, немногим отличающегося от животного.» (Абдул-Баха)

«О брат мой! Внимай благозвучным словам, что исходят от сладкоречивого языка Моего, и вкушай от струи таинственной святости, что истекает из сахарных уст Моих. Бросай семена божественной мудрости Моей в чистую почву сердца своего и орошай их водой уверенности, дабы гиацинты Моего знания и мудрости взошли, свежи и зелены, в святом граде сердца твоего.» (Бахаулла. Сокровенные Слова)

«Любовь - болезнь ей излечить не каждого дано…» (Омар Хайям)

О мудрый Чехов! Он задуматься заставил
Всех, впавших в адюльтер, кто невзначай рассказ прочёл,
Тех нарушителей Завета – Божьих правил,
Кто жизни в Духе радости земные предпочёл…

Как так? Закон ведь Божий в школе изучали
Иль может про Каренину уже прочли роман?
Не испугали вас раздумья и печали,
Постигшие её, когда курс взят был на обман?

На случай положились вы, но не на Бога
И в том ошибка ваша… да, уж как не покрути…
Неужто Бог насыплет счастья вам из рога
Без покаяния?... Всем надлежит пройти круги…

Ведь покаяние суть измененье жизни
И Гуров с Анной* думают, как жизнь им изменить,
Но все их планы неподвижным дымом виснут,
Чтоб все круги пройти нужна им Божьей веры Нить…

Её у них ведь нет… шли, шли и… потеряли…
Не пользовались ведь годами… им не до неё…
Сейчас имеем вороха проблем, печали…
Вот как теперь всё враз решить… не в помощь и ружьё…

И не случайно героиню звали Анной…
Рассказ короткий, не роман… но думы заронил…
Не будет грешный путь усыпан Божьей манной:
Завет есть с Богом Договор… не вырубить чернил…   

Не озаботились, чтоб ум хранил им образ
Отца, Способного всегда воздать по их делам…
Он пару наказал греховною любовью:
«Сам породил любовь и Сам же ею вам воздам…

Чтоб думали и более всего ценили
Любовь к Всевышнему, как учит Божий вас Завет…
И прорастут в сердцах у вас цветы из гнили,
И на молитву вашу вам всегда придёт ответ…»

Толстой прочёл, с животными сравнил, подумав…
Запутались, не той любви отдав приоритет,
Герои милые и Аннушка, и Гуров…
Всё в жизни есть у них, но с Всемогущим связи нет… 

*- тем, кто забыл, главную героиню рассказа «Дама с собачкой» звали Анна Сергеевна.

(Генцелев А.Н., 15 июля 2021 г.)
 


Рецензии