Средневековье наступило завтра. Гл. 6. Сати
Спустя полгода хозяева нашего дома всё же нашли арендаторов в офис на первом этаже. Любопытства ради я спустилась в офис месяцем ранее и посмотрела помещение. Человек на пятнадцать, не более. Крошечный чайный уголок, один маленький туалет. Представляю, как там будет в конце дня. Индийские мужчины нуждаются в постоянном избавлении от урины, чаще, чем европейские. Во всяком случае такого количества отливающих мужиков вдоль обочин автострады и дорог в городе, я нигде не видела.
В день переезда привезли на раздолбанном грузовичке (других здесь нет) покоцаную офисную мебель с несвежей обивкой, на следующий день – компьютеры и оргтехнику, ещё неделю всё подключали и устанавливали, и вот, в очередной понедельник, заявился «офисный планктон».
Как и ожидалось, пятнадцать человек – только молодые или среднего возраста мужчины, не ухоженные, небритые, какие-то помятые, не наглаженные, плохо одетые. Они тут же выставили свою обувь за порогом офиса и пошлёпали босыми пятками внутрь. Когда я вышла из двери подъезда, в нос ударил запах мужских немытых ног.
– Ничем не пахнет! – возразил супруг.
Но запах от тридцати шлёпанцев говорил обратное.
Я уже говорила, что в Индии мужчин гораздо больше, чем женщин. На десять мужчин всего семь женщин. Это официальные данные, но в каждом городе соотношение разное.
В Бангалоре, где население стремительно растёт за счёт понаехавших, ищущих работу, соотношение, наверное, десять к пяти, а, может, ещё больше.
Мы с мужем как-то поехали в антикварный магазин в центре Бангалора. Захотелось посмотреть экзотики. В районе Маллесварам стоят относительно добротные дома, построенные в девятнадцатом веке, ещё при англичанах, проклятое прошлое которых, индусы сейчас проклинают. Это ничего, что англичане научили местных прикрывать сиськи и другие места, придав индусам вид социально развитого общества.
Проехав благоустроенный Индиранагар, мы въехали в старую часть города. Здесь почти нет строительства – всё уже давно застроено. Улочки узкие, тротуаров для пешеходов, как здесь водится, нет.
Мы выехали с бульвара, где высокими кронами смыкаются необыкновенные цветущие столетние деревья, и тут же попали в пробку. Ширина кривенькой улицы между двумя нескончаемыми рядами пяти-семиэтажных домов такая, что две легковые машины разъезжаются зеркало к зеркалу – надо их складывать, и расстояние между проезжающими, порой, несколько сантиметров.
Навигатор завёл нас в старый квартал, где торгуют тканями, и в розницу, и оптом, и складируют их. Нескончаемая череда прижавшихся друг к другу маленьких магазинчиков, лавок, ателье, складов.
Пока мы продирались в пробках на такси через заваленные ящиками, телегами, мусором переулки, я не увидела ни одной женщины. Ни одной! На улице, как чёрные тараканы, копошились только мужики – чёрные, неухоженные, плохо одетые, немытые. Они сидели в своих лавочках, пили чай с молоком из маленьких стаканчиков, стояли, подперев стенки, разговаривали, курили… вполне довольные жизнью.
И только в конце улицы, метров через пятьсот, на т-образном открытом перекрёстке, я увидела женщин у телег торговцев овощами, кокосами и гуавой.
Это плохо, это совсем неправильно. Такой перекос в сторону мужчин неразумен. Женщины более организованы, более чистоплотны, они всегда знают, что хотят. Даже самая глупая, по мнению мужчин, всегда справится и с бытом, и с семьёй, хотя, конечно, не постигнет его мужской логики. Без женщин мир деградирует, становится агрессивным, теряет краски и смысл…
Но индусы считают по-другому. В начале 20 века считалось, что случаи детоубийства младенцев женского пола становятся редким явлением в Индии. В провинции Бунделкханде эта практика прекратилась ещё в 1880-х годах по приказу раджей и по просьбе британского правительства(1). Казалось бы, ура, жестокий обычай искоренён.
Но что же произошло дальше? В медицине стали использовать УЗИ. Аппараты появились ещё в начале 20 века. К 60-м годам сканеры приобрели вид, близкий к современным.
Поэтому, когда 30-60 лет назад будущая индийская мамочка узнавала на УЗИ пол ребёнка, она прибегала к селективному аборту, если это была девочка, а если девочка всё же рождалась, её могли убить… по желанию матери. Вот откуда идут корни этой демографической ямы в Индии. До появления УЗИ новорождённых девочек просто относили в джунгли или топили(2) или девочек убивали раджпуты(3). Стоит задаться вопросом: те, у кого нет денег на УЗИ, сейчас это делают?
Всё это нам кажется дикостью и вопиющей жестокостью, но у индусов свои представления о смерти. Они считают, что смерть младенца считается лёгкой, поскольку младенец вроде бы как ещё и не человек, он лишён связи с окружающим миром, и потому он никого не потянет в иной мир, его душа быстро вернётся, вселившись в нового ребёнка.
Индусам чужда идея смерти, как прекращение всяческого существования. Они, как первобытные люди убеждены в существование духов, душ, иного мира. Жизнь им мнится неуничтожимой, и в каком-то смысле неиндивидуальной, когда преображается от этапа к этапу всё в более высшей форме. Поэтому убийство трактуется не такой тяжкий грех, как в европейской культуре.
Я читала об современных индейцах яноама, племена которых обитают в Венесуэле и Бразилии. Первые этнографы посетили эти племена в 50-60-е годы прошлого столетия. То есть каких-нибудь шестьдесят лет назад о них никто и ничего не знал из европейцев.
Яноама относятся к числу индейцев, которые во время обрядов поминовения своих предков употребляют в пищу прах умерших близких: их тела сжигают, а прокаленные кости измельчают и добавляют в виде порошка в банановый напиток. Яноама также, как и многие первобытные народы, убивают значительную часть новорождённых девочек(4).
Трудно поверить, но современные индусы тоже добавляют пепел умерших в свою еду. Селективные аборты были запрещены 30 лет назад, но некоторые будущие мамаши всё же выезжают за рубеж, чтобы узнать пол ребёнка. Это обусловлено религиозными чувствами к памяти предков. Чтобы не быть голословной, я привожу ссылки на внешние электронные ресурсы и литературу, в которой указаны данные факты.
Если у яноама, которые считаются самым воинственным народом в мире, желание родить мальчика обусловлено тем, что на свет появится будущий воин, то как подобное мотивируют в Индии? У яноама нет цивилизации, городов, храмов, государства, они жили и живут (и будут жить) на уровне первобытных людей, но в Индии – всё это есть, и есть нечто общее с первобытными яноама – религиозные воззрения, которые это допускают. Мужчина – наше всё, на женщин вообще никто не обращает внимания. В Индии, если вы родились женщиной, считается, что ваша карма сильно испорчена.
В 1947 году британское правительство сообщило, что предоставляет Индии полную независимость. Отсутствие британского влияния тут же сказалось в обрядах сати – сожжения вдов (5). До этого британцы повсеместно рьяно боролись с этими варварскими обычаями. «Постановление о запрете сати» было подписано генерал-губернатором Индии лордом Бентинком ещё в 1829 году, после того как в 20-е годы 19-го столетия количество сати резко увеличилось (6). Но изжить этот обычай так и не удалось. После 1947 года сати возобновились и до 1987 года было официально зарегистрировано 30 ритуальных самосожжений вдов. В 1987 году сати запретили официально ещё раз. Но некоторые источники утверждают, что до сих пор совершается до нескольких десятков обрядов сати в год(7).
Женщины всходят на погребальный костёр вслед за своими покойными мужами. В последние 10 веков – сати было обычной практикой, а традиции, как известно – великая вещь.
В Индии в браке мужчина традиционно старше женщины намного. Идеальным считается соотношение – возраст невесты должен равняться одной трети от возраста жениха. То есть, если жениху 40, то невесте 13-14 лет. Так что, неудивительно, что муженёк «откидывал копыта» гораздо раньше жены.
Большая разница в возрасте необходима, чтобы беспрекословно подчинить себе женщину, сломать её волю, навязать свой взгляд на жизнь.
Я могу понять, почему в первобытном коллективе племя заинтересовано, чтобы мальчиков было больше – это увеличивает способность защищаться от врага и добывать пищу. Что мотивирует индусов – мне непонятно. Они тщатся быть современным цивилизованным обществом, но какое там…
Как же индийские мужчины обходятся без семьи, без потребностей, которые даёт жена. На всех жён не хватит, это понятно. Очень просто. В Индии сложилась узаконенная система секс-индустрии, уходящая корнями в древние кастовые традиции. Есть целые деревни, занимающиеся проституцией. Понятно, что они находятся на самом дне кастовой системы.
Наты, бендия, банчода, ханджаб – общины, занимающиеся проституцией. Англичане объявили эти племена преступными, но после обретения Индией независимости, «Закон о преступных племенах» (8) был отменён.
Проститутки, кстати, очень неплохо зарабатывают по индийским меркам, около 60 000-70 000 рупий, или 750 евро в месяц (для сравнения – я плачу своей уборщице 3 000 рупий в месяц, она приходит мыть полы каждый день)(9). Их клиенты: водители грузовиков, жители ближайших деревень, рабочие-мигранты, мужчины с доходом. В Мумбае в отелях проститутки зарабатывают больше, в Калькутте – ещё больше. Нет никакого сомнения, что девушки в низших кастах идут в проституцию добровольно и в силу традиций в касте, но, скорее всего, у них просто нет выбора.
В этих кастах женщин уважают – они являются единственными кормилицами в семье. Мужчины же не могут найти себе работу, поскольку принадлежат к этой презираемой низшей касте. Они выступают в роли сутенёров и воспитывают детей. Стоит ли говорить, что подавляющая их часть – безграмотна, не умеют ни читать, ни писать. Оковы прошлого буквально тянут их на дно. Какое же отвращение вызывают во мне их мужчины, толкающие своих жён, сестёр и детей на панель. Не уважаю.
Торговля своим телом в Индии – легальна. Торговля людьми – нет, но это отдельная тема. Принадлежать к низшим кастам считается позором. Таким людям запрещается подходить к домам других людей, стоять вместе с ними, ходить. В школе никто не сядет с таким человеком рядом, не будет разговаривать.
Афанасий Никитин в своей книге «Хождение за три моря» ещё в 15 веке писал о жителях Индии, и в частности, провинции Карнатаки (одноимённый штат, в котором находится Бангалор):
«А здесь люди все чёрные, все злодеи, а жёнки все гулящие, да колдуны, да тати, да обман, да яд, господ ядом морят…»
«В Индии же (гулящих женщин много, и потому они дешевые), если имеешь с ней тесную связь, дай два житёля; хочешь свои деньги на ветер пустить – дай шесть житёлей. Так в сих местах заведено. А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны – хороша, 6 фун – хороша и черна, чёрная-пречёрная амьчюкь маленькая, хороша».
«В Индийской земле купцов поселяют на подворьях. Варят гостям хозяйки, и постель стелют хозяйки, и спят с гостями. (Если имеешь с ней тесную связь, давай два житёля, если не имеешь тесной связи, даешь один житёль. Много тут жен по правилу временного брака, и тогда тесная связь даром…)» (10)
Когда я иду по улице и встречаю прохожих, невольно закрадывается мысль, что идущая навстречу девушка выгонит из дома свою мать, когда та овдовеет и острижёт волосы на голове, и стакана воды не подаст. По индийским обычаям вдова – самый бесправный член общества. Ей, так и быть, разрешили жить, но отдельно, не со всеми, не с членами семьи, во всём себе отказывать после смерти благоверного супруга, быть аскетом. С вдовой нельзя общаться, помогать.
Чем выше каста, тем суровее закон в отношении вдовы. В кастах брахманов, раджпутов, банья (торговцы), каяштха (писцы) вдовам не разрешено выходить замуж после смерти мужа. Они должны хранить верность умершему мужу, поскольку не могут выйти повторно без понижения касты. Так они сохраняют касту и не опускаются до уровня низших каст, где вдовам разрешено повторно выходить замуж. Статус касты сохраняется за счёт несчастных вдов.
Таких «белых вдов» (они носят только белое сари до конца жизни) можно встретить при храмах, если им некуда деваться. Тарелка простого риса – их еда на весь день.
Всем известно, что индийские женщины носят множество браслетов на руках, стеклянных или металлических. Вдова должна разбить эти браслеты, что в глазах закона делает её мёртвой и исключает её из касты навсегда. У замужних женщин снять одновременно все браслеты или разбить – считается плохой приметой.
В Индии в смерти мужа виновата жена, она грешила, вот боги её и наказали – потому и расплачивается всю оставшуюся жизнь за это, недостойная.
Существует Вриндаван (11) – город «белых вдов». Туда они идут, изгнанные из семей. В Индии несколько таких городов. Вдовы верят, что смерть в священном городе избавляет от повторения круга жизни к смерти, а их – от повторения участи.
Вообще, ужас, конечно. Пишу, а настроение портится с каждой минутой.
Соседка напротив – белая вдова. Вероятно, из богатеньких, потому что живёт в отдельном доме, но бедная старая женщина всегда одна. Никогда не видела у неё гостей, дочерей, сыновей, внуков.
Всё это так странно и жестоко. В Индии любят и почитают родителей, всецело повинуются им. Здесь приняты большие семьи. Бабушек почитают больше, чем матерей. За что же такое после смерти мужа?
И почему бы мужам не входить в погребальный костёр после смерти жены?
Или небесам это не угодно? Лицемеры.
Вообще участь восточной женщины, не защищённой мужчиной, тем более, вдовы, «соломенной» вдовы, порой незавидна. Моя приятельница (у неё свой бизнес в сфере бьюти-индустрии в Москве) рассказала мне ужасный случай о молодой таджичке, работавшей у неё уборщицей. Та плакала каждое утро, когда приходила на работу. Муж работал где-то на заработках и оставил её одну в Москве. Ватага «друзей» мужа, её земляки, каждый вечер пользовалась ею. Она не смела ни пожаловаться, ни ответить, ни защитить себя. Гады, хоть бы платили ей!
В интернете можно много найти информации о странах, в которых лучше не рождаться женщиной. По некоторым данным это список из пяти стран, в который входит Индия(12) . Это Конго, Афганистан, Сомали, Саудовская Аравия. Индия занимает в этом списке «почётное» 3-е место, между Афганистаном и Сомали. А по некоторым источникам – даже 1-е место(13) . В Индии, по данным источников, самое большое число изнасилований в мире. Преступления сексуального характера занимают 4-е место в списке, а на первом – домашнее насилие, оскорбления на улицах и похищения(14) . Есть и сексуальное рабство. В Индии распространён ВИЧ. Индия входит в десятку стран по темпам роста ВИЧ и тоже занимает «почётное» 4-е место.
Есть ещё и Даулатдия (15) – город-бордель на пересечении крупных транзитных дорог между Индией и Бангладеш (там, говорят, ещё грязнее, чем в Индии), где все женщины заняты проституцией. Напомню, что в начале 20 века Бангладеш был частью Британской Индии. Туда родители продают своих дочерей из-за нищеты и рвут с ними навсегда или скрывают род их занятий, потому что проституция – это клеймо, которое помешает семье нормально функционировать в обществе. Город постоянно пополняется женщинами, в том числе, и из Индии, куда могут продать девушку не только родители, но и муж или парень(16) .
А иногда я думаю, что идущий мне навстречу богатый индийский мужчина средних лет вполне мог присутствовать на обряде сати своей матери или бабушки; сидел и смотрел, как огонь поглощает тело близкого ему человека, родившегося в наказание за грехи и навлекшего проклятье на его род. Или, торговец мороженым, тщедушный мужичонка, улыбается мне и вымещает на жене свою фрустрацию по поводу неудавшейся жизни.
Именно поэтому я никогда не хожу по улицам одна. Не рискую, поскольку ношу европейскую одежду – ничего особенного, не откровенную, обычные платья, юбки, но без штанов, которые индуски одевают под одежду.
Однажды, к нам в гости пришли соседи Ханши. Мы уезжали в отпуск и попросили их посмотреть за цветами, и пригласили на чай. Я испекла пироги, сделала панна-коту в клубничном соусе. Пришло всё семейство, вчетвером. Папа, мама, две взрослые дочери уже за 20. Хозяин семейства, мистер Ханш, судя по подозрительным взглядам, которые он бросал на нас с мужем, как мне показалось, уже заранее наградил нас грехами, в которых «погрязли» все белые люди.
Ханш был очень удивлён (а ещё больше его жена), когда узнал, что мы с мужем не курим, не пьём водку, что у нас есть дети, родители, приличная семья. Он очень боится за своих дочерей. Что, не дай бог, девушки попадут под влияние цивилизации, которая их неизбежно совратит, потому что они – слабые и глупые женщины. Впечатления глупых его дочери не производили. Сидели тихонько, себе на уме, опустив глазки. Под влияние цивилизации уже попали – учатся в университете. Жена – скромная, тихая, затюканная им женщина. Но английский знает хорошо, хотя говорила мало. Особенно после того, как старшая дочь цыкнула на неё, она больше ни слова не произнесла. Ещё одна будущая «белая вдова». Попробовала бы моя дочь прикрикнуть на меня… Даже не представляю себе такой ситуации…
После нашего возвращения Ханши не пригласили нас с ответным визитом: ни через месяц, ни через два, ни через полгода. Наверное, боятся нашего дурного влияния. Но потом я узнала, почему. Не полагается вкушать им, таким добронравным и целомудренным, еду с иноверцами. И у нас Ханши сидели, ничего не ели. Девушки по приказу отца притронулись лишь к кусочку яблочного пирога и почему-то попробовали один пудинг на четверых.
Я всё это видела, но сидела и улыбалась им. От всей души желаю девушкам счастья. Хотя, мне кажется, их отец уже всё решил за них…
Одного не могу понять, как же индийская мужская логика может отвергать тот факт, что и могучих воинов, и будущих индийских махараджей воспитывают женщины, матери, чью нравственность они так порицают. Рождение и воспитание девочек – дело второстепенное. Но они должны быть целомудренны и послушны. Мальчик – будущий господин над женщиной.
Как-то на остановке я видела, как у мальчишки лет двенадцати развязались шнурки на кроссовке. Мать, сидящая рядом, нагнулась и завязала ему шнурки. Мальчишка воспринял это как само собой разумеющееся действо.
Когда я вижу индийских мужчин и женщин, невольно возникает мысль о двух разных, враждебных народах, временно мирно живущих вместе. Причём, один народ, малочисленный и запуганный, находится в подчинении у другого.
Индийские жрецы поддерживают эту дифференциацию, говоря об иной природе женщины, из-за своей греховности и несовершенства, не достойной участвовать в ритуалах и бытовых процессах, определяемых, как мужские, например, организации похорон родителей, принижая роль женщины.
Для индийской женщины муж – почти бог, потому что она полностью от него зависит. Индийская женщина может владеть собственностью, доставшейся ей от отца, матери, братьев, родственников, но даже, если работает, деньгами распоряжается муж. Жена – это служанка мужа до гробовой доски, послушная раба. Даже имени мужа она не может произносить(17). И знаете почему? Внимание! (Барабанная дробь!). Потому что произнесённое вслух имя мужа, сокращает его жизнь! Только после смерти мужа можно назвать его по имени. Произносишь имя – не уважаешь.
Этот обычай всё ещё очень популярен в деревенской местности. Деревенское население составляет 65% (18), так что представьте себе размер влияния. Учитывая, что строители в Бангалоре – это в основном деревенские жители, временно работающие на стройке, процент влияния – ещё больше. Да и городские тоже не отстают…
Думаете, выдумки? В 2016 году суд приговорил Малати Махатото из штата Одиша к изгнанию из семьи и деревни после того, как она обратилась к человеку из семьи мужа по имени (19). Патриархат.
Поражают довольные жизнью женские лица на улицах. Они, и правда, счастливы. И многие из встречных считают, что женщина, действительно, глупее мужчины. То есть они уже заранее полагают, что женщина-бухгалтер, например, худший работник, чем мужчина-бухгалтер. Моя бабушка, имевшая два образования, в том числе и бухгалтерское, перевернулась бы в гробу. Я помню, как она управлялась с беспроводным калькулятором – счётами, и складывала, и вычитала, и делила в уме безошибочно огромные числа.
Насчёт довольных и счастливых лиц есть притча, когда некий раджа направил сборщика налогов в некий город. Сборщик вернулся с деньгами, золотом. Раджа спросил его:
– Ну, что они делают?
– Плачут, – ответил сборщик.
– Езжай к ним ещё раз, – приказал раджа.
Сборщик поехал, собрал налоги, вернулся, и раджа опять спрашивает его:
– Что они делают?
– Плачут, – ответил сборщик.
– Езжай к ним ещё раз, – приказал раджа.
Сборщик поехал, вернулся, раджа спрашивает:
– Что они делают?
– Пляшут, поют, веселятся…
– Не езжай к ним больше. У них больше ничего нет.
Кто-то скажет, что это индийский колорит, а я скажу, что это духовная нищета и экологическая катастрофа. Позор властям, чиновникам, мужчинам этой страны.
И ещё бесит индийское враньё, что никогда они своих родителей не отдают в дома престарелых. Сама несколько раз видела рекламу по телевидению этих самых домов. А вот ещё реклама турагентства на телевидении (на английском, конечно), шедшая в июне-июле 2023 года: на пляже в Дубае (в одежде на шезлонгах у моря) лежат два индуса, отец и сын. Сынуля, которому во виду уже лет сорок пять-сорок семь, нежась на солнышке, говорит своему старому седому отцу: «Спасибо за отдых, папа!».
Я вот думаю, как же у них сознание перевёрнуто. У нас взрослые дети вывозят старых родителей отдыхать, а у них такого вот зажравшегося козла старый папа опекает и оплачивает ему отдых. О маме, конечно, даже речи нет и быть не может. Не все так делают, конечно, но реклама-то есть.
Можно подумать, что всё вышеописанное касается только старшего поколения. Вовсе нет. У мужа в коллективе много молодых сослуживцев. Одна из них, современная молодая, тридцатилетняя образованная женщина, одевается в офисе по-европейски, но, когда уезжает к родителям из Бангалора в Чинай, переодевается в индийское сари, чтобы не огорчать их. Она, между прочим, христианка.
Другой сослуживец, ему нет и тридцати, после рождения ребёнка пошёл к жрецу, и тот сказал ему, что мол, звёзды не так-де встали, и поэтому он не должен видеть своего новорождённого сына 27 дней, а иначе – беда. Тот отослал молодую мать в другой город к своим родителям. И это люди с высшим образованием!
В Бангалоре я вижу очень мало детей. Хотя в 12-миллионном городе (а по некоторым данным, в 14-миллионном) их должно быть больше, чем мужчин и женщин вместе взятых. Это можно объяснить тем, что население в Бангалоре стремительно растёт за счёт приезжих, а не рождаемости. Индусы почему-то не возят своих маленьких детей в колясках, даже грудничков. Наверное, в том числе, из-за отсутствия нормальных тротуаров. Принято таскать грудных на руках. В парках очень мало гуляющих мамочек с детьми.
Но я желаю этим деткам, а они в Индии очень трогательные и хорошенькие, чтобы они выросли цивилизованными, образованными людьми, чтобы сбылись их заветные мечты, особенно у девочек.
Если уж выражаться местным понятийным языком, моя карма сильно пострадала из-за присутствия в Индии.
Одно утешает, что к белым женщинам тут относятся как бы вне кастово, причисляя их автоматически из-за белого цвета кожи к высшим кастам. Спасибо колониальному прошлому.
Сентябрь 2023, Бангалор, Индия
Если ссылки не отобразились, а вы хотите их непременно посмотреть, обращайтесь - вышлю.
(1) Ссылка на внешний ресурс: «Сати на берегу Нерббады».
(2) Ссылка на внешний ресурс: «Розовая банда»: женская группировка держит в страхе мужчин Индии».
(3) Ссылка на внешний ресурс: «Сати на берегу Нерббады».
(4) Березкин Ю. Е. Голос дьявола среди снегов и джунглей: Истоки древней религии. — Л.: Лениздат, 1987.— 172 с.
(5) Ссылка на внешний ресурс: https://kulturologia.ru/blogs/060617/34842/ «Скорбная участь «белых» вдов, или почему индийские женщины лелеют мужей».
(6) Сылка на внешний ресурс: «Сати на берегу Нерббады».
(7)Ссылка на внешний ресурс: https://kulturologia.ru/blogs/060617/34842/ «Обряд сати».
(8) Ссылка на электронный ресурс: «Закон о преступных племенах индии: уникальный правовой памятник».
(9) Ссылка на электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=hmNz2XmDaXM «Проституция в деревнях: как бедность загоняет женщин и мужчин в Индии в ловушку секс-индустрии».
(10) «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Подготовка текста М.Д.Каган-Тарковской и Я.С.Лурье, перевод Л.С.Семенова, комментарии Л.С.Лурье и Л.С.Семенова. // Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. – М.: Худож.лит., 1982. – С.444-477, 655-663 (комм.).
(11) Ссылка на электронный ресурс: https://kulturologia.ru/blogs/060617/34842/ «Священный город Вриндаван – город вдов».
(12) Ссылка на электронный ресурс: «5 стран, в которых лучше не рождаться женщиной».
(13) Ссылка на электронный ресурс: https://ria.ru/20180807/1526060931.html «Преступления без наказания: с чем сталкиваются женщины в современной Индии».
(14) Ссылка на электронный ресурс: «Розовая банда»: женская группировка держит в страхе мужчин Индии»
(15)Ссылка на электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=I2IpDIEqyrQ «Город бордель. Как проститутки живут в крупнейшем борделе мира».
(16) Ссылка на электронный ресурс: https://www.youtube.com/watch?v=I2IpDIEqyrQ «Город бордель. Как проститутки живут в крупнейшем борделе мира».
(17а) Ссылка на внешний ресурс: «Страна контрастов, самые известные женщины Индии».
(17б) Ссылка на внешний ресурс: https://ru.globalvoices.org/2017/07/21/61852/ «После многих лет в браке индийские женщины впервые отваживаются назвать имена своих мужей».
(18) Ссылка на электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/#:~:text=,(2021). «Население Индии».
(19) Ссылка на внешний ресурс: https://ru.globalvoices.org/2017/07/21/61852/ «После многих лет в браке индийские женщины впервые отваживаются назвать имена своих мужей».
Свидетельство о публикации №123091707481
Васютин Виктор Архипович 30.10.2023 02:53 Заявить о нарушении
Елена Грозовская 30.10.2023 19:14 Заявить о нарушении