По конкурсу - Просто крещеный
http://stihi.ru/2023/09/17/1982 - Итоги конкурса
Это был летний конкурс, заявки на который принимались в течение всего периода каникул. Несмотря на длинный срок приема стихотворений, большого количества участников я не ждала: тема непростая, возможно, для многих авторов она далека и не интересна. Много ли в вашем окружении искренне и глубоко верующих людей? Если такие и есть, то они, как правило, не любители затрагивать ее всуе, там где не просят и не поймут, ибо это станет не самым разумным нашим поведением, а те, кто только о Боге и говорят по всякому случаю, часто не столь сильно Его любят, сколько хотят обратить на себя внимание своей исключительностью.
Тема отношения человека к религии интересна. Я хотела именно ее обсудить в Творческой Мастерской в самом начале нашего нового сезона, да и конкурс этот был заявлен не как конкурс православной поэзии (только для верующих), а больше как конкурс философской поэзии на тему веры - для верующих, неверующих и тех, кто сам еще в этом вопросе не определился. Потому что вопрос "Веришь ли ты в Бога?" - не так уж прост и всегда неоднозначен. Крещеных людей вокруг нас очень много, а вот глубоко верующих... Вера у каждого человека проявляется по своему, и часто пробуждается тогда, когда не ждешь, не ищешь её специально...
Задание к теме стихов я сформулировала так: «Задача конкурса - языком поэзии рассказать о том, что по вашему мнению должно измениться и изменяется ли в человеке после того, как он принимает таинство крещения». Тема могла быть раскрыта широко и разнообразно – мне интересно любое поэтическое размышление о проблемах веры и ищущих свое понимание веры людей, важны и мнения людей, не вставших на путь веры. То есть, годились любые поэтические рассказы о своем опыте, кроме шуточных и грубо оскорбляющих чувства верующих.
Наши независимые судьи (те, кто в этом конкурсе голосовал, свои заявки на участие не подавали!) отобрали в личные шорт листы стихи, наиболее понравившиеся им с точки зрения поэтического мастерства. Пять лауреатов конкурса уже выявлены и награждены, а имена всех номинированных авторов вы можете прочитать в таблице итогового протокола.
Я в данной статье пошла другим путем - хочу показать вам стихи не столько лучшие по исполнению (образцы поэзии), сколько те, где я увидела интересную авторскую мысль, ИСКРЕННОСТЬ, рассказ о своих личных переживаниях и открытиях, а не просто пересказ известного и правильного. Нашла в пакете много интересного. Ниже покажу вам тексты почти всех стихов, присланных на конкурс, даже тех, что в шорт листы не попали, потому что страдают несовершенством техники. Пропускаю только те, где совсем уж плохой русский (смешение стилей речи и случайный, безграмотный подбор слов), те, где вместо рассказа о своем опыте автором используется обтекаемое "мы" и возвышенные поучения, и еще несколько стихов, далеких по содержанию от раскрытия предложенной темы, хотя и упоминающие религиозные термины. Словом, я прошу участников не обижаться на мой отбор: то, что зацепило мою душу, тем и делюсь с вами в этой статье!
Поехали!
**********************************************
1. РАЗГОВОР В ТАКСИ. ГАЛИНА СКУДАРЁВА
Я с Курского ехала ночью вокзала
Лил дождь. Я поймала такси.
Захлопнула дверцу, привычно сказала:
О, Господи боже, спаси!
Забота одна лишь — движение к цели;
Успеть бы — вот главный вопрос!
Заметила вдруг на передней панели
Суровые очи — Христос!
— Вы верите в бога? — тихонько спросила
Шофёра. Ответ его твёрд:
— Я верю, что есть где-то высшая сила,
Не важно мне — бог или чёрт.
Наслышан о сказках про райские двери...
Но бог — где-то там, в облаках!
По правде всё то, во что искренне верю,
Так это — баранка в руках!
Взять эту икону жена попросила,
Попробуй, жене откажи!
Ох, сколько иконка со мной колесила!
Бывали круты виражи...
И вот, за неспешным таким разговором,
Была нам дорога легка.
И нашим в ночи управляла мотором
Невидимо, божья рука.
Яркие по содержанию стихи, которые живо описывают сценку, реальность и типичность которой не вызывает сомнений. У большинства из нас есть привычка покупать и защищать себя разными талисманами (признак языческих пережитков, бытующих повсеместно), к коим иногда относят даже крестик на груди или потребность обязательного крещения ребенка. Мы так пытаемся обрести защиту от бед - на всякий случай! - но дальше этого мало кто идет, пока что-то не случается в нашей жизни. Стихи точно по теме конкурса. Что в них нравится - правдивость изложения и то, что написано от лица автора, а не от расплывчатого "Мы". Что неприятно царапает - запись слова Бог с маленькой буквы, как это пишут неверующие. И еще фраза: "Я верю, что есть где-то высшая сила, не важно мне - бог или чёрт". Считать черта "высшей силой" - само по себе странно, а смысл сказанного "не важно - Бог или черт" меня шокирует. Хотя, увы, картинка отражает нашу реальность и ...нашу дремучую неподготовленность в вопросах религии.
2. ПРОСТО КРЕЩЁНЫЙ В СССР. АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВ-МАРТ
Да, я просто крещён и не где-нибудь – в Лавре,
В пятьдесят третьем далёком, холодном году, ритмика
КОгда думали: кончилась жизнь как в казарме, РУ
Люди в Бога поверят, с ним по жизни пойдут. ритмика
Привезли нас в Загорск, это было в июне,
И с сиреневых улиц всех собрали ребят, ритмика
По вождю отрыдали они накануне,
Во спасение вспомнив, что Христос был распят. ритмика
А потом шли года, вот я стал пионером,
И забыл в суете про крещенье своё,
И другие мне были ярчайшим примером,
А религия стала ненужным враньём.
Дальше всё как у всех, и я жил со страною,
Я учился, работал, любил и страдал,
Впереди коммунизм застилал пеленою
Мне идеей своею Христа пьедестал.
Но мечта умерла, вЕрней, сами убили, РУ
И страна умерла - коммунизма оплот,
Вспомнив корни свои, что давно отрубили,
Храмы вновь открывал православный народ.
И тогда вспомнил я свою тайну крещенья,
Крестик тот оловянный неловко надел,
Троеперстье сложив, попросил я прощенья
И в душе колокольчик опять зазвенел.
Так сейчас и живу, уповая на Бога,
Пусть не много осталось, ещё помолюсь,
Хоть была у меня не прямая дорога,
Окончанья её я теперь не боюсь.
Стихи справедливо не прошли отбора судьями: большие проблемы с их звучанием - фонетические ударения слов слишком часто не совпадают с местами ритмических ударений, нарушена ритмика избранного размера (недочеты показала!). При этом они написаны по теме, содержательны, искренни и потому интересны. Они честно описывают состояние ума в вопросах веры очень многих людей, независимо от их возраста. Почти нет тех, у которых никогда в каких то обстоятельствах однажды не "зазвенел бы в душе колокольчик", как бы этот человек не воспринимал слова о Боге прежде... Честные стихи.
3. В НОЧИ. ИРИНА РЕВЯКИНА
«Далеко – в ночи – по асфальту – трость…»* * Из М. Цветаевой
Или дождь стучит, в жесть вбивает гвоздь?
Над землёй - туман, скрыл он неба синь,
Всюду ложь, обман и на сердце - стынь.
Я гляжу в окно, там вдали фонарь
Загрустил, намок. Всё одно – печаль.
Мне б зажечь свечу, вознести мольбу,
«Помоги, – шепчу, – изменить судьбу.
Добрый Ангел мой! Укрепи, родной!
Поддержи рукой! Помолись со мной!»
Ветер бьет в окно: «О плохом - не смей!
Соберись умом, пост идёт - говей!»
На заутреню зазывает глас.
Семеню к Нему, бросив всё тотчас.
Пусть очистится в покаянии
Вся душа моя окаянная…
А этот автор чувствует религиозную тему, он уже в состоянии умения слышать Бога и внимать Ему. "Семеню к Нему, бросив всё тотчас". И нет никакой гордыни при этом: "Вся душа моя окаянная…". Отличные стихи, хотя и навеянные М. Цветаевой, с аппликацией ее строки.
4. КАК ОТЦВЕТАЕТ ВРЕМЯ СКОРО.ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА
Как отцветает время скоро -
никто не виноват.
Ты ищешь яблоко раздора,
и проклинаешь сад.
А я прошу у неба света,
живительной воды
для сада брошенного кем-то.
И спелые плоды
даю тебе: бери любое -
гляди, румяный бок,
ты выбрал яблоко с любовью.
И улыбнулся Бог.
Здесь больше поэзии, чем рассуждения на заданную тему, но автору очень выразительно удалось показать наличие в душе религиозного отношения к миру: "Ты ищешь яблоко раздора, и проклинаешь сад. А я прошу у неба света, живительной воды". Стихи об умении давать и заботиться, а не брать и сетовать, а это и есть религиозное отношение к жизни. "Религия" - это связь с Богом, который дает и любит, а вовсе не исполнение закона, что учит и требует справедливости: " ...даю тебе: бери любое".
5. Я ШЁЛ ПО УЛИЦЕ ЧУЖОЙ. ВЛАДИМИР ПАНКРАЦ
Я шёл по улице чужой
И многолюдной.
Столбом над пыльною тропой
Стояли будни.
Я думал о прошедшем дне,
Я всё в нём взвесил.
Увы, не представлялось мне
Дурнее пьесы...
В его пропащей глубине
Я был процессом,
Но мне сказал вдруг человек:
- Христос Воскресе!..
Отличное начало, интересная завязка: "Столбом над пыльною тропой стояли будни", "Увы, не представлялось мне дурнее пьесы". И тут вдруг "в пропащей глубине" персонаж стихов услышал "Христос Воскресе!" Очень хочется продолжения этой мысли, иначе стихи воспринимаются как незаконченные.
6. РАЗГОВОР. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО
Господи, ну до чего же шумно в городе:
лают машины, топот, ропот кругом...
Если Ты меня все-таки слышишь, Господи,
я бы хотела поговорить о чем-то таком.
Ты знаешь о чем - о том, что меня мучает:
зачем я? Вот только честно скажи: зачем?
Я живу тихо-тихо, пишу от случая к случаю,
от меня ни проку Тебе, ни особых проблем.
Я думала, строчки меня, как ступеньки, выведут
к чему-то большому, как Храм, а площадь кругом одна.
И каждый на площади той извлекает выгоду
из искры Твоей, если искра ему дана.
Кому тут хоть что-то докажешь, Господи,
кому объяснишь, что Ты никуда не исчез,
просто мы черны в грехах, словно черти в копоти -
как Ты нас разглядишь с далеких своих небес?
Я не буду просить ни о чем - в череде просителей
слишком много тех, кому помощь Твоя нужней.
Вон, в одной Москве миллионы жителей,
а ведь есть и Нью-Йорк, и Париж, и село Коровий Ручей.
Не одну меня затянуло в лопасти
вертолета депрессии во время взлета.
Я вот так посижу чуть-чуть с Тобой, Господи,
кофе свой допью и пойду работать.
Автор подала на конкурс эти стихи в записи мнимой прозы, то есть без разбивки их на стихи и на строфы. Эта запись подходит для их содержания, но, похоже, помешала отбору судьями. Отличная работа большого внимания не вызвала, видимо, стихи показались технически сомнительными. Я тоже во многих местах сомневалась в их структуре, поэтому здесь показываю их вам в метрической записи. (Для участия в конкурсе всем советую расписывать свои стихи именно в метрике!) Там строфы - катрены с разной длиной стиха (разновидность вольного стиха), но звучат стихи хорошо, а главное - содержательны. Это сокровенный разговор человека с Богом - честный и искренний. Он не может оставить равнодушным читателя. Много потрясающих мест: "...кому объяснишь, что Ты никуда не исчез, просто мы черны в грехах, словно черти в копоти - как Ты нас разглядишь с далеких своих небес?"
9. ПУСТЯКИ. ЮКА ФОМИНА
Масло топленое -
В печке горшочек,
На деревянной скамеечке - кот.
Тюль на окошке,
Алоэ - цветочек,
Чайный сервиз и старинный комод,
Скатерть крахмальная,
Столик скрипучий,
Солнечный зайчик на бледной стене.
Ходики тикают
В ритме беззвучном,
Горстка конфет для гостей в хрустале.
Иконостас возле тусклой лампады.
В рамках портреты,
Ковёр шерстяной.
Так, пустяки,
Но как жизненно важно,
Помнить, что всё это было с тобой.
Стихи хорошие и судьям понравились, но тема их не совсем та... Они о традиции, о памяти своих корней, детства, о том, что "жизненно важно, помнить, что всё это было с тобой". Да, там упоминается мельком "Иконостас возле тусклой лампады", но только в числе других воспоминаний, не более. Не о вере и не о религии эти стихи.
10. БЫЛ Я ПРОСТО КРЕЩЕНЫЙ. СВЕТЛАНА МАКЛАШЕВИЧ
Был я просто крещеный,
СвЯтых ТАинств не знал,
Жил я, как прокаженный,
И молитв не читал.
Продолжал верить звёздам,
И обманчивым снам,
Поклонялся мамоне,
Думал - "Всё могу сам".
Но настал час расплаты-
Утомилась душа,
Понял я, что не злато,
А Любовь ей нужна.
Я Иисусу молился,
Призывал Небеса,
В покаянии постился-
И прозрела душа.
Боже, как же я раньше,
Без Любви ТвОей жил,
Накопил в душЕ фАльши,
ДУХУ ЗЛОБЫ служил.
Ты прости меня Боже!
И прими в свой Покой.
Чтоб душою я ожил,
И вовек был с Тобой!
Чтоб не слыть горделивым,
А быть Божьим рабом,
Дай мне быть молчаливым,
Но СВЯТЫМ МУДРЕЦОМ.
Со слезой покаяния,
Я иду в Божий храм,
Чтоб ОТЕЦ МИРОЗДАНИЯ,
Исцелил меня Сам.
По технике письма - не без недочетов: часто встречаются два ударных слога подряд в значащих словах, отчего и читать сложно, и структура ритма портится. Есть и повторы значащих слов, которые до кучи еще и рифмами работают (сам, душа). Словом, еще есть над чем поработать. Есть и фразы неудачные (выделила их в тексте), и не к месту употребленные заглавные буквы (Покой). А по содержанию интересно, потому что искренно, со своими мыслями, как лично пережитое. Честно про всех нас, которые тоже «Продолжают верить звёздам и обманчивым снам" и "поклоняются мамоне, думая - "Всё могу сам"».
11. ДУРАЧОК. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ
За первым утренним лучом,
В жару и стужу,
Идёт по миру дурачок
Душой наружу.
Не лень ходить ему, бродить
По бездорожью,
А под рубахой на груди
Иконка божья.
Он ищет свет, небесный свет,
Смеются люди,
Ему- тепло церковных свеч
Им- холод лютый.
И вслед ему шумят ветра
- Нашёл, убогий?
Здесь для таких как ты, дурак,
Давно нет Бога.
Покрутят пальцем у виска
Богач и нищий,
Зачем, дурак, его искать?
А он всё ищет.
Через туман, сквозь чёрный лес,
По горным тропам,
Пять тысяч зим, пять тысяч лет,
Дойти, дотопать.
Травинкой машет как мечом,
Горланит песни,
Идёт по миру дурачок
И я с ним вместе.
В этом стихотворении вместе соединились и мастерство поэзии, и содержание. Не случайно стихи понравились всем судьям. Стихи о том, как человек всю жизнь ищет Бога, а его не понимают и смеются, да он и сам, не всегда все умом понимает, но всё равно ищет, потому что Бог в каждом человеке скрыт изначально. Особенно концовка хороша "Идёт по миру дурачок, и я с ним вместе".
12. ДВАЖДЫ КРЕЩЁНЫЙ. МАКС МОРЕЦКИЙ
Полусвят и полугрешен,
В человеческом строю
Прожигаю я, конечно,
Бесшабашно жизнь свою.
Для души, взахлёб, по-русски,
Подмигнувши образам,
Пью, не морщась, без закуски
Горько-огненный бальзам.
Есть мне с кем и под копною
В ночь туманную присесть,
Но молитв, отпетых мною
Небу доброму – не счесть.
Иногда возьмусь до дрожи
Вдруг выискивать ответ:
Кто на этом свете всё же
Я – безбожник или нет?
Ну, а нынче пуля-дура
Рассудила долгий спор,
Из-под вражьего прищура
Подписав мне приговор.
Прожужжала: «Окаянный!
Вот тебе – не обессудь!»
И впилась, вгрызаясь рьяно
В окровавленную грудь.
Видно, в пуле было мало
Для лихого дела зла:
Зуб свинцовый обломала,
А до сердца не дошла.
Всё галдят, устав от боя, –
Трёп бойцам не надоест, –
Как сберёг, закрыв собою,
Жизнь мою нательный крест.
Самый убедительный рассказ о своей вере -это не рассказ красивыми и правильными словами, взятыми из Молитвослова, а доказанный конкретными делами. Очень живые и убедительные стихи о всех нас, которые и "полусвяты" и "полугрешны". Тут и "Прожигаю я, конечно, бесшабашно жизнь свою", и "молитв, отпетых мною Небу доброму – не счесть". А потом, в реальном смертельном бою, становится предельно ясно, случается чудо и приходит ответ на вопрос: "Кто на этом свете всё же я – безбожник или нет?". Этот ответ мы находим в концовке стихотворения. Отличная работа!
13. БАХЧИСАРАЙ. ФИДЕЛЬ САГИТОВ
Бахчисарай, базарный летний день,
У лавок покупатели толкались,
Кричали продавцы, кому не лень,
Привлечь к себе внимание пытаясь.
Что только те купцы не привезли,
Шелка полупрозрачные Мукдена,
Смарагды из полуденной земли,
Текинских жеребцов из Бахардена.
Бухарских две-три тысячи ковров,
Кольчуги и мечи из Оффенбаха
И множество захваченных рабов,
Из коих лишь один смотрел без страха.
Невольник тот стоял всех впереди,
В изодранной рубахе из холстины,
А медный крестик на его груди
В нём выдавал уруса-славянина.
Хан пленнику, подумав, предложил
"Принять тотчас же истинную веру",
За что ему свободу посулил
С улыбкою, достойной лицемера.
Но раб сказал в ответ: "Всесильный хан!
Пусть ждут меня мученья и невзгоды,
Всё ж Веру я Христову не продам,
Пусть даже платой будет мне свобода!"
.......О русских думал хан, об их земле,
О Боге, свято в их сердцах хранимом.
"Возможно, это счастье, бахетле,
Родиться, как они, христианином!"
Красиво, грамотно написаны стихи, дающие точный ответ на вопрос конкурсного задания, что в человеке должно измениться, если он принял крещение. Персонаж доказывает свое крещение поступком в самом трагичном моменте своей жизни. Стихи понравились, хотя они и не являются откровением личного опыта, а скорее всего пересказывают чужой сюжет реально случившейся истории.
14. ПОТЕРЯННОЕ СОЗНАНИЕ. АННА АБАБКОВА
А это было время покаяния,
Но я не понял, да и не знал...
За пеленой туманного сознания
На ощупь ползал, Его искал,
Искал кого-то, давно забытого,
Кто - знаю - мог бы меня спасти!
Стучал Он, помню, но в дверь закрытую
Я не позволил Ему войти.
Внутри чуть слышал Его дыхание,
Там разливался ЛУЧИСТЫЙ СВЕТ,
К Нему бежать бы мне с поля БРАНИ! другое рифм окончание
Но разве мог я? Конечно - нет!
ПРЕЗРЕНЬЯ ПОЛНЫХ СКОЛЬЗИЛ Я ВЗГЛЯДАМИ
По тем, кто в жизни не преуспел,
Всё ближе глупость, а жалость - рядом ли?
Ответ я поздно понять сумел.
Тогда был гордым - забавы, почести,
Казалось, смерти и вовсе нет,
А голос странно притихшей совести
ГЛУШИЛ МОТОРОМ кабриолет, ?
В крови кипело вино игристое,
Манил соблазном девичий стан,
Желанья в думах отнюдь не чистые,
И где-то в детстве остался храм...
Вдруг вижу снова икон свечение,
Сквозь боль раздался пасхальный звон,
Я погружаюсь, как в день крещения,
В тепло купели, иль, может, в сон?
А мама рядом, и крестик маленький
Сто раз потрогал тогда рукой,
Шептала тихо, склонившись, маменька:
"Не бойся, милый, Господь - с тобой!"
Господь со мною?!...Господь...О, Господи!
Так вот Кого я во тьме искал!!!
За поворотом - богатство, почести,
И визг по "встречной". Окончен бал...
Стихи не без недочетов в исполнении - не везде ясное построение предложений (показала эти места в тексте), кое где вместо дактилической рифмы в строфе стоит женская. А вот содержание интересное, убедительное. Стихи о том, как сама жизнь через обстоятельства показывает нам наши ошибки и дает ответ: "Так вот Кого я во тьме искал!!!" Яркие стихи.
17. ЗОЛОТО И СМИРНА. ИРИНА САЯПИНА 2
В шкатулке сердца золото и смирна,
Кусочек льда, елей, огниво, соль
И то, что неподъёмно и эфирно,
Во что до времени пакуют смех и боль.
Для первенца положено с излишком
Чтоб по плечу и даже для чудес.
Чего же я визжу, увидев мышку
И ною, что тяжел мне этот крест.
И пусть неотвратимо и бездушно
Бежит вода и сыплется песок.
В безбожной сказке холодно и душно
И колоколом сердце бьет в висок.
Трава, деревья, звери, рыбы, птицы,
Терновый куст, виновный без вины...
Позволь себе немного измениться
И Божий мир войдет, как прежде, в ны.
Красивый поэтический слог, образность, интересный и яркий подбор слов. И мысли интересные, авторские: "Чего же я визжу, увидев мышку, и ною, что тяжел мне этот крест", "В безбожной сказке холодно и душно". А еще нравится знание в авторе предмета, о котором пишет. Тут и аллюзия на библейский сюжет: "Терновый куст, виновный без вины...", и аллюзия на евангельский рассказ о пришествии волхвов:"В шкатулке сердца золото и смирна", и вставка старослявянского "в ны" вместо современного "в нас", которая здесь выглядит вполне уместной. А еще четко выражена главная мысль стихотворения: "Позволь себе немного измениться, и Божий мир войдет, как прежде, в ны". Стихи, над которыми хочется подумать.
18. ЛЕГКО И ПРОСТО.. ЛАРИСА ЧУПРОВА
Душе беспечной, гордой проще
пройти по жизни не крестясь,
Не почитая образ Божий,
не говоря себе: нельзя!
Но и она в своих волненьях
потерь боится как огня,
И страшно ей в режиме тленья
Не плача, но и не любя.
Душа, прости без разбирательств,
Смолчи пред гневною толпой,
Тебе не надо доказательств,
а хватит встречи лишь одной.
И будешь жить легко и просто,
Как птицы - им дано принять
Лучи рассвета, горсти проса
И звонких песен благодать.
Хорошо задуманные стихи, хотя и несколько размытые по содержанию. Начинается мысль с того, что жизнь без Бога - проста, поскольку не имеет запретов: «Не почитая образ Божий, не говоря себе: нельзя!», но и она боится потерь, ей страшно "в режиме тленья не плача, но и не любя". А во второй части автор пытается убедить душу, что будет с ней после встречи с Богом: "И будешь жить легко и просто, как птицы - им дано принять лучи рассвета, горсти проса и звонких песен благодать". То есть, от одной "простоты" мы приходим к почти такой же. Красивый слог, но хочется более четко выраженной мысли стихотворения.
22. БЕЗБОЖНИК. ГАЛА ГАЛКА
Она с молитвой день встречала,
Сойти просила Благодать.
А он, безбожник, дня начало
Мог крепким словом обласкать.
Колюч, как ёж, крутой закваски,
Чуть что не так, в душе раздрай.
Не признавал иконы, Пасху,
Считал священным Первомай.
У ней то пост, то в церкви служба,
(Крещёна всё же, как-никак),
Ему родней со штангой дружба,
На плечи тонны клал чудак.
И было делом ей привычным -
К святыням ездить на поклон,
А он в воскресный день обычно
Спешил с подарками в детдом.
Кумиром был для всех мальчишек,
А для сирот почти отцом,
Жил ангел сущий с ней под крышей,
Прослыв «безбожным мужиком».
Отличные стихи с интересно решенной темой. Вера выражается не в словах и даже не в частоте походов в храм, а в делах. Вера без дел мертва. Об этом и стихи, где автор выразительно сравнивает поступки двух человек и отвечает нам на вопрос, кто из них "безбожник": «И было делом ей привычным -к святыням ездить на поклон, а он в воскресный день обычно спешил с подарками в детдом».
25. НЕ МОГУ Я ДОЙТИ ДО ЦЕРКВИ. НАТАЛЬЯ ДМИТРИЕВА 11
Не тяните меня за руки,
в церковь волоком не тащите.
Не приходят туда от скуки.
Вас прошу, меня извините!
Ничего не имею против.
Верьте в Бога, да будет чудо!
Мой характер, он не заносчив.
И поверьте, я - не зануда!
Не могу я дойти до церкви.
На ногах, как стальные путы.
Веру в Бога давно отвергла.
С кем училась - переобуты!
Соблюдают посты исправно.
Ставят свечи, молитвы знают.
Причаститься смогли недавно.
"И тебе пора!"- намекают.
Как бы дружбу начать сначала?
Наши встречи они всё реже,
То не так, я опять сказала.
В их глазах стала вдруг - невежда!
"Мало ты говоришь о Боге,
и не молишься с нами в церкви.
Нам с тобою не по дороге.
Коммунизм - ты в душе не свергла! "
Солнце село за горизонтом.
В доме тихо, в саду стемнело.
И прошу я о невозможном,
чтобы мамочка не старела!
Чтобы счастливы были дети,
и родные, чтоб наши рядом.
Все любовью Божьей согреты,
доброту бы считали кладом!
Ты мне, Господи, дай терпения.
Дай здоровья, внимания к детям,
И прошу я за всё прощения,
хоть и следовала заветам!
Я достану икону бабки,
что хранила полвека мама.
Фотографии в серой папке,
все на фоне Святого Храма!
На одной из них есть молитва:
" Отче наш.."- и комок вдруг к горлу!
Написала рукою мама,
слёзы я по щекам растёрла.
Не тяните меня за руки,
в церковь волоком не тащите.
Верьте в Бога, но не от скуки.
Мой Бог - в сердце, Вы - извините...
Это стихотворение будто бы продолжает тему предыдущего. Истинная вера и религиозность проявляется скорее в делах, чем в словах и соблюдении ритуалов, хотя, безусловно, посещение храма и коллективная молитва важны и нужны человеку. "Бог в сердце" - это не оправдание отказа посещать храм и участвовать в общей молитве, но и не доказательство "праведности" человека. "В церковь волоком не тащите. Верьте в Бога, но не от скуки" - вот главная мысль этого стихотворения. С содержанием стихов можно спорить, но с технической точки зрения стихи почти без замечаний, в основном везде правильное построение предложений, чистый ритм. Разве что фраза "Не тяните меня за рУки" вызвала у меня сомнение - естественнее звучит "зА руки". И еще: "Наши встречи ОНИ всё реже" - портит впечатление вставка "они", а над построением фразы "Коммунизм - ты в душе НЕ СВЕРГЛА" - я бы еще поработала.
26. ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ РОДИОНОВА. НАДЕЖДА КУЛЬЧИЦКАЯ 2
Бамут, 23.05.1996г. Евгений Родионов погиб в плену в день своего рождения,
отказавшись снять с себя нательный крест. Ему было 19 лет
Служил мальчишка рядовым солдатом, 01 01 00 01 01 0
В героях быть не мыслил никогда. 01 01 01 00 01
Дежурство нес - преграда супостатам!
Он молод был и не считал года...
В плен взяли! Голов'ы лишили... 01 00 01 01 0
Святое сердце парня - не буди! 01 01 01 00 01
За упокой молись! - Лежит в могиле
Без головы...с Исусом на груди...
Здесь есть досадная проблема с потерей стопы в 1-ой строке 2-ой строфы. Зато подкупает тема, содержание стихов. Святость человека не только в повседневной безгрешности (достижима ли это?), а в том, насколько человек способен быть верным своим убеждениям, ставя их выше жизни.
27. СУДЬБА. ЛАРИСА АЛЕКСАНДОРОВА
Не уставая от ходьбы
В кромешной тьме и бездорожью,
Мы за ударами судьбы
Угадываем Волю Божью.
И не дано предугадать,
Когда при всполохах рассвета
Лучом живительного света
Прольется Божья Благодать
Люблю лаконичные стихи, которые создавать в разы труднее, чем объемные. Эти далеко не безупречны, но чем-то зацепили меня, их мысль понравилась. Но хочется их довести до идеала. Во-первых, в фразе "от ходьбы в кромешной тьме и <> бездорожью" не хватает предлога ПО. Кроме того в строфах разная рифмовка строк: в первой аБаБ, во второй - аББа. Последнее не криминал, но всё же предпочтительнее использовать один вид рифмовки.
30. Я УСТАЛА ТЕБЯ БОЯТЬСЯ. АЛЛА РОМ
Боже, где же мои семнадцать?
Душу ёршиком не отмыть,
Я устала Тебя бояться,
Значит, следует полюбить,
Разглядеть Тебя в каждом миге,
В каждой полночи, в каждом сне,
В каждом дне, что меня настигнет,
В каждом выжившем на войне,
В звёздах, что облетели в заводь
И кувшинками проросли,
И почти научились плавать -
Пусть не щуки и караси,
Но, однако, уже не тонут,
Украшают речную гладь,
Ближе к небу, чем ил и омут...
Мне б кувшинкой такою стать,
Приучить себя жить по святцам,
А не множить грехи, как сныть -
Даже с помощью эпиляций
Душу дочиста не отмыть -
Невесёлые постояльцы
В ней хозяйничают давно,
И надето судьбой на пяльцы
Грязно-серое полотно.
Расшивать, как в семнадцать, взяться? -
Тут же рвётся цветная нить...
Я устала Тебя бояться,
Видно, время пришло любить...
Мне понравились эти авторские, искренние размышления о себе и своей вере, понравилась главная мысль стихов: Бог - этот тот, кого любишь, а не тот, кого боишься. А если боишься, то лишь потому, что боишься обидеть того, кого любишь и кому доверяешь. И язык хорош - образный язык поэзии. Если уж совсем придираться, то немного напрягло использование слов "эпиляций" и "пяльцы" - ощущение, что эти образы подтянуты только ради рифмы. Тем более, что автором удачно начат образный ряд, связанный с природой (заводь, кувшинки, сныть, караси...), и вдруг в концовке начат другой образный ряд (пяльцы, полотно, расшивка...). А "эпиляция" в этом поэтическом ряду меня вообще напрягла...
31. ВОЗВРАЩЕНИЕ. МАРИНА ФОМИНА
Старый храм... Как часто я спешила,
Сторонясь распахнутых ворот,
И глаза надменно отводила
От его святыней и красот.
Не внимая кроткой просьбе мамы,
Отвергала свой нательный крест.
Не было креста на мне, и в храме
Не звонили в праздник благовест,
Не было лампады пред иконой,
Не горела тонкая свеча...
Только тени били там поклоны,
Только ветер колокол качал.
Думалось, пути по жизни этой
Нет верней того, что я нашла.
Сколько же скиталась я по свету!
Чуть душа с сумою не пошла.
Дерзкая, ведомая гордыней,
Заплутала, выбилась из сил.
Но Творец заоблачной святыни
Заблуждения мои простил.
Указал из сумерек дорогу,
И над ней взошедшая заря,
Привела опять меня к порогу
Брошенного в прошлом алтаря.
Только что за чудо: в старом храме
Золотом горит иконостас,
И открылся мне под куполами
Светлый лик – Нерукотворный Спас.
И, боясь разрушить наважденье,
Я застыла в праведной тиши...
А свершить смогли преображенье
Ангелы – хранители души:
Здесь Любовь в монашеских одеждах
За меня молилась день и ночь,
Поджидала у окна Надежда,
Все сомненья отгоняя прочь.
Чтобы, не взирая на потери,
В этот храм вернуться я могла,
Старшая сестра – Святая Вера
Мой нательный крестик берегла.
Красивый поэтический рассказ о себе и своем пути к вере. Стихи очень понравились и подбором слов, и содержанием. Единственное, что огорчило - ошибочное ударение в слове "блАговест" (у автора "благовЕст").
32. В МИРОЖСКОМ МОНАСТЫРЕ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ
Внутренний купол подобен свече белоствольной,
В узкие окна врываются отблески неба.
Дышится в храме глубОко, спокойно. Невольно
Силу свою обретает духовная скрепа.
Здесь пребывать – сколько хочешь и сколько возможно.
Жаждет душа передышки от смутных волнений,
Милости просит негромко и так осторожно,
Словно боится внезапных своих откровений.
Изредка правду услышать … Пусть ложь вопиюще
Рядится в злато и сЕребро. Правда иная…
Льва попирает и змия Господь Всемогущий.
Смотрят со стен Иоанн, и Матфей, и Исайя.
Голову клонишь в раскаянье. Пред образами
Мал, недостоин. Я смысла лукавить не вижу.
Только Он любит! Читает другими глазами
В душах детей неразумных. Смиреннее – ближе…
С одной стороны, стихи очень понравились - есть замечательные места: душа "милости просит негромко и так осторожно, словно боится внезапных своих откровений", "Пред образами мал, недостоин. Я смысла лукавить не вижу. Только Он любит! Читает другими глазами в душах детей неразумных". К сожалению, есть и места, над которыми еще хочется поработать: "Дышится в храме глубОко, спокойно. Невольно". И ударение "глубОко" неестественно, и от переноса (начала предложения в конце строки) здесь хочется избавиться. Не нравится и оборванное построение предложения: "Здесь пребывать – сколько хочешь и сколько возможно". И еще: "Рядится в злато и сЕребро" - не по душе мне это "сЕребро"!
33. ПОКАЯНИЕ. ТАТЬЯНА КОМАРНИЦКАЯ
Бессмертные Евангельские строки
Пронзают сердце трепетным огнём.
Сначала непонятный и далёкий,
Ты мне родней и ближе с каждым днём.
Ты словом исцелял мои недуги,
Небесной властью очищал меня.
Ты стал моим Учителем и Другом,
Вёл к свету, наставляя и храня.
Причастие в преддверии страданий.
Я вижу скорбь и пот кровавый Твой.
И это я уснула в Гефсимании,
Забыв о просьбе бодрствовать с Тобой.
Тебя в саду, пропитанном печалью,
Я поцелуем низким предаю.
И серебро в награду получаю
За подлую находчивость свою.
Тебе в лицо плюю и издеваюсь.
Тебя моя ударила рука.
Трясясь от страха, трижды отрекаюсь
Я, Господи, до пенья петуха.
Стелю одежды и кричу: "Осанна!"
Затем ору ужасное: "Распни!"
Мой мозг освобождает от дурмана
Твоё: "Илли лама савахвани!"
И я рыдаю вместе с Магдалиной,
С ней погребальный приношу наряд.
И в воскресенья светлую годину
К пустому гробу прибегаю я.
Горячими слезами покаяния
Смываю кровь с пронзённых ног и рук.
Твоя Любовь мне стала воздаянием
За сотни мною причинённых мук!
На мой взгляд, замечательное стихотворение. Знаете, что оно мне напомнило? Участие в Литургии, когда верующие в храме мысленно погружают себя в жизненный путь Христа и тех, кто был рядом с ним в те трагические дни, и пропускают его земную жизнь через себя, проживают ее лично, в молитве! Вот отсюда эти строки: "Тебе в лицо плюю и издеваюсь. Тебя моя ударила рука. Трясясь от страха, трижды отрекаюсь я, Господи, до пенья петуха" и "И я рыдаю вместе с Магдалиной, с ней погребальный приношу наряд. И в воскресенья светлую годину к пустому гробу прибегаю я..". Прекрасный авторский замысел!
***********************************
На этом всё. Я постаралась показать вам как можно больше стихотворений пакета, причем, больше внимания уделить тем, кто участвует в наших конкурсах впервые. Постаралась объяснить все достоинства и недочеты, а главное - пригласить всех - верующих и неверующих - к размышлению о вере, в которой большинство из нас были крещены, но далеко не все ее поняли и приняли. Каждый по своему.
Спасибо всем, приславшим на конкурс свои стихи, они были очень нужны всем нам в Творческой Мастерской. Не стесняйтесь участвовать во всех наших, самых разных конкурсах нового сезона! С теплом, Ваша Алкора. 17.09.23.
Свидетельство о публикации №123091704622
Ваше высказывние:"Что неприятно царапает - запись слова Бог с маленькой буквы, как это пишут неверующие. И еще фраза: "Я верю, что есть где-то высшая сила, не важно мне - бог или чёрт". Считать черта "высшей силой" - само по себе странно, а смысл сказанного "не важно - Бог или черт" меня шокирует. Хотя, увы, картинка отражает нашу реальность и ...нашу дремучую неподготовленность в вопросах религии."
Фразу:"Я верю, что есть где-то высшая сила, не важно мне - бог или чёрт" говорит
НЕВЕРУЮЩИЙ водитель такси. Думаю, в его устах это уместно.
Галина Скударёва 23.09.2023 18:30 Заявить о нарушении
Я поняла, что говорит водитель, а не автор. Но автор увековечивает эту страшную фразу в стихах, что пугает. Наши слова материализуются, дают энергию тому, о чем говорим всуе. В устах поэта, который публикует свои стихи на большую аудиторию цитировать его слова неуместно.
Алкора 24.09.2023 08:30 Заявить о нарушении