Ответ на тезис Религия чиста, но политика грязна

"Этот тезис является одним из затёртых клише в арабском культурном пространстве;
его часто повторяют, используя это для оправдания принципа отделения религии от
политики – под предлогом того, что нужно сохранить религию от загрязнения
политикой, благодаря чему религия будет оставаться чистой и благородной, так как
она отдалена (от политической жизни)!

Сам путь их рассуждений удивителен и странен; ведь если ты согласен с тем, что
эта религия чиста и величественна, то почему ты не воспользуешься её чистотой
и величием и не сделаешь её средством для исправления политики? Это похоже на
человека, который говорит: «Воистину, профессия врача благородна, но болезни
омерзительны, поэтому нам не стоит пачкать данную профессию этими мерзостями!»
 
Ущербность этих рассуждений такая же, как и в упомянутом тезисе. Всевышний Аллах
ниспослал писания и отправил посланников именно для установления справедливости
среди людей и приведения в порядок их политических, экономических и общественных
дел: «Мы отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали вместе
с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости» [Коран, 57:25].

И как можно отрицать этот ясный смысл под такими смешными предлогами? И разве
самые великие приверженцы Ислама, занятые политикой – начиная с Пророка, мир
ему и благословение Аллаха, и праведных халифов – испачкали этой политикой
религию?

Поэтому данный тезис относится к категории обманных приёмов, презирающих
рассудок людей; ведь если бы человек, якобы уверенный в чистоте религии, был
правдив в этой уверенности, то он бы следовал её принципам во всех делах, а
не считал бы эту чистоту причиной отдаления от религии.

<...>

Более того, исламская религия в силу своей природы, охватывающей все детали
нашей жизни, не приемлет ту или иную модель устранения из этой жизни; любой
теоретик, занятый таким моделированием, неизбежно войдёт в противоречие с ясными
текстами Откровения Аллаха – и особенно с приказом Господа целиком и полностью
принять эту религию: «О те, которые уверовали! Вступайте в Ислам целиком»
[Коран, 2:208]. И Он же повелел открыто заявить о вере в истинность всей
религии: «Мы уверовали в него; всё это – от нашего Господа» [3:7] и укорил тех,
кто делит её на части: «Неужели вы веруете в одну часть Писания и отрицаете
другую?» [2:85].

Возможно, кто-то скажет: «Смысл защиты религии от загрязнения политикой состоит
в том, чтобы уберечь её от (опасности) того, что политики поставят эту религию
на службу собственным интересам. Раскрыв же для религии возможность заниматься
политикой, мы распахнём врата перед нечестивцами, использующими религию для
того, чтобы творить несправедливость и беззаконие, а потом оправдывать эти
действия её именем. Это запятнает репутацию религии и принизит её значимость».


Но, признавая порочность и запретность таких действий, (мы ответим), что на деле
они не навредят религии; они навредят лишь самому человеку и унизят его попытки
использования (религии в корыстных целях). Именно на эти вещи мы и должны
направить нашу критику и стремление поставить преграду, а не порицать под этим
предлогом саму религию или сужать сферу её применения. Кроме того, (в низменных
интересах) возможно использовать любые идеи и авторитеты – так как политика
построена на определённых базовых критериях. Если отдалить их от религии, то на
её место неизбежно придут другие источники, которые тоже смыкаются с какими-то
понятиями и основами – такими, как свобода, права и равенство (людей), развитие,
прогресс и др. Этими понятиями тоже можно манипулировать: какой-то человек,
погрязший в преступлениях и посягающий на чужие права, может оправдывать всё это
именем свободы, демократии, равноправия и пр. Почему же в этом случае никто не
говорит: «Свобода является священным и прекрасным понятием, и её нельзя окунать
в грязь политики?»

<...>

Далее, если всегда представлять себе политику в таком образе, то она при взгляде
с любой стороны окажется единым комком грязи. Но этот подход, внушающий
неприязнь к политике в целом, является необъективным – потому что политический
режим содержит в своей структуре такие средства, которые позволяют защищать
человеческие права, запретить несправедливые действия и охранять безопасность.
Наличие в политике искажений, дефектов и произвола не означает, что вся
политика с её функциями стала грязной – ибо эти вещи присутствуют в любых
областях жизни; но разве мы скажем, что взаимосвязи между родственниками и
супругами, дружба между людьми и торговые взаимоотношения – всё это стало
грязным из-за наличия таких ошибок и крайностей, от которых не свободна ни одна
сфера нашей жизни?

В реальности сей тезис со всех сторон имеет дефекты; он выдуман ради строго
определённой цели, какой является отстранение религии от политики под
благовидным предлогом – дабы не задеть религиозные чувства мусульман. На словах
(адепты данного тезиса) проявляют уважение к религии и бранят политику, а затем
утверждают, что ради защиты религии её нужно отдалить от этой порочной политики
 – и через это вступление подводят нас к отдалению от самой религии, чтобы
вырвать и стереть её из нашей жизни. Такой путь рассуждений или полемики похож
на игру взрослого человека с малолетним ребёнком, который не понимает ничего;
на разум сознательного человека эти приёмы подействовать не должны"
(«Зухруфу-ль-кауль» аль-Уджайри, стр. 199-202).

=Подборка Тины АНСАРОВОЙ


Рецензии