Роман в танце
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6)
Мудрец действует недеянием и учит молчанием.
Лао-цзы
ПРОЛОГ
Обратим свой взор на восток в сторону восходящего солнца и мысленно прикоснёмся к философскому наследию Восточной Азии, чтобы явственней прочувствовать особенность восточнохристианской православной традиции.
В этом нам поможет древнекитайский мудрец Лао-цзы (VI-V вв. до Р.Х.), которому приписывается авторство классического даосского философского трактата «Дао Дэ Цзин» (Книга пути и достоинства).
Приведём характерную для его эксцентрично-поэтичного стиля изложения своих мыслей выдержку из вышеупомянутого труда: «Дао пусто, но в применении неисчерпаемо. О, глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей. Если притупить его проницательность, освободить его от беспорядка, умерить его блеск, уподобить его пылинке, то оно будет казаться ясно существующим. Я не знаю, чье оно порождение, [я лишь знаю, что] оно предшествует небесному владыке».
Лао-цзы трактует Дао как безличностную "небесную волю". Как философская категория Дао означает не только "путь", но и принцип устроения естественного порядка Вселенной, являясь энергетическим источником движения, формирующим весь процесс творения(«всё течёт - всё меняется»).
Согласно "И цзин" (Книга Перемен), в момент "Тай-цзи" (Великий Предел) Дао порождает «нечто из ничто», т. е. из недифференцируемой пустоты ("ничто") возникает единица ("нечто") [говоря на языке современной астрофизики: на этапе исходного космогенеза в момент
космологической сингулярности; или на философском языке осмысляется как появление трансцендентного начала всех начал], а единица в свою очередь порождает имманентную двойственность бытия, выделяя две силы: Инь и Ян, которые, взаимодействуя, созидают Мироздание.
Энергия Инь – пассивная, тёмная, тяжёлая, холодная, воспринимающая – женское начало.
Энергия Ян – динамичная, светлая, легкая, теплая, эманирующая – мужское начало.
В христианской семье, в соответствии с Божественным принципом «Единица в Троице и Троица в Единице», человек обретает полноту истинного бытия, когда асимметричные – мужская ("духовная") и женская ("душевная") – природы, существующие автономно и скреплённые в таинстве венчания, образуют единое гармоничное целое, являя свободное единство духа в союзе мира и любви. Господь Иисус Христос оставил верующим в Него обетование Своего духовного присутствия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф 18:20). Любовь – животворящий и бесценный дар Божий тем, кто кроток и смирен сердцем как Богочеловек Христос. По определению IV Вселенского Собора, при "ипостасном единении" божественная и человеческая природы воплотившегося единородного Сына Божиего, Господа и Бога нашего Иисуса Христа – Спасителя человечества – соединились неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно; так и в семье-малой церкви происходит "взаимопроникновение" половых природ, когда «два будут одна плоть» (1Кор. 6:16).
Понимать истину бытия означает у Ляо-цзы следовать по пути Дао: видеть, чувствовать, ощущать действующие силы и плыть по волне жизни, не сопротивляясь течению. Жить естественно, следовать природной естественности, избегая произвольных действий, вызванных попыткой осмыслить существующее вместо того, чтобы существующее экзистенционально почувствовать.
При наличии истинного пути люди не застаиваются в своём развитии, так как "восточная мудрость" придала термину Дао этическое значение, истолковав его как нравственно упорядоченный жизненный путь человека.
Непринуждённая естественность, безыскусная простота, недеяние или невмешательство («следуй естеству всех вещей и не имей в себе ничего личного») составляют философско-этическую основу даосизма, провозгласившего в качестве главной цели человеческого существования принцип преодоления безысходности перед лицом неминуемой смерти: «Жить долго, не умирая». Выражение «у самурая нет цели, только путь» в экзистенциональном контексте следует понимать как путь преодоления испытаний, несовершенств и верности добродетели, не щадя живота своего.
Итак, в православном христианстве поставленная в даосизме цель "бессмертие" (в христианстве: цель - "спасение") достигнута через преображение в церковных таинствах человеческой личности благодатью единосущной и нераздельной Пресвятой Троицы и воскресение из мертвых в жизнь вечную. Отец через Сына в Духе Святом всё приводит к совершенству и обновляет. Сын, Духом Святым обоживая и усыновляя людей, приводит их к Отцу, ибо в спасении участвует вся Пресвятая Троица. В спасающихся Бог присутствует через Сына в Духе Святом. Едина освящающая, просвещающая, спасающая сила Пресвятой Троицы: Отец посылает Сына, Сын – Духа; Сын приходит во имя Отца, а Дух – во имя Сына; Сын прославляет Отца, а Дух – Сына. Отец через Сына в Духе Святом подает нам и жизнь, и свет, и усыновление, и спасение.
***
Я полюбил твой образ,
Что создан мной самим
И как же было горько
Мне расставаться с ним.
Но холодно и скучно,
Как будто в пустоте,
Нет отклика созвучия
В твоей немой душе.
Осенний дождь, неугомонный,
Смывает прошлое с души
И вновь останется бездомной,
Блуждая в холоде ночи.
Порою просто отпускай
Гнетущую печаль, не дай
Гнездиться в сердце ей,
Скажи: прости-прощай.
Коль, что не выпало
Пускай, об этом не жалей:
Что не судьба тебе быть с ней,
Забудь и будь смелей...
Всё ж порой одиноко
В эти тёмные дни:
Никого нету рядом -
Ты, меня позови!
Вновь робея тянулись
Губы к милой красе.
Только ты не останься
От меня вдалеке.
Только будь со мной рядом
В час ненастной пурги,
Приголубь меня взглядом,
Дай коснуться руки.
Оживи мою душу
От гнетущей тоски,
Озари моё сердце
В алых зорях любви.
Всё впереди: какой восторг
И чувств сердечных трепетание -
В душе надежды ликование!
Средь шумного бала
Душа изнывала:
Меж лиц незнакомых
Одну лишь искала...
Её пальцы пахнут ладаном,
Нежный лик таит вуаль,
Кожа светит белым мрамором,
Пылкий взор пронзает даль.
Со мною в вальсе закружилась -
От вихря кругом голова.
А после... в негу погрузилась,
В блаженном трепете душа.
Храни прекрасное мгновенье
Души любовью окрыленной.
Лишь в сердце, ты, впусти Христа
И будешь счастлив без конца!
***
ЭПИЛОГ
Есть две взаимодействующие линии мировосприятия в танце:
- мужская линия с активной характеристикой: слово, энергия, воля;
- женская - с её женственностью, нежностью, чувственностью.
Когда эти линии пересекаются при встрече, тактильно соприкасаясь и эмоционально дополняя друг друга в Духе истины, тогда возможно взаимная любовь и расцветёт, и заблагоухает в обоих душах - для достижения этого момента стоит прислушаться к древнему китайскому изречению:"НИ СЫ", т.е. будь безмятежен, словно цветок лотоса у подножия храма истины, которой для нас, православных христиан, является воплотившийся Сын Божий Иисус Христос.
P.S.Красота жизни как Божиего дара, по-моему, наиболее ярко выражается цветами! Ведь Сам Господь являлся Адаму и беседовал с ним, именно, в райских кущах Эдемского сада.
Свидетельство о публикации №123091603513
2. "Спасение" и "бессмертие" - не одно и то же.
3. Цитаты про шумный бал, пальцы, пахнущие ладаном, - это дань постмодернизму? Ведь именно на его почве можно заставить покойницу закружиться в вальсе или срифмовать "тоски - любви" или "голова - душа".Видимо, Вам нравится это течение, в котором позволительно смешивать несмешиваемое.
Но не надо пытаться смешивать православие и даосизм, никакой танец не поможет соединить Личность, Которая есть Любовь, и безликую и бездеятельную, безмолвствующую
"Великую пустоту". Ваши усилия в этом направлении получились весьма цветистыми, но отнюдь не убедительными.
Вера Малова 06.11.2023 09:13 Заявить о нарушении
1.Каждый судит, исходя из собственного мировосприятия и осведомлённости в теме.
2.Сравнение мировоззрений - не их смешение.
3.Серебряный век - не относится к постмодернизму.
4.Надо видеть трёхчастную структуру эссе, описывающую различные ракурсы мировосприятия: смысловой, душевный, духовный.
Георгий Асеев 06.11.2023 08:18 Заявить о нарушении
Насчёт цитат. Один из признаков постмодернизма - обилие и обыгрывание цитат из стихотворений других поэтов (любого века, и Серебряного в том числе), не ставя кавычки. Этакая игра цитатами получается. Разумеется, использование одной цитаты ("гений чистой красоты", например) не означает, что поэт - постмодернист, но в Вашем произведении это не один случай да есть и другие черты этого направления:пренебрежение рифмами и ритмом, например. Да и то, что Вы пытаетесь соединить воедино ("танец" же неслучаен?)христианство и даосизм - тоже напоминает постмодернизм. Из этого я и сделала вывод. Ошиблась - не взыщите, постмодернизм - это не ругательство.
И ещё: эссе не навязывает своё видение. Скорее уж, эссе - размышление, а не утверждение, как у Вас. Вы выглядите в этом эссе знатоком истины, объясняющим другим то, что сами решили этой истиной считать. Ладно бы, если рассуждения не касались религии, но в этой области не стоит быть столь дерзким.
Вера Малова 06.11.2023 09:11 Заявить о нарушении
Георгий Асеев 06.11.2023 09:49 Заявить о нарушении