Легенда о Данко. Начало

Давным-давно, где
солнечные степи
Где жили племена народов светлых,
Царили изобилье с добротою,
Но вдруг пришли враги с
большой войною.

С бедою горькой племя повенчали,
И место родовое отобрали.
Был выбор невелик: иль
смерть рабами,
Иль убегать болотами-лесами.

Лес был огромный,
устрашал ветвями,
Что яро заплелись над
головами.
Внизу дышало смрадами
болото,
Раззявив хляби, словно в
ад ворота.

То злое лето было очень
жарким,
Закрыли небо сучья, как
помарки.
Мешали корни и дымились
травы,
Болотный воздух лёгким
был отравой.

И слабые и сильные
страдали.
И вовсе обессилев, умирали.
Болото забирало жизни
люда*,
Казалось, что лесам конца
не будет.

И люди приуныли, зароптали,
Остановились, сели, думать стали...

Но сколько б ни судили, ни рядили,
А выхода никак не находили.
Одни решали в рабство возвратиться,
Другие звали через лес пробиться.

И вдруг пред ними появился
Данко,
С душой, как у подбитого подранка*.
Его родителей болото съело,
Но сердце парня светом не скудело*.

-Очнитесь, люди, надо быть смелее,
А старым и усталым - быть мудрее.
Вы слышите? Конец всему
бывает!
Об этом в племени и дети
знают.

А мы уже пол-леса
прошагали!
И столько здесь родных мы потеряли...
Вы память их покроете
позором,
Когда вернётесь на поклон
к тем вОрам.*
И люди оглушённо замолчали,
-Веди нас, Данко! - только
и сказали.

И снова бег  и снова
злобный лес,
Но люди шли дождям
наперерез.


Продолжение следует.

*Люда - люд - люди.
*Подранок - раненая птица, зверь.
*ВОрам - (правильно -
ворАм), здесь поставила слово с неправильным ударением, чтобы не сбился ритм.
*Не скудело -  не оскудело, правильно писалось и с
буквой "о", и без, - не уменьшалось, не беднело -
есть и другие трактовки этого слова - старого, русского,
редко употребляемого.


Рецензии
Аннушка здравствуйте 🙋. Я специально не стал гуглить эту легенду о Данко, а лишь вспомнил то, что читал когда то сам, ещё в школе и так, в детской литературе. Подробно конечно не помню, но на тот момент эта легенда меня впечатлила. И вот у Вас тут это хорошо описано, именно стихами, и соответственно в стиле и изложении под старину, что и даёт этим строкам свой неповторимый колорит. Вот после я пойду к второй части, там и дополню отзыв и своими ощущениями от прочтения этого произведения и того, что прочитал в школе когда то. А здесь получилось очень здорово👏✊👍😍.
С уважением, Александр.

Александр Равный   27.09.2023 13:53     Заявить о нарушении
Добрый день, Саша!
Я благодарна тебе за
добрый и полный, как
всегда, отзыв. Да,
Горького я читала в
школе, что не изучали -
чуть после, а вот рассказ "Старуха Изергиль" долго
меня не отпускал, такое агромадное )) было
впечатление. И сама
старуха, и легенда о
Данко, и легенда о
Ларре. А вот недавно
почему-то опять
вспомнилось, как я
говорю - на пустом
месте, без всяких
видимых причин.)) И...
сразу написалась первая
часть, которую тут же и
выложила. А на другой
день - дописалось.
Потому может и
получилась вторая часть
в другом ритме. Правда,
и Данко, в моём стихе,
чуть другой, так само
как-то получилось, но
суть сохранена.
А тогда, в школе, я
была восхищена тем,
как автор написал свою "Старуху...", может
потому и прочла его
всего.
Спасибо, Саша, за
внимание к моим стихам,
за обстоятельные отзывы!
Я очень ценю наше
виртуальное общение.
Успехов и благополучия
тебе!
С благодарностью и признательностью,
Аня.

Аннушка Сибирская   28.09.2023 14:18   Заявить о нарушении
Аня, ну я ведь читаю не только произведения, но и отзывы. А эти обе части у тебя были на первой странице и в самом начале. Я прочел их заранее, да вот мои хождения по мессенджерам меня отвлекли, к моему стыду. Вот я и не заходил особо на Стихиру. Но отзывы в общих чертах были сформулированы. А потом я увидел, что ты убрала эти два стихотворения и потом нашел эти части. И вот наверстал упущенное. А в школе я не особо учил и читал программу по литературе. Но тем не менее некоторые произведения читал уже по своему желанию и они отложились в памяти, как и эта легенда. Вот отсюда и мои впечатления, по этому поводу.
С уважением, Саша.

Александр Равный   28.09.2023 15:44   Заявить о нарушении