Беллетристика эпохи Сталина

С ноября 1927 до марта 1953 года Советской страной правил Сталин. Ему пришлось готовить страну к тяжелейшей войне, воевать в этой войне и победить в ней. В ходе подготовки и ведения Великой Отечественной войны Сталину приходилось принимать тяжёлые решения, поэтому время Сталина было временем тяжёлым, но в целом это было время побед, а не поражений.
Русская литература в эту эпоху переживала последний свой расцвет. Конечно, влияние литературы на общество под влиянием новых технологий (кино) продолжало падать, однако, ещё появлялись крупные литературные таланты.
По методике, описанной в моей статье «Беллетристика эпохи Ленина – 2», выделяются следующие крупнейшие писатели эпохи Сталина, то есть родившиеся в 1903–1927 гг.:

Хармс (Ювачёв)
Шолохов
Казанцев
Шаламов
Ефремов
Домбровский
Кожевников
Герман
Твардовский
Кочетов
Залыгин
Михалков
Симонов
Солженицын
Гранин (Герман)
Астафьев
Бондарев
Васильев

Из этих восемнадцати главных сталинских писателей были лишены свободы при Сталине (репрессированы) Домбровский, Шаламов и Солженицын. Хармс (Ювачёв) имел психиатрический диагноз, поэтому его прогерманские выступления в блокадном Ленинграде были расценены просто как очередной приступ психоза, а не происки врага. В психиатрической клинике в блокаду от голода он и умер, поэтому неясно, можно ли его считать пострадавшим от сталинских репрессий.
Шолохов и Твардовский были алкоголиками. Кочетов покончил с собой, будучи неизлечимо больным. В целом число психов, включая алкоголиков, в этом списке невелико – в эту эпоху чудовищных военных испытаний людям болеть было некогда. Алкоголиков и прочих психов полно в более спокойные эпохи.
Твардовский – единственный собственно поэт из всех этих сталинских писателей. Михалков был детским поэтом. Хармс, Шаламов и Симонов, кроме прозы, пописывали и в рифму. В целом сталинская поэзия далеко не дотягивает до лучших образцов русской поэзии. Сталинский период – глубокий упадок русской поэзии, и до Маяковского, и до Есенина ей далеко.
Четырнадцать из восемнадцати сталинских писателей писали большие романы. Крупный роман, даже роман-эпопея, – главная литературная форма этого периода.
Последние по времени пять сталинских писателей – Солженицын, Гранин (Герман), Астафьев, Бондарев и Васильев – фронтовики, воевали, причём Астафьев воевал даже без офицерского звания, как прочие писатели-фронтовики.
Ярыми противниками Советской власти изо всех сталинских писателей показали себя только Солженицын и Астафьев, да и то последний «пинал мёртвую собаку» - ругал Советскую власть уже после её исчезновения. Оба они происходили из семей справедливо наказанных кулаков, а Астафьев – из беспризорников с психикой, искалеченной ещё в детстве, поэтому ждать от этих ненормальных адекватной исторической оценки эпохи, в которую они жили, не приходится.
Домбровский и Шаламов, несмотря на то, что они прошли сталинские лагеря, никакими антисоветчиками не были, понимали, что в столь тяжёлую эпоху бывают перегибы в столь необходимых репрессиях. Так что основная масса сталинских писателей, как и основная масса советских людей, заставших сталинскую эпоху, никакими антисталинцами, и уж тем более антисоветчиками не были, а хорошо понимали внутреннюю строгую логику этой эпохи, требовавшей, ради победы над врагом, жёсткого управления страной и обществом.
Лично мне изо всех этих восемнадцати писателей-сталинистов больше всего нравятся Хармс (Ювачёв), Домбровский, Герман, Симонов и Гранин (Герман).


Рецензии