Великие зодчие Санкт-Петербурга! Растрелли!
И создавшие мир архитектцрного очарования,
увлекающее и ныне в прекрасное будущее время!
Граф Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео) Растрелли (итал. Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Франческо Растрелли, 1700, Париж — 29 апреля [10 мая] 1771, Санкт-Петербург) - один из самых известных архитекторов Петербурга. Построил Зимний дворец, Смольный монастырь и иные шедевры.
Растрелли - русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемогоелизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Бартоломео Карло Растрелли (1675—1744).
Родился в семье известного впоследствии скульптора Бартоломео Карло Растрелли, имевшего также и архитектурное образование. В то время флорентиец Карло Растрелли работал при дворе Людовика XIV, а в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом.
В 1716 году семья Растрелли поселилась на Первой линии (на месте нынешнего дома 29 по Шпалерной улице).
Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов Александра Даниловича Меншикова.
Во второй половине 1720-х годов несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию. Наиболее ранняя задокументированная работа Растрелли — каменный трёхэтажный дворец Дмитрия Константиновича Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге (1721—1727). Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.
Первые оригинальные творения Растрелли были созданы в Курляндии (вассальное герцогство, существовавшее в западной части современной Латвии, на территории исторических областей Курземе (Курляндия)).
Здесь в 1730-е годы для герцога Эрнста Иоганна Бирона он строит Рундальский дворец и дворец в Митаве. Митавская резиденция в сравнении с Руентальской свидетельствует о творческой эволюции Растрелли. Приёмы расчленения масс и разработки стен от проекта к проекту становятся всё пластичнее. Архитектор постепенно отказывается от использования рустовки, а пилястрам и тягам начинает предпочитать более рельефные полуколонны.
По рекомендации Бирона Растрелли становится обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы Петровны.
Период расцвета архитектора начался с постройки для Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741-1744 годы; не сохранился).
На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов.
С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе.
В 1747 году был создан эскиз Андреевского собора в Киеве (собор построен в стиле елизаветинского барокко по проекту Бартоломео Растрелли в 1747—1753 годах на уАндреевской горе. Расположен на крутом правом берегу Днепра, над исторической частью города — Подолом.).
На 1752—1757 гг. пришлась полная перестройка Екатерининского дворца в Царском Селе.
Участие Растрелли в возведении построек вдали от столицы, а также по заказам частных лиц ограничивалось подготовкой общего проекта, в то время как реализацию курировали другие зодчие. За убранство Большого дворца в Царском Селе, к примеру, отвечали, помимо
по их же проектам под общим руководством Растрелли были возведены в окрестностях несколько «увеселительных домов» (Эрмитаж, Грот на берегу пруда, Катальная горка), а также миниатюрный Среднерогатский дворец.
В 1750-е годы Растрелли также курировал работы по ремонту дворца в Стрельне. Основным материалом служил курляндский крупногабаритный кирпич, который был использован Растрелли ещё при строительстве дворцов для Бирона.
Трёхчастная сквозная арка со стороны главного фасада Зимнего дворца (осуществлённый вариант с коробовыми сводами) была создана Растрелли после его работ по ремонту Стрельнинского дворца, вероятно, под влиянием архитектурного решения Микетти (предтечей которого был Леблон).
Два последних грандиозных замысла Растрелли -
это ансамбль Смольного монастыря (1748-1757) и
Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей (1754-1762).
Композиция Смольного монастыря совершенно уникальна, хотя имеет прототипы, как в западноевропейской архитектуре (Фрауэнкирхе в Дрездене), так и в планировке древнерусских монастырей.
В 1750-1760-х годах Растрелли жил в доме на Невском проспекте (современный адрес - Невский, 46).
В 1758 году по его проекту началось строительство Гостиного двора, которое вскоре было приостановлено. Трудности заключались в неприятии проекта купцами, которые жаловались на дороговизну работ и архитектурные излишества.
После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток заказов быстро иссяк.
Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о новейших веяниях в европейской архитектуре.
Привыкший к роскоши Растрелли испытывает серьёзные финансовые трудности и в 1762 году просит об отпуске. 10 августа 1762 года императрица подписывает указ об увольнении обер-архитектора в отпуск на год для лечения в Италии.
Находясь в Италии, где Растрелли одновременно пытается найти нового заказчика, он узнаёт, что архитектор Валлен-Деламот переделывает внутренние покои Зимнего.
24 октября 1763 года по высочайшему указу архитектор был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона - тысяча рублей в год.
В начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург.
Он объявился в Курляндии, где возобновил строительство Рундальского и Митавского дворцов вернувшегося из ссылки Бирона.
Есть версия, что Растрелли с Бироном встретились случайно - один на пути из Европы, другой на пути из России. Старый герцог пригласил Растрелли на должность обер-интенданта строительства при главном архитекторе, которым был тогда выдвиженец молодого герцога Петра Бирона Иоганн Готфрид Зейдель. 1766 году в помощь Растрелли на работу был принят молодой датский архитектор Северин Йенсен.
В 1766 году Растрелли предпринял попытку найти нового покровителя в лице прусского короля Фридриха II, известного как приверженец стилей барокко и рококо.
Он отправился в Берлин с подробным отчётом с чертежами и описанием всех своих работ. Однако надежды Растрелли были напрасны: Фридрих не дал ему аудиенции, передав лишь записку с рекомендацией сделать гравюры с чертежей для публики, «сие доставило бы вам аплодисменты всех ценителей изящных искусств и наук».
Старый архитектор был вынужден вернуться в Курляндию. Зимой 1767 года умерла его жена Мария. Через некоторое время в газете «Митавские новости» появилось объявление о распродаже в доме Растрелли мебели, дорожной кареты, столового серебра и ювелирных изделий.
Последней работой Растрелли считают курляндскую усадьбу Грюнхоф, достроенную в стиле классицизма датчанином Северином Йенсеном. Латвийские историки считают, что его последним проектом была церковь Св. Симеона и Св. Анны, проект которой он подал графу Панину с прошением выплатить 12 тысяч рублей единовременного вознаграждения. Однако прошение осталось без ответа, а церковь была построена уже после смерти Растрелли.
Дата смерти и место захоронения Растрелли неизвестны, однако есть предположение, что он умер в Митаве и был похоронен рядом с супругой Марией возле Реформатской церкви. Эта могила была утрачена во время Второй мировой войны.
Косвенно о дате смерти свидетельствует Указ о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо Бартолиати, датированный 29 апреля 1771 года.
За несколько месяцев до кончины Растрелли, в январе 1771 года, собрание академиков удовлетворило его прошение о принятии «в число наиболее именитых членов Императорской академии художеств в качестве почётного вольного общника».
Польский граф Потоцкий в 1776 году купил полное собрание чертежей Растрелли (до 1775 года Курляндия была вассалом Польши, так что интерес графа понятен).
С 1932 года папка Растрелли хранится в Национальной библиотеке в Варшаве.
/Фото: Старинная картина «Аничков дворец графа Алексея Григорьевича Разумовского»./
Свидетельство о публикации №123091305219