Наблюдения после поездки на родину

Где яблони моих дедов стоят в бескрышный дом повесив ветки,
Где полдеревни надобно пройти, чтоб заглянуть к соседке.
Где у коровников плющ вместо стен, крыш и полов.
Где у церквей уж нет прихода, нет крестов и куполов.
Там новая мечеть, баранье блеянье вместо коров.
И ни одна не ждет сынов своих старушка.
Лишь одинокие  здесь доживают дни свои.
Те кто уж больше никому не нужен.
Им ехать некуда с родной земли.

Дом был большой, мазанка, сараи,
Скотины сколько. Пчёл держали,
Чтоб выучить оболтусов своих, чтоб уезжали.
В  большие города за маленьким умом
И длинненьким рублем.
За легкой жизнью, чтоб не знали
Тот тяжкий труд, что сами испытали.

Не долго земли пустовали,
Их кто попало занимали.
Татарин, да крепчал.
Чечня и Дагестан.
Как беженцы хоть что-то получали
И в селах местных замещали.
Китайские теплицы,
Выстраиваются вереницей,
А где-то маленький Вьетнам,
И скоро может будет будды  храм.

Вернуться ли к дедам к истокам,
Их образованные шумом городов потомки?
Поднимут ли с колена Русь?
Не знаю. Я точно не стремлюсь и не вернусь.

Постер-поэзия - это форма стихотворения, когда художественное воплощение сливается со словом и превращается в единую форму его воплощения.
По моим задумкам выглядеть стих должен был так: ствол - опора стиха, ветки целые —- как неизбежность природы и её роста, обрезанные ветки —- символ остановки развития, корни на поверхности - символ неправильной основы, опавшие яблонки - плоды никому не нужные. Под яблоней развалившийся деревенский дом без крыши.
Яблоня.
Каждая строка должна была бать на своем месте, чтобы создался образ брошенной неухоженной старой яблони, которая, не смотря не передвижения человека, остается на своем месте и продолжает жить.

Где яблони моих дедов стоят в бескрышный дом повесив ветки, (длинная ветка мало листьев)
Где полдеревни надобно пройти, чтоб заглянуть к соседке.(длинная ветка мало листьев)
Где у коровников плющ вместо стен, крыш и полов. ( длинная ветка сухая, на ней красный плющ)
Где у церквей уж нет прихода и нет крестов и куполов (отпиленная толстя ветка).
Там новая мечеть, баранье блеянье вместо коров.(отпиленная толстя ветка).
И ни одна не ждет сынов своих старушка. (отпиленная толстя ветка).
и еще одна ветка : Чтоб выучить оболтусов своих, чтоб уезжали
Основной текст — это ствол дерева.
Последние строки корни над землей, корявые и отталкивающие своим неистовством, около корней опавшие никому не нужные яблоки.
Когда я получила готовый результат, он превзошел мои ожидания. Художник Вероника Дрёмина создала великолепную яблоню. Её неистовство поражает стремлением к жизни. Обычно яблоня рисуют как красивое и прекрасное дерево. Эта же яблоня с которого сорвали Адамово яблоко и покинули его.
Я показывала эту яблоню и удивительно как среди всех постеров многие именно к яблоне тянули руки. И эта композиция хороша и в маленьком открыточном формате.
Формат слов без яблони и яблоня без стихов по своему прекрасны. Кто хочет рассмотреть крупнее и промежуточные стадии картины, это можно сделать здесь: https://vk.com/wall-77531388_2421

По замечаниям критика хотела бы дополнить, ответить на некоторые её замечания. Крыша разваливается достаточно быстро и не только от ветхости. С домов снимаются всё что только может представлять ценность. Железо с крыши, шифер, даже старый,  Из брошенных домов забирают и местные оставшиеся жители, и залетные собиратели хлама. Крепкие дома вывозят под дачи. Второй вопрос о религии. Стих не про это. Тема затронута шире. Урбанизации приводит к большому оттоку сельского населения. Пустые земли заполняются, и кто заселяет тот приносит свою веру. Сто лет назад Столыпин создавал условия, не только для удержания крестьянства и заселения новых земель. Сегодня процесс стихийный и неуправляемый.


Рецензии
Здравствуйте, Татьяна.
-
Увидела, наконец то, ваше дерево-яблоню. Мне очень понравилось.
Наверное и рисунок ваш, авторский. Просто замечательно!
----
Спасибо за стихи о брошенных деревнях, в которых (как говорят очевидцы) администрация районов сначала закрывала почтовые отделения - почты. Молодежь уезжала в город - учиться, покинув деревню навсегда.

А оставшиеся же пожилые люди оказывались никому ненужными, как позже и сами деревни: Кто-то уехал к родне в город, а Кто-то попросту умер... Печально.

Лариса Ракульцева   19.11.2024 19:51     Заявить о нарушении