У памятника изобретателям Черепановым

Черепановы происходили из крепостных крестьян, приписанных к Выйскому заводу Демидовых. С 1822 года вплоть до своей смерти в 1842 году Ефим был главным механиком всех заводов в Нижнем Тагиле. Сын Мирон был его учеником и в 1819 году был назначен его заместителем по строительной части... По возвращении из командировки по Европе (Швеция, Англия), в 1833—1834 годах, они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный. Они также построили чугунную железную дорогу от Меднорудянского рудника до Выйского завода. Эта дорога была открыта в августе 1834 года и стала первой в России, будучи запущенной на три года раньше Царскосельской...

Отец Ефим и сын его Мирон,
в миру известные, как братья Черепановы,
однажды вышли у Тагила на перрон,
а поезд так и не приехал утром рано им...

Тут сын отцу и говорит, послушай, батя,
а может, вправду, тут не ходят поезда?
Они не ходят по Неве и на Арбате..!
И не горит во лбу их красная звезда...

Отец ответил, крепостные призадумались,
и ну мотаться по Европам между дел
(ведь  у Демидова работали), осунулись,
и паровоз изобрести, был их удел.

Я видел первую железную дорогу
у Малой Вишеры и Царского села,
теперь стою вот у музея - понемногу
вся раскрывается рабочих каббала...

Ну вот, ей богу, хорошо быть крепостным!
Как неожиданно из зависти примера,
меня окутал паровозный, может дым,
а может дымка в мою юность пионера...

Однажды вышли у Тагила на перрон,
а поезд так и не приехал - Черепановым...
А делать нечего, пешком им не резон,
чай крепостные при империи Романовых.

А не они, так не приехал бы в Тагил,
и дядя с тётей не катались бы по жизни,
и комсомольцы - вольным запахом тайги,
не надышались бы в пути при коммунизме...

...Дым паровоза низко стелется землёю,
где ветка первая Уральская прошла,
и с той поры она - железною стезёю
по всей России - мою память вороша...

* Нижний Тагил, памятник изобретателям Черепановым.
13.09.2023, Нижний Тагил


Рецензии