Семейная легенда о родственнице-артистке, часть 4

     22 июня 1941 года артисты играли дневной спектакль и во время представления узнали страшную новость, но продолжили выступление. Только доиграв пьесу до конца и дождавшись, когда стихнут аплодисменты, объявили зрителям о начале войны. Многие заплакали, а потом наступила гробовая тишина. Так и стояли: актёры на сцене, а зрители в зале, объединённые одной большой бедой. Вечернее представление было отменено. Труппа приняла решение возвращаться в Горький, но это оказалось невозможно — поезда не ходили. Добирались несколько дней кто как мог: на перекладных, попутках, а кто-то и пешком. Когда добрались до дома, артисты театра единогласно приняли решение: выходные отменить, у театра теперь новый, военный режим.               
      Ставили спектакли о мужестве, патриотизме и героизме. И не только... 

      Зрители были безмерно благодарны актёрам за возможность на несколько часов погрузиться в другой мир, отвлечься от проблем и трудностей военного времени.
 
      Актеры театра драмы дневали и ночевали на сцене и в гримерках: дневные и вечерние спектакли, ночные репетиции новых постановок. На сцене театра шли пьесы М. Горького «Мещане» «Варвары», «Враги», «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и многие другие. В спектакле «Коварство и любовь» Надя Аникина исполнила роль камеристки Софи...   
 
       Уставшие и невыспавшиеся, часто голодные и полубольные горьковчане заполняли партер и ложи, а потом долго аплодировали, не желая расходиться по домам.
 
       Сборы от спектаклей шли в фонд обороны страны, в помощь семьям фронтовиков.

      Для обслуживания тыла и выезда на передовые позиции создавались фронтовые бригады. В военно-шефской работе принимала  участие и Надежда Аникина. Она выступала в госпиталях, военных частях, а также в колхозах области во время посевных и уборочных компаний.
 
      Выступая на импровизированных сценах в воинских частях Надежда Аникина делила все тягости военно-полевой жизни с артистами-мужчинами — Борисом Степановым, Виталием Дорониным и другими, при этом мужественно переносила всё невзгоды, выпавшие на долю актеров: доводилось попадать и под артобстрелы, а уж о бытовой неустроенности  и говорить не приходилось — как говорится: «На войне, как на войне»…
      Судьба свела Надежду с очень талантливыми и одаренными людьми. Её соратниками «по цеху» были такие известные актеры, как Заслуженная артистка РСФСР Кашутина Анна Дмитриевна, Заслуженные артисты РСФСР Глеб Евгеньевич Писарев и Василий Федорович Васильев, Бакуров Анатолий Иванович и другие…
 
      В архиве Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника хранятся десятки Программ спектаклей с участием Аникиной Надежды Павловны. Какие только роли не доводилось ей играть — это и Элеонор в пьесе Лопе де Вега «Девушка с кувшином», и Шура Дубровина в спектакле А. Фадеева «Молодая гвардия», и Лида в постановке М. Светлова «20 лет спустя», и продавщица Гуша Веткина в «Тайной войне» и многие-многие другие…
 
     Надя много и упорно работала, но не единой работой жив человек —  в жизнь артистки вошла любовь…
               
     Где, как и при каких обстоятельствах познакомились артистка Аникина Надежда и гвардии старший лейтенант Павел Романов - это тайна. Но эта встреча случилась…
     Продолжение следует...


Рецензии