Ода натюрморту

Почему меня всегда так завораживал и завораживает именно натюрморт, который долго считался в России "низкой" формой искусства, недостойной кисти большого художника?
Может, потому, что, вопреки названию, он живой, более живой, чем портрет или пейзаж; более честный в силу своей мнимой несерьезности и в то же время непрямолинейности, поэтому несущий в себе знания о бытии больше, чем любые другие жанры.
Если, по словам Рильке, "любая вещь жива прикосновеньем", то верно и обратное - окружающие нас предметы дарят нам животворящий смысл.
Пламенная речь Лидии из "Рождественских каникул" Моэма,  уводящей героя прочь от знаменитых картин Лувра к "маленьким полотнам" Шардена, "хлебу и вину" - причастию  для "труждающихся и обремененных".
Свеча, книга, накрахмаленный рельефный узор постельного белья, роза в стеклянной бутыли, обувь, мужская и женская, дверные ручки - полноценные, если не первостепенные, участники событий в фильмах Эжена Грина; в них и характер героев, и логика развития событий; как будто вещественный мир дает направление и душевному, и духовному.

Есть тайное значенье в мелочах:
В часах настенных, тикающих мерно,
В латунной ручке, в росписи шпалерной,
И в толстых оплывающих свечах.

Все важно: потемневший мельхиор,
Струящийся рассвет в холодной зале,
И старый полувыцветший ковер,
И складки полотна на покрывале.


Рецензии