Анализ стихотворения К. Д. Бальмонта Изначальность
Стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Изначальность» из книги «Зовы Древности: Гимны, песни и замыслы древних», глава «Индия. Ведийские гимны».
1. Изначальность
2. Гимны к Агни
3. Гимн к Агни и к Марутам
4. Гимны к Марутам
5. Упанишады
1. Изначальность
В том изначальном не существовали
Ни Что-нибудь, ни темное Ничто.
Лазури светлой не было, ни кровли
Широко распростершихся Небес.
Что покрывало все? И где приют был?
Была ли там бездонность? Глубь Воды?
Там не было ни Смерти, ни Бессмертья,
Меж Днем и Ночью не было черты.
Единое одно, само собою,
Дышало без дыхания везде.
Все было Тьмой, все покрывал сначала
Глубокий мрак, был Океан без света.
Единая пустынность без границ.
Зародыш, сокровенностью объятый,
Из внутреннего пламени возник.
Любовь тогда первее всех восстала
В Сознании, из силы семенной.
В свои сердца глубоко заглянувшим,
Открылось мудрым, что в Небытии
Есть Бытия родство. И протянули
Они косую длинную межу.
Там был ли Низ? Там был ли Верх? Там были
Даятели семян, там были Силы.
Внизу самодержавность Бытия,
Вверху протяжность мощная Пространства.
Кто знает тайну? Кто ее поведал?
Откуда Мир, откуда он явился?
Тех далей и Богам не досягнуть,
Они пришли позднее. Кто же знает?
Откуда, как возник весь этот Мир?
Откуда же Вселенная явилась,
Мир создан был или он был не создан?
Об этом знает только Он, Всезрящий,
Все видящий с небесной высоты.
Иль, может быть, и Он того не знает?
Жанр стихотворения – философская лирика, направлено на философское осмысление мира.
Стихотворение состоит из 35 строк (многостишие). Стихи астрофические (без разделения на строфы). Рифмовка смешанная.
Учитывая тот факт, что Бальмонт знал санскрит, исходя из этого можно предположить, что он прочитал в оригинале Веды.
В стихотворении «Изначальность» заложены символы и смыслы Ведического миропонимания.
«В том изначальном не существовали
Ни что-нибудь, ни тёмное Ничто.»
Вселенная, по Ведам, начинается с духа. Дух или сознание вступает во взаимодействие с материей.
Описываемый символ «Светлая лазурь» можно интерпретировать в следующем контексте:
Лазурь – цвет безупречности, великодушия, цвет безгрешности.
Светлая лазурь – это ощущение благодати, символ вечности и бесконечности, чистоты, мудрости и истины.
И Бальмонт говорит:
«Лазури светлой не было, ни кровли
Широко распростершихся небес.»
То есть описывает события до рождения Вселенной. И сразу задает вопрос, а что именно было до сотворения мира?
«Что покрывало всё? И где приют был?
И продолжает рассуждения:
«Была ли там бездонность? Глубь Воды?»
Обратим внимание, что Бальмонт некоторые обычные слова пишет с заглавной буквы, акцентируя на том, что Вода, День, Ночь, Тьма – это сущее, живое, то из чего соткано Мироздание. Тем самым олицетворяя эти явления.
«Там не было ни Смерти, ни Бессмертия,
Меж Днем и Ночью не было черты»
То есть не было ни смерти – смены мерности, измерений и переходов, соответственно, между ними не было.
Бессмертие – олицетворение жизни. Жизни, такой какой мы её знаем, тоже не было.
Далее Бальмонт всё-таки даёт определение тому, что было до зарождения Вселенной.
«Единое одно, само собою,
Дышало без дыхания везде»
То есть можно понять, что была однородная субстанция, если это можно так назвать.
«Само собою» – самоорганизованная структура и, по определению, живая, так как «дышало без дыхания везде».
С нашего уровня миропонимания данное свойство материи, если это вообще можно отнести к понятию «материи», сложно представить. Но, чтобы прикоснуться к пониманию данного процесса, Бальмонт описывает следующее явление:
«Всё было Тьмой, всё покрывал сначала
Глубокий мрак, был Океан без света.»
Здесь под словом «Тьма» без света, можно понимать бездуховное пространство великих размеров. Так как слова «Океан» и «Тьма» он пишет опять с заглавной буквы, то это олицетворение глобального процесса. То есть бездуховное пространство глобальных масштабов, бесформенное образование.
«Единая пустынность без границ» – это первооснова, абсолютная реальность. Осознание вселенской пустоты описывается в «Упанишадах» (религиозно–философских учениях, толкующих сокровенные знания).
И далее кульминация произведения, на что нужно обратить особое внимание. Так как в данной строчке под каждым словом может быть заложен не один смысл.
«Зародыш сокровенностью объятый,
Из внутреннего пламени возник.»
В научной литературе мы читаем про это явление, которое ученые называют «Теория Большого взрыва».
«Пламя» – да, образ похож на огонь, взрыв. Но что именно взорвалось, точнее что сменило свою мерность, пройдя через пламя? – «Зародыш сокровенностью объятый»
Сокровенность – для нас сакральное, то чего мы не знаем и что скрыто.
«Зародыш» – что-то очень маленькое, возможно поэтому учёные описывают это явление как огромный взрыв из маленькой точки. Но взрыв – это хаос, а «зародыш» – это чёткая структура с заложенной в неё информацией. Причём, как мы видим из этой строчки: «сокровенностью объятый».
То есть мало того, что это запрограмированное начало, так ещё и защищённое силами непонятнымии для нас, которые прошли трансформацию и проявились во Вселенной, точнее дали рост Вселенной, Мирозданию.
Так что научная теория взрыва как-то не очень накладывается на то, что описывает Бальмонт в своем стихотворении.
И в качестве почвы, на которой пророс росток из этого зародыша, нам показана любовь, то есть гуна (в переводе с санскрита – качество, свойство) благости.
«Любовь тогда первее всех восстала»
То есть любовь – как основа всего, без любви нет развития, нет жизни.
«В Сознании из силы семенной.
В свои сердца глубоко заглянувшим,
Открылось мудрым, что в Небытии
Есть Бытия родство».
Эту строфу можно понимать, как Бытие – реальность. Вселенная, Мироздание – есть отражение чего-то Высшего, того, в котором силы «мудрые» и в их основе – любовь. Любая сила основана на любви. И наша Вселенная лишь отражение чего-то большего, крупица Высших Сил, которые дали ей рождение и рост. И эти силы «мудрецы» провели ещё одну трансформационную деятельность:
«... И протянули
Они косую длинную межу.
Там был ли Низ? Там был ли Верх? Там были
Даятели семян, там были Силы.»
То есть те Высшие Силы – даятели семян, зародившие Вселенную, пространство, время, остались за так называемой «межой» или чертой, что отделила постранство, более плотную материю, во всех проявлениях, или Бытие от Высшего Духа.
«Вверху протяжность мощная пространства»
Опять обратим внимание на то, как пишет Бальмонт, а точнее, с какой буквы он пишет слова «Пространства», «Силы», «Бытия», «Низ», «Верх». Таким образом, он олицетворяет эти явления, делая их более плотными, материальными или, возможно, даже живыми, накладывая на них своеобразный отпечаток действительности.
«Кто знает тайну? Кто её поведал?
Откуда Мир, откуда он явился?»
И здесь происходит, на мой взгляд, самое интересное. Бальмонт отвечает:
«Тех далей и Богам не досягнуть,
Они пришли позднее».
То есть очевидно, что Боги, многочисленные Боги, также созданы чем-то или кем-то, будем называть Наивысшими Силами, так как чтобы дать определениек в нашем материальном мире, нужно, по меньшей мере, понимать те структуры. Но нам это не известно. Поэтому, на данном этапе, формулировка «Наивысшие Силы» будет более понятна.
Но это ещё не раскрытие всего того, что знает Бальмонт, так как далее читаем:
«... Кто же знает?
Откуда, как возник весь этот Мир?
Откуда же Вселенная явилась,
Мир создан был или он был не создан?
Об этом знает только Он, Всезрящий,
Всё видящий с небесной высоты,
Иль может быть и Он того не знает?
Бальмонт оставляет нам интригу. Раскрыв творение Мироздания в образах, тех, что мы можем понимать, он оставляет нам ещё одну, самую сокровенную тайну:
«Иль, может быть, и Он того не знает?»
Определённо, древние источники, написанные на санскрите и ведийском языках, переведённые Бальмонтом, открыли ему истину. Недаром он говорил, что «у меня Индийское мышление».
Индийское мышление – этим понятием Бальмонт передаёт нам не просто то, что он влюбился в Индию, в её культуру, а то, что Индия – это страна мыслей.
Индия смогла сохранить в себе древние сакральные знания. И, познавая это, Бальмонт принимал не религию, а миропонимание, мирознание, мироощущение той цивилизации, которая записала главную информацию о сотворении мира, дошедшую до нас в образах. Так как более глубокое знание наше сознание ещё не готово принять. Но, по крайней мере, мы можем ее воспринимать на уровне образов, и это хорошо понимал Бальмонт, та информация должна быть передана потомкам, как достояние.
Поэт – связующее звено между человеком и всем надземным, он должен помочь услышать и передать простому человеку тайны бытия.
Свидетельство о публикации №123091104224