На ясный огонь

Татьяна Васильевна Доронина. Дивный талант, непоколебимый характер, обаяние, красота, голос.  И невероятная  мощь личности.   Легендами стали все фильмы, где она снималась, а их и всего-то чуть более десятка, но в памяти – каждый. И каждый можно смотреть снова, и снова её исполнение тебя ранит. Собственно, и спектакли с её участием стали легендами.  «Да здравствует королева, виват!», «Васса», «Идиот», «Братья Карамазовы».  Она очень разноплановая, но по сути своей – трагическая актриса.

Ей и  в жизни  досталась трагическая роль. Безупречно женственная, она возложила на себя отнюдь не женскую миссию, сберегла своих коллег  и  всю жизнь противостояла обстоятельствам,  игнорированию и откровенной травле театра, который 30 лет  вела с отменной стойкостью и безошибочным вкусом.

В то время, как Галине Волчек (ничего плохого не говорю, просто обстоятельства сравниваю) всё и вся, что называется, благоприятствовало и от  руководства её не отстранили, Татьяну  Доронину травили с не остывающим вдохновением. Во МХАТ им. Горького пришёл Бояков – и триумфально выжил  из театра народную артистку, «лучшую девушку» СССР. И сам не задержался, в поисках славы пошёл  покорять новые вершины, и до сих пор ходит, «герой» ТВ, скандалов и амбиций.  А Татьяна Доронина играть функциональную роль и вернуться в театр  так и не смогла. Не в её это характере. Ей всегда необходимо было лететь – «на ясный огонь». Чего бы это ни стоило. 

В театре мне часто приходилось общаться с критиками  из  Москвы, прикормленными руководством и ангажированными высшими структурами, разрушающими русский театр,  и надо было слышать, с какой издёвкой говорили они о Дорониной!

Пожалуй, похожую и тоже жертвенную роль исполнил Анатолий Эфрос, но тот всё же был во славе и почестях, а сожрали его артисты, которых он терпел, развивал и прославлял. Но равных Дорониной по самопожертвованию всё же не было.


Рецензии