Тезаурус Знаний и Незнаний. Гедонизм. Наслаждение
Тот ищет истину во всей Вселенной – в мире истинных познаний!
Гедонизм — это этическая установка, согласно которой в основе человеческой природы лежит стремление к наслаждению.
Согласно этой установке деятельность человека подчиняется этой главной цели - достижению наслаждения.
Слово «гедонизм» происходит от древнегреческого «хедонэ», которое так и переводится — наслаждение, удовольствие (возможен вариант перевода: наслаждение от созданного трудом).
Гедонизм есть учение чисто аксиологическое:
оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди.
Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой,
он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой.
Гедонизм (др.-греч. «наслаждение, удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия).
Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие:
гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой;
утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.
Эпикур ( 342/341 до н. э. - 271/270 до н. э., древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах) описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.
Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения.
Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.
Свидетельство о публикации №123090805656