Конкурс на досуге - 165. Задание!
Какими мы вышли, оставив позади лето? Загоревшими, окрепшими, отдохнувшими или наоборот? По нашему виду многое можно сказать, не считая возраст. А впрочем и он имеет значение. Но о нём принято говорить, когда молоды. Когда кровь бурлит, а лицо... впрочем остановимся на этом.
Итак объявляется тема 165 конкурса На досуге:
Candidior lacte
БЕЛЕЕ МОЛОКА
________________________________
Автор фразеологизма: Публий Овидий Назон, трактат "Наука любви".
Хотя это выражение в первоисточнике упоминается не в связи с цветом лица девушки, речь идёт о любовных отношениях и соблазнах. О цвете тела... красивого тела.
В наше время об этом не принято говорить, а вот о лице европейских народностей вполне возможно. Признак ли это красоты и здоровья? В 19-ом веке припудривались до бледности светские барышни, чтобы отличаться от крестьянок, имеющих совсем другой оттенок кожи от изнурительного труда с утра до вечера под палящим солнцем. Поэтому на многих картинах того времени можно увидеть летом в солнечную погоду барышень с зонтиками, защищающих от солнца. Бледность лица могла быть от полуобморочного состояния в связи с затягиванием корсетов и ещё мало ли чего, от чувств, например.
Для определения здорового цвета лица красивой девушки на Руси с давних пор бытовало другое выражение "КРОВЬ С МОЛОКОМ". Остановимся, пожалуй и на нём, потому как нашему восприятию оно ближе, чем "белее молока".
Идеалом красоты на Руси многие века была полнотелая и широкобедрая женщина, пышущая здоровьем. Русские мужики совсем не жаловали худышек. Худоба была символом либо нищеты, либо болезни. Русская девица могла быть худенькой в том случае, если ее не докармливали отец с матерью. Значит, семья совсем бедная, а это не очень хорошо для будущих родственников со стороны жениха.
С другой стороны, она могла быть худой из-за болезни. Это еще хуже. На Руси главной ролью женщины было материнство. Если девушка была больной, значит, могла не выносить ребенка или умереть при родах. Только крепкие телом, здоровые и выносливые женщины могли справиться с ролью матери и супруги. Рожать женщинам приходилось часто, и детей в семьях было много. Их нужно было не только родить, но еще и выкормить, и воспитать. При этом женщины практически наравне с мужчинами работали в поле и вдобавок занимались домашним хозяйством. Все это требовало очень крепкого здоровья.
Кровь с молоком (иноск.) — о цветущем молодостью лице
"На пороге показалась молоденькая, румяная и пухленькая женщина, отличавшаяся необыкновенной белизной тела — то, что называется кровь с молоком — даже со сливками, можно было прибавить." /Григорович. "Мой дядя Бандурин"/.
Где тебе, голубке,
Замужем-то жить,
Труд, порой рабочей,
В поле выносить.
И в кого родилась
Ты с таким лицом?
Старшие-то сестры
Кровь ведь с молоком…
/И.С. Никитин. Жена ямщика/
"Иной, взглянув на него, говорил: «Экой здоровенный, кровь с молоком»." /Достоевский. "Вечный муж"/
Кровь с молоком наш сынок-первенец,
Кровь с молоком и невеста… Иди же,
Благослови молодых под венец.
/Некрасов. Мороз Красный нос/
На лице моем Кровь отцовская
В молоке зажгла Зорю красную.
/Кольцов/
И хотя С ЛИЦА ВОДУ НЕ ПИТЬ, лицо многое значило и значит.
Но вернёмся к цвету. Белее молока... Считается, белого цвета в природе нет. Вот научное определение:
Белый цвет — цвет со спектром электромагнитного излучения равномерной мощности по всем длинам волн в видимой части. Является так называемым ахроматическим цветом, вместе с чёрным и оттенками серого. Ощущение белого цвета возникает от излучений с различными спектрами и при различных факторах.
Есть понятие физики - белый шум. Там тоже идёт распределение по всему спектру уже звукового диапазона волн. А для нашего уха он весьма узок. Мы не дельфины!
Но плавно перейдём от науки к противоположному значению рассматриваемого фразеологизма. От описания красоты к другой бледности, когда доводят до белого каления. Что это такое?
Как и в случае с другими крылатыми выражениями, «довести до белого каления» имеет несколько теорий о происхождении. Однако большинство придерживаются идеи, что этот фразеологизм напрямую связан с кузнецами. Именно для них слово «каление» является профессиональным.
Существует две степени накала металла.
Первый – это красное каление, кузнецы доводят металл до такого состояния с помощью высоких температур. Уже в таком виде материал легко можно видоизменять, сгибать и делать все, что необходимо.
Белое каление – это высшая степень нагрева металла. Именно о ней идет речь в крылатом выражении, и именно в таком виде материал легче всего поддается изменениям.
Металл, который нагрели до белого цвета, ведет себя очень бурным способом: кипит и булькает. Человек в высшей степени гнева порой выглядит очень схожим образом. Потому, если сопоставить эти два состояния, становится понятно, что «довести до белого каления» позаимствовано именно у кузнецов.
Русский язык на протяжении многих лет видоизменялся, а по пути собирал самые красочные и интересные фразы для всех случаев жизни. Для выражения крайней степени злости, гнева или раздражения существуют и другие занимательные выражения:
- рвать и метать;
- сорваться с цепи;
- метать гром и молнии;
- лопаться со злости.
Каждую из этих фраз можно использоваться по-разному, но остается общая негативная окраска, которая придает речи большую эмоциональность.
Как видим, белый цвет, и даже белее молока, о многом может говорить. Важен контекст.
Но есть ещё кое-что... Символизм. Александр Блок навсегда вошёл в историю литературы как ключевая фигура русского символизма.
В книге Ганса Бидерманна «Энциклопедия символов» символика белого цвета определяется следующим образом: «Может пониматься либо как “еще не имеющий цвета” (бесцветный), либо как полное соединение всех цветов светового спектра, а также как символ неомраченной невинности доисторического рая или конечной цели очистившегося человечества, стремящегося вернуться к указанному состоянию. Белые или полностью бесцветные одеяния во многих культурах являются священническими облачениями, символизирующими чистоту и истину. Однако белый цвет имеет также и символически негативный аспект, и в первую очередь в смысле “смертельной бледности”.
Рассмотрим стихотворение «Странных и новых ищу на страницах…», написанное А. Блоком 4 апреля 1902 г. Оно входит в известный цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (1901–1902 г.), посвящённый музе и самой большой любви поэта Л. Д. Менделеевой.
Лирический герой стихотворения одержим счастливым мигом испытанного прошлого. Символом ушедших дней являются улетевшие белые птицы, другими словами, это его искренние мечты и надежды на светлое будущее. Душа героя находится в смятии и ожидании счастливого будущего, но цепи прошлого держат его у «берегов поздних времён»
Жизнью шумящей нестройно взволнован,
Шепотом, криком смущён,
Белой мечтой неподвижно прикован
К берегу поздних времён.
В третьей строфе стихотворения он обращается уже к самой возлюбленной, даёт ей характеристику: "В жизни — строга и гневна". Она контрастно сочетается в строфе с выражением чувств лирического героя
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
В стихотворении поэт обращается к библейским образам, например к образу Купины. Она выступает как высшее воплощение вечной женственности в ряду ее ипостасей: земное (Дева) и космическое (Заря). В данном стихотворении А. Блок использует белый цвет в его традиционном значении мировой символики. Образ птиц дополняет и усиливает значение лексемы «белый». Белые птицы становятся символом свободы, искренности и светлой души. Белый цвет мечты символизирует чистосердечность, светлую надежду, которую лирический герой не теряет несмотря ни на что, даже будучи прикованным «к берегу поздних времён». Обращение «Белая Ты», где местоимение употребляется с заглавной буквы, раскрывает восхищение лирического героя своей возлюбленной. Для него она нечто иное, возвышенное над земным миром. Блок в своей возлюбленной видит не обычную земную девушку, а ипостась Божества — Деву, Зарю, «Жену, облеченную в солнце». Белый цвет здесь- символ чистоты, непорочности и возвышенности. Для Блока любимая всегда прекрасна и священна несмотря на земные страсти, время или черты характера самой возлюбленной. Таким образом, символика белого цвета помогает выразить те или иные интимные чувства лирических героев, передать их душевное состояние, философскую позиции по отношению к миру. Однако, А. Блок, употребляя данный троп, ограничивается традиционной христианской символикой значения белого цвета. Для него это цвет означает жизнь, светлость, надежду на счастливое будущее. Возлюбленная для лирического героя — это воплощение вечной женственности и святости.
А вот для Я. Полонского, например, характерно соотнесение белого цвета с пустотой, бестелесностью, выцветанием, с ледяным молчанием. Употребляя лексему «белый» с таким значением, поэт подчёркивает несовершенство мира, оледенение одних человеческих душ и страдание, одиночество других.
Стихотворение «Влюблённый месяц» (1868 г.) Я. П. Полонского можно условно разделить на три части. Из первой части мы узнаём тяжёлой судьбе лирической героини, которая работает служанкой. Вторая часть представляет собой диалог месяца и девушки. Эти два образа очень похожи своими судьбами- оба одиноки и практически не имеют надежды на счастливое будущее. Служанка уже давно осталась без материнской защиты:
И не знала я с тоски, куда деваться;
Хоть бы матушка воскресла — заступилась!
И безвольно служит холодной красавице, которая обвиняет её в краже, называя воровкой.. Месяц безответно влюблён в хозяйку девушки. Образ этого небесного светила взят Полонским не случайно, так как месяц в символике означает женское начало в мире. Он ассоциируется с перевёрнутой чашей, в которую собирается эликсир жизни, после этого проливается на землю и питает все живое. С бриллиантиком колечко потеряла, С белой ручки его, видно, обронила. Указывается, что на колечке у девушки именно «бриллиантик», а не бриллиант. С помощью уменьшительно-ласкательного суффикса поэт добавляет в образ девушки кокетства, лёгкости. «Девушка, кроме красоты, не обладает больше никакими положительными чертами — она самовлюблённая, эгоистичная. Главной ценностью для неё является именно деньги, только из-за них она и сожалеет о потерянном колечке». Поэт несколько раз делает акцент на именно на белом цвете тела, употребляя троп несколько раз в одной строке: «Плечи белые, грудь белую раскрыла». Белая ручка — наиболее характерная черта того, что девушка из благородной семьи, так как чистая кожа это, в первую очередь,признак девушки из высшего общества, аристократки. Белый цвет здесь приобретает отрицательный оттенок и соотносится с душевной пустотой. Таким образом, можно сделать вывод, что Я. Полонский в своей лирике не ограничивается традиционной символикой белого цвета, а вносит в понятие лексемы «белый» собственные оттенки и значения. Для Я. Полонский белый является и цветом холодности, бездуховности человеческой души.
После такого исследования, можно научиться ценить многообразие и глубину поэтических образов и символов, которые по силам и нам. Разве нет? Стоит попробовать, не правда ли...
*
Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени! Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.
***
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
ВНИМАНИЕ!!!
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.
ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:
1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше! Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!
Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса - вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!
ВНИМАНИЕ! Приём работ до 24.00 субботы!!! Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________
Иллюстрация: Alfred Philippe Roll (1846–1919)
Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №123090800423