Мы все живём, плывём в потоке быстротечном...

«…Кто ушёл, тот, конечно, вернётся…,
Как иссохший за лето ручей
С первым дождичком в землю прольётся
В брызгах света весенних лучей.

Ни могил, ни счастливых билетов…
Только слышно, как щёлкнул курок.
Жаль расстрелянных русских поэтов,
Жаль уже не написанных строк.

Как себя не мытарить невольно
Чтоб при этом себе да не врать!
Отчего же бывает так больно
Свет их строк сквозь себя пропускать?...»

(Виктор Сухарев. Расстрелянный ручей)

Стихотворение «Расстрелянный ручей» родилось, можно сказать, само по себе, поскольку не родиться уже не могло... Чем больше узнаю подробностей о судьбах русских и советских поэтов и писателей, расстрелянных в конце тридцатых, да и в 20-х тоже, как, например, Николай Гумилёв, или ушедших с клеймом 58-й статьи в лагерь, многие из которых назад уже не вернулись, тем больше в сознании укрепляется убеждение, что подобный культурный и человеческий геноцид не должен повториться никогда. Из 2500 членов Союза советских писателей в 1934 году к 38-му году 2000 было репрессировано, из которых самые талантливые и неравнодушные были расстреляны. Это прежде всего поэты "есенинской" самобытной, исконной Руси такие, как друг и наставник ещё юного начинающего Сергея Есенина Николай Клюев (1884-1937), писатель Артём Весёлый (1899-1938), поэт- старообрядец Сергей Клычков (1889-1937), поэты Пётр Орешин, Иван Касаткин (1880-1937), Алексей Ганин (1893-1925), Василий Наседкин (1895-1938), Владимир Кириллов (1990-1937), Михаил Герасимов (1989-1937), поэты более молодого поколения Павел Васильев (1910-1937) и Борис Корнилов (1907-1938)...

В своём письме (02.09.1908 г.) Л. Н. Толстой к Леониду Андрееву: «Думаю, что писать надо (...) только тогда, когда мысль, которую хочешь выразить, так неотвязчива, что она до тех пор, пока, как умеешь, не выразишь ее, не отстанет от тебя». А также запись в дневнике писателя от 19.10.1909 г.: «Если уж писать, то только тогда, когда не можешь не писать».

«Такая целомудренная и праведная жизнь, подразумевающая скромность, чистоту, воздержание, порядочность и незапятнанность помыслов, требует умеренности во всем, что касается одежды, языка, развлечений и всех видов художественного и литературного досуга... Она означает отказ от легкомысленного поведения с его чрезмерным пристрастием к пустым и зачастую неверно ориентированным удовольствиям... Она осуждает продажность искусства и литературы... Она не терпит никаких компромиссов с теориями, стандартами, нравами и излишествами декадентского века.» (Шоги Эффенди. «Приход Божественной Справедливости»)

Как чувства выразить, чтоб вас не расстреляли,
Как очень близких вам по духу пишущих друзей?
Такие вот вопросы для себя решали,
Почти что все писатели прошедших бурных дней…

Они в уста героев тонкие намёки
Вложили, чтоб читатель над сюжетом размышлял,
Где яркие герои и меж ними склоки…
Ход мысли надо ж показать… хоть персонаж молчал…

Там взгляд и вздох намек какой-то выражали,
И заставляли нас домысливать и рассуждать,
Додумать диалоги, что не прозвучали…
Они писали потому, что не могли молчать…

И недосказанность рождала плод – культуру,
Особую, где смыслы спрятаны за ширмой слов…
Тот век цензуры породил литературу,
В которой тайный скрытый смысл – основа из основ…

Не раз внимательно, чтоб овладеть сей тайной,
Читателю перечитать придётся каждый том…
Тот сложный пласт ушёл…, оставив след прощальный…
Из многозначных смысловых воронок за бортом…

Оставив за бортом читателей, которых
Серьёзные сюжеты утомляют и гнетут…
Их больше привлекает комиксовый ворох
Иль фэнтези с героем сказочным, что бодр и крут…

Ушла эпоха… ну а что в сухом остатке?
Неужто только символизма сложная печать?
Должны же как-то прорости все те задатки,
Что в нас пытались прозой и стихом сформировать…

Да, в ком-то прорастут ведь рукопись нетленна,
И коль понадобится нужный точно даст эффект…
Писатель жил, любил, писал и несомненно
Стремился он, как мог, развить наш общий интеллект…

Проблема ведь не только в том, чтоб мысль озвучить,
Но также в том какую форму ей придать в труде,
Преподнести, чтоб мненье не создать, что учит…
Развлечь пытается… чтоб осознали кто вы, где?

Тогда лишь автору читатель благодарен,
Коль рассмешил, развлёк, мечтой увлёк и скрасил быт…
По мнению его, всяк поучающий бездарен…
Читатель рассужденьями про грех по горло сыт…

Да, любит эпатаж придирчивый читатель,
Ему сюжет изысканный ты «вынь да и положь»…
И постоянно изощряется писатель,
В коктейль замешивая правду, вымысел и ложь…

Одни мешают, чтоб нам рассказать о вечном,
Другие просто, чтобы было вычурно, чудно…
Мы все живём, плывём в потоке быстротечном,
Надеемся, что к Господу, где свет и где тепло…

(Генцелев А.Н., 08 января 2022 г.)


Рецензии