Меняем одно слово - меняем смысл

В поэзии точность слова подобна снайперскому выстрелу. Или в десятку, или в молоко... А все что в молоко - меняет смысл кардинально. Именно это случилось с стихотворением Николая Агнивцева "Гранитный барин": в нем прозвучало слово "брезгливо"... Насколько уместно вот и поразмышляем.

Париж, Нью-Йорк, Берлин и Лондон -
Какой аккорд! Но пусть их рок!
Всем четырем один шаблон дан,
Один и тот же котелок!

Ревут: моторы, люди, стены,
Гудки, витрины, провода...
И, обалдевши совершенно,
По крышам лупят поезда!

От санкюлотов до бомонда,
В одном порыве вековом,
Париж, Нью-Йорк, Берлин и Лондон
Несутся вскачь за пятаком!..

И в этой сутолке всемирной,
Один на целый миp вокруг,
Брезгливо поднял бровь ампирный
Гранитный барин Петербург!
[1923]

Город с классической монументальностью и широтой противопоставляется скученности и шумливой говорливости других столиц. Поэт бросает нас в водоворот улиц. И мы будто стоим на перекрестке и слышим весь этот оглашенный шум бегущего по своим делам города. И это вызывает неприятие, город превращается в базар, а не величественную панораму классической архитектуры с ее неспешным ходом времени.

Все верно выстроено на противопоставлении, но отношение к "сутолке" величественного города выражено слове "брезгливо". Это буквально разрывает стихотворение на то, что было до, и стало после. А после стало мелким, снобистским, высокомерно-заносчивым... Как эти города не сохранили в себе дух времени и подались бешенному ритму нового времени. А вместе с этим словом ушла и поэзия. Кого прославляет стих?.. Город, который брезгливо относится к другим?.. Это что поэзия с ее высоким духом?.. Нет.. А что же делать?... Ведь стих хорош, хотя и местами грубоват.

А делать надо следующее - заменить одно слово, которое разорвало стих. И заменить другим. Вот мой вариант такой замены:

И в этой сутолке всемирной,
Один на целый миp вокруг,
С ПРЕЗРЕНЬЕМ поднял бровь ампирный
Гранитный барин Петербург!

Вот теперь появляется величественность и исчезает мелочность. Да, появляется в определенной степени высокомерие, но это и соответствует образу "Барина", каким предстал Санкт-Петербург.
___
Мстислав Добужинский
Вид Санкт-Петербурга. 1913.


Рецензии