Точка опоры. Призвание - Учитель
Гайдамак Ирине Аркадьевне
и Игорю Николаевичу
– 1–
В страну озёр стремятся за мечтою,
Очаровавшись дивной красотою,
А вы за доченькой спешили вслед,
Теперь уж здесь ваш дом…
И много-много лет!
Вид из окна – пречистое Онего,
Сказителем на кантеле воспетом
Во множестве старинных песен-рун,
Их дочка и поёт под лодкострун.*
Нам скрипочка даёт движенье вверх,
В любом искусстве ожидает нас успех:
В литературе, исполнительстве ли, пенье,
Где труд души рождает наслажденье.
Но точка изначальная одна –
Учитель! Нам она – дана,
И нет дороже среди множества людей
Взрастивших нас, родных Учителей!
– 2 –
Я заболела, не была на юбилее.
Но как оставить Вас без поздравлений?
Куда ж?! На почту я, конечно же, пошла,
Чтобы отправить тёплые слова.
_______________________________________
*Лодка-гусли (г. Петрозаводск, Карелия)
И в бандерольке на домашний адрес
Поехала нечаянная радость:
Написанные на открыточке стихи
И книжечки про Скрипку. Две. Мои.
Что на открытке, я сейчас не знаю,
Сижу и напряжённо вспоминаю:
Здоровья не могла не пожелать…
До полюса трусцою добежать?..
Одну лишь фразочку про конкурсы
и помню:
Ребята выступали так достойно,
У Вас призёров даже лишку
накопилось!
Талант и труд – содружество
сложилось.
И было слышно:
– Победил вон там!
– А эта здесь и со сложнейшей
из программ! –
…Одна уехала девчушка в Мари Эл,
Талантик мал, но издали блестел!
Благословенны в жизни Вашей
все года!
Теперь бы я добавила слова,
Что дочки Ваши – Олечка, Светуля
В семье, как к счастью,
к звукам прикоснулись!
Усилия, стремления души
В их детях продолжение нашли.
Традиции, плеяда – не про Вас?
Ведь это Ваш огонь
во внуках не угас!
– 3 –
Конечно, Игорь!
И конечно же, скрипач!
Играл Чайковского
вторую-третью часть,
Сорвав аплодисменты в зале:
Такой игры давно здесь не слыхали!
А как доволен Игорь Николаич,
Его с победой хочется поздравить
И внука, и ученика!
Награда победителей нашла:
Пять за экзамен оба заслужили!
Ура! Чтоб впереди ещё победы были!
– 4 –
Ирина-то Аркадьевна сама
Мне с рефератом* как-то помогла,
Народовольцы главной темой были,
Мы с ней пятёрку вместе получили!
Я начинала заниматься у неё
И до сих пор храню её тепло!
Этюдов множество мы с ней переиграли
И на экзаменах успешно выступали.
Меня не оставляла никогда:
Задачки трудные решала с ней всегда,
А теорему «Пифагоровы штаны»
Мне разъясняла раза даже три!
_________________________________
*Реферат по истории России
Уроки на квартире проходили,
Там в школе классы ма-а-ленькие были
И, помнится, их было-то немного,
Вот и ходили на дом к педагогу.
Однажды не смогла перенести
(Скорей обнять меня, утешить и спасти!)
Слёз горестных из-за урока фортепьяно:
– У нас и будешь заниматься постоянно!
И после гамм на скрипке и «Концерта»
Усаживала у другого инструмента
И к пианино придвигала стул,
Чтоб результат до тройки дотянул.
И только через три-четыре года
Случилось то, что и «назначено природой»
И до отца дошла необходимость…
Я думала сначала, мне приснилось
И написала было уж стихи!
Она, шутя: – Не слишком ли резки?
(«Если б ты меня любил,
Пианино б мне купил!»)
Да… Первые свои творенья
Я ей несла для одобренья!
Когда не виделись давно,
Порой писала и письмо
В стихах под Агнию свет Львовну,
Сочтя её пример весьма достойным:
«Я лежу, болею,
Сама себя жалею.
На скрипке не могу играть,
И стало грустно мне опять:
Кисть никак не раскачается,
И вибрация – не получается,
Но я не буду унывать,
За упражнения примусь опять.» *
…И вот однажды, много лет спустя,
Она сказала: – Я поражена… –
Когда играла ей свои я песни,
И не было тех слов, вздохнешь, чудесней!
– 5 –
Семья настолько «нянчила» меня,
Что для занятий скрипку мне дала!
Старинную, с прекрасным звуком…
Душа запела с ней, и это было – чудо!
Так захотелось научить кого-то
Смычка блестящему полёту!
Дорога шла вперёд, и трудная дорога:
И розы, и шипы, и радость, и тревога…
Но и в училище меня не оставляли,
Всегда охотно дома принимали,
Выслушивали все мои «несчастья»,
И я семьи была – как будто частью!
Спасибо за прикосновение к судьбе!
В какой ещё пришлось блуждать бы тьме?
И вот уже я в школе, за стеной,
Преподаю! Как вы!!! И снова вы со мной!
Всегда готовы дать мне мастер-класс,
Чтоб пыл у педагога не угас,
Советом поделиться рады были
И – важно! – Человеком быть учили!
Мы «проросли» друг в друга, это знаем,
Поэтому и часто вспоминаем…
_________________________________________
*Барто А.Л. «Я лежу, болею, сам себя жалею"
– 6 –
Мне было лет, наверное, тринадцать.
В портфельчик ноты,
долго ли собраться?
И с вечера смычок наканифолен,
Учительница поджидает в школе…
Проверила, на транспорт деньги есть.
А ну как спросит: «А успела ли поесть?»
(– Марина, ты ела?
– Ела.
– Что ты ела?
– Чай пила!) *
Скорей на кухню, чайник на плиту.
Суп из пакетика? Нет, брр-р, не выношу!
Взгляд падает на подоконник
И останавливается поневоле…
Там розочка! Взяла и расцвела!
А за окном зима… И ветры, и снега!
Ещё недавно крохотный бутончик
Подрос и распустился этой ночью.
Трепещут розовые лепестки…
Наверно, дует из оконной-то щели!
Смешались радость, нежность, ликованье,
Внутри росло огромное желанье
Как драгоценность принести и подарить,
Согреть среди зимы и – удивить!
______________________________________
*Этот постоянный анекдотический диалог
Ирина Аркадьевна часто потом вспоминала
Мы взяли с мамой шерстяной платок –
Укутать надо крошечный росток! –
И завернули в несколько слоёв,
Чтоб только он в дороге не замёрз!
Я спрятала за пазуху его,
Но застегнуть не удалось пальто.
Беру портфель и ноты вынимаю:
– Пойду без них… Уж как-нибудь сыграю!
Я сберегла спелёнутый цветок
И прямо в руки отдала кулёк:
– Вот, разверните! Только осторожно...
– А что это? Пове-е-рить невозможно!..
И снова радость, нежность, ликованье:
Взяла, в глазах и ласка, и сиянье!
Скорее в воду! Розочка вздохнула
И лепестками как ресничками взмахнула.
Едва заметный, лёгкий аромат,
Сравнимый с трепетанием крыла,
Распространяясь, плыл и плыл по классу,
Собою заполняя всё пространство.
Уж как там на уроке я играла?..
Учительница просто подпевала,
Подсказывая ноты и мотив.
…Как жить, не поблагодарив?
– 7 –
В училище педпрактика была,
И к нам однажды девочка пришла.
Лет шесть, наверное, ей было.
Она не в школу, в детский сад ещё ходила.
Назначили её мне в ученицы.
– Ты любишь скрипку?
Хочешь научиться? –
Ей выдали «восьмушку» и смычок –
Всё маленькое, для таких вот крох.
Конечно, и учились, и играли:
Платочком «носик» мы как будто вытирали
Под струнами, где скапливалась пыль,
У скрипочки-куклёны. Вы б смогли?
Ну, а когда в футлярчик убирали,
Простыночку туда ей постилали,
Укутывали тёплым одеялом,
Чтобы спала и слишком не скучала.
Хотелось мне девчушку подготовить
К учёбе в нашей музыкальной школе,
Где Игорь Николаевич работал,
Она как раз жила неподалёку.
Чтоб поступить туда через годок,
Был важен каждый с нею нам урок.
Пусть все поют «Прекрасное далёко»,
Сыграем на экзамене – «Сороку»!
Нам было трудно, но попасть сумели:
Сыграли пьесу, всё, что надо, спели,
И вот уж на уроке ученица
С «восьмушечкой».
Не подросла скрипица!
И как-то я услышала вопрос
(С того, кто подготавливал, и спрос!):
– Не тесно ли общаетесь с детьми?
Теперь они уже ученики,
А тут малышка и не понимает,
Что на уроке в куклы не играют,
Идёт с настроем «приласкайте», «успокойте»,
«Жалейте», «колыбельную пропойте»!
В ответ, конечно, я пожала лишь плечами.
Вы начинающих учителей встречали
С огромным опытом и грузом долгих лет?
Сказала тихо:
– Нет… Да вроде нет…
– Нельзя жалеться даже с малышами!
В училище про это не сказали?
Нужна дистанция, и будет результат,
А то ведь можно иногда попасть впросак!
Я посещала иногда уроки
Моей девчушки с новым педагогом.
Она его нисколько не боялась,
Охотно слушалась, на шутки откликалась.
Играла пьесы на открытых струнах,
Которые когда-то приглянулись.
Смычок вела она уже ровнее,
На струны пальцы ставила смелее.
Учитель рядом с девочкой сидел
И за руками тщательно смотрел,
Рассказывать подробно принимался
Про постановку рук и… увлекался.
А девочка тихонечко стояла
И слушала, скучая… И вздыхала…
По сторонам немного посмотрела
И к педагогу… на коленочку присела.
Тот выразительно глазами вниз:
Мол, видишь, это ласки ждёт малыш! –
Как будто бы к итогу разговора.
Но не вступать же – бесполезно! – в споры.
А дело было тут совсем не в ласке.
«Что делать мне? Стоять?
А отшагнуть опасно?» –
Наверно, в головёнке проносилось.
И села ведь на то;, что рядом очутилось!
Согласна, что совсем не до занятий,
Когда ребёнку хочется объятий!
Мне не хватило и шести десятилетий
Исправить судьбоносный жребий:
Признаюсь, я – то самое явленье,
Успешно у которого тогда идёт ученье,
Когда – навстречу! – чуткость, доброта,
Сердечность, деликатность, чистота…
Ну, а малышка – просто привыкала,
Ведь первые уроки! Волновалась!..
Спросил учитель мягко: – Отдохнула?
Играем дальше? – Улыбнулась и кивнула.
– 8 –
У вас при переезде
Похищенными оказались вещи
И та бесценная открыточка – пропала!
Об этом лишь недавно я узнала.
Пропала безвозвратно и бесследно!
Те грузчики, наверно, жили бедно!
«Чем только эти ящики набиты?..»,
«Как знать… Там, может, золотые слитки?..» –
Вот так примерно рассуждали «работяги»,
Чтоб поднабраться воровской отваги.
Откуда б знать, что были там стихи
И книжечки про Скрипку. Две. Мои.
Кому-то золото ценней всего на свете,
А нам – семья… И книги, звуки, дети!
Что ж, каждому своё, как говорится,
Мы можем на Творца лишь положиться!
Зачем и для чего – один лишь Он и знает,
А люди… не всегда предугадают.
На миг представьте: если б мы всё знали,
Всю землю бы соломой-то устлали!
– 9 –
Есть притча маленькая: в парке
Сидел в тенёчке старичок на лавке.
Все видели, он долго отдыхал
И книгу толстую в руках своих держал.
К обеду время, к выходу пошёл.
Пошарил палочку:
– Ах, дома… – не нашёл.
Ему кричали:
– Книгу-то забыли! –
Ускорил шаг, как будто торопили…
А тот, кто эту книгу подобрал,
С собою взял и дома прочитал.
И человеком верующим стал,
Его так Бог для вечности спасал.
Та книга оказалась – Словом Божьим!
Ответы в Библии найдя на все вопросы,
Сказал:
– По вере воздаётся,
Стучи, и Небо – распахнётся!
…Продолжим верить и надеяться, любить,
Иначе как нам эту жизнь ещё прожить?
Увидевший открытку, прочитает
И сказки просто так – не пролиста-а-ет!
А, может быть, проявит интерес,
Услышав Скрипку – чудо из чудес,
За ручку сына в школу приведёт.
Их встретит самый лучший Педагог!
– 10 –
И чудятся мне всё скрипичные ключики
узорами на стекле.
Видно, в жизни моей – это самое лучшее,
что только досталось мне.
Свидетельство о публикации №123090703073