Прошедший день. Венок сонетов

               
Прошедший день
Венок сонетов


                Памяти погибших посвящается

"И год второй к концу склоняется,
Но так же реют знамена,
И так же буйно издевается
Над нашей мудростью война.»
                Николай Гумилёв
                февраль 1916



  Магистрал

Прошедший день, пропахший стойкой гарью,
стальное  солнце уронил в песок.
Не различишь где запад , где восток
в заречном мареве не ставших явью
      коротких снов в прибрежных блиндажах,
      и стон луны к  груди Днепра прижат
      разливом темноты над водной  гладью.
Октаву птиц в расстрелянном лесу,
сбивает выдох  дальнего прилёта,
по рваной пустоте идёт пехота
в нейтральную глухую полосу,
       и в тысяче шагов, политых потом,
       под ликом звёзд небесного киота
       мелькает тень, несущая косу.
1
Прошедший день, пропахший стойкой гарью,
обрушил небо взрывами ракет,
и мир ослеп, и мира больше нет,
и льётся боль в абсурдном зазеркалье,
       и обернуться в прошлое нельзя —
       в безвременье лишь детские глаза
       с крестов глядят под стёршейся  эмалью.
Две даты выбиты — не долог срок.
Они не доросли, не долюбили.
Оставлены игрушки на могиле.
Безмолвием пульсирует висок.
           В надгробие поставив хризантемы,
           летящий над землёй безумный демон
           стальное солнце уронил в песок.
2
Стальное  солнце уронил в песок
ночной дракон, глотающий закаты,
и желчь его сквозь облачную вату
в степную мглу плеснула лунный сок,
            и пьёт его, страдающий от боли
            кровавый мак израненного поля
            в бинтах из гари танковых дорог.
Земля ещё прибавила виток,
отсчитывая время чёрной бездны,
и дымный саван лёг на свод небесный,
огням пожаров подводя итог.
            Не видно звёзд, и на пути скитаний
            среди скелетов обгоревших зданий
            не различишь где запад, где восток.

3

Не различишь где запад, где восток,
запутавшись в сплетениях окопных.
Растяжкой заминированны тропы,
раскидан под ногами «лепесток».
           Впивается в песок шальная пуля,
           последний вальс на бруствере танцуя.
           В ней жизнь и смерть близки на волосок.
Расплавленное небо льётся сталью,
ломая кости брошенных домов.
В глазницах окон, выбитых давно,
луна бледнеет призрачной медалью,
           наградой тех, кто перешёл  рубеж,
           оставив мир  несбывшихся надежд,
           в заречном мареве не ставших явью.

4
В заречном мареве не ставших явью
херсонских отмелей  не распознать.
Улёгся Днепр в подлунную кровать,
мерцая оловом под звёздной шалью.
          Неспешно к морю продолжает путь,
          но воды вспять ему не повернуть,
          не обмануться мирной пасторалью.
Ночное время разъедает ржа.
Предутреннего неба тёмный берег
краснеет ожиданием потери
идущих душ по лезвию ножа,
           и рвётся эхом пулемётной гаммы
           по краю жизни вышитый орнамент
           коротких снов в прибрежных блиндажах.

5

Коротких снов в прибрежных блиндажах
коснулись клочья рваного тумана,
и вьётся запахом медово-пряным
речная даль в обманных миражах.
            Лежит судьба у Бога на ладони
            ночной звездой и, отражаясь, тонет
            средь мёртвых рыб в сгоревших камышах.
На острова пролился, не спеша,
лимонный свет сквозь облачное сито,
гуляющий по рёбрам крыш  разбитых,
по комнатам на  чёрных этажах,
          и в пустоте вдохнувший пепел ветер
          разорванное фото не заметил,
          и стон луны к груди Днепра прижат.

6

И стон луны к груди Днепра прижат,
и едким дымом сводит скулы неба
над мёртвой гарью взводного укрепа,
принявшего штурмующий пожар,
             и снова  «сто двадцатая» упала,
             и вздыбилась земля мгновеньем алым,
             оставив звон контузии в ушах.
Окопной правды цепкие объятья
не отпускают павшие тела,
и там, где бездна чёрная легла,
в атаке вечной боевые братья.
             Там звёзды шепчут: Господи, прости,
             и обнимают русские кресты
             разливом темноты над водной гладью.

7
Разливом темноты над водной гладью
из лунных нитей сотканы слова.
Молитву боли шепчут острова,
надев туманно-призрачные платья
       с оборкой звёзд, мерцающих вдали,
       а может это ангелы зажгли
       фитиль в лампаде божьей благодати.
Господь на скорбь земли пролил слезу,
но не дождём, а чёрной каплей пепла.
От фронтовых пожарищ ночь ослепла,
и взорван путь к распятому Христу,
            и облака упали на колени,
            и слушают застывшие мгновенья
            октаву птиц в расстрелянном лесу.

8
Октаву птиц в расстрелянном лесу
унёс закат, стекая по оврагам.
Последний луч, приблудною дворнягой
лизнул поля по  сонному лицу,
          бросая тени в оспины воронок,
          и ночь за краем солнечной короны
          открыла путь к небесному дворцу.
Там  полусфера  сонной позолоты
равновелика храмовым огням,
и требы призрачной души принять
готова россыпь млечного оплота,
             макая  в тучу лунное перо, 
             но хрупкость слов затерянных миров
             сбивает выдох дальнего прилёта.

9
Сбивает выдох дальнего прилёта
затишье предрассветной пелены,
и заражённый вирусом войны
продрогший мир запутался в тенётах,
          поставив обречённости клеймо
          лучом зари, плеснувшем крик немой
          в прицелы орудийного расчёта.
И, поминая Бога или чёрта,
с поправкой выставляется буссоль,
несёт снаряд расплавленную боль,
осколками сметая жизнь кого-то.
           Судом небесным вынесен вердикт,
           и, гарь дымов вдыхая впереди,
           по рваной пустоте идёт пехота.

10
По рваной пустоте идёт пехота,
на БТРах давит грязь полей,
и фронт грозы становится темней,
дожди косые свесив  с небосвода.
         Пронзают вспышки фосфорным копьём
         раскисший вдоль посадок чернозём,
         ковыль, склонившийся от непогоды.
И каплями текут по колесу
чужие судьбы роковой рулетки.
Дорога к жизни выпадает редко,
всё чаще путь к смертельному концу,
           где ставка на зеро не повторится,
           и падает фортуна мёртвой птицей
           в нейтральную глухую полосу.
 

11
В нейтральную глухую полосу
адреналином выплеснуты нервы.
Рассветный миг возможно станет первым
из жизни в смерть,  в багровую росу,
         и воздух будет мягок, и податлив
         последний вдох, как испаренье капли,
         земной души, дрожащей на весу.
И бритвой солнца вскрытая аорта
кровавый след оставит на траве.
Страницу в неоконченной главе
напишет утро, провожая роту,
       идущую в осколки темноты,
       и вечность спрячется в словах пустых
       и в тысяче шагов, политых потом.


12
И в тысяче шагов, политых потом,
и в мыслях, вывернутых пустотой,
исход борьбы не ведает никто
на гранях доброты, войной истёртых.
          И можно ненавидеть и любить
          прочерченную линию судьбы
          по кромке облаков у горизонта.
Там, у границ невидимого фронта,
склонилась степь, подвластная ветрам,
и звон ключей Апостола Петра,
открыл на небе райские ворота
          для ищущих  прощения грехов
          погибших душ,  парящих высоко
          под ликом звёзд небесного киота

         
13

Под ликом звёзд небесного киота
днепровский берег вязок и покат.
Снарядами избитая река
течёт во мгле непрожитого года
          по струнам памяти дождей ночных,
          и в музыке потерянной страны
          звучит войны пронзительная нота.
В ней места нет несчетному числу
солдатских неоконченных трагедий,
и снова, как в далеком сорок третьем,
по небу тучи рваные ползут,
         стреляя капли с эхом канонады,
         и в спазмах электрических разрядов
         мелькает тень, несущая косу.

14
Мелькает тень, несущая косу,
сжимают мины время до разрыва,
и режет жизни сталь неторопливо,
хоть с Богом смерти нет, и в  этом суть.
      Ночами сумрак надевает бархат
      из липких дум  естественного страха
      и визгов пуль, мешающих уснуть.
А по утрам за дымчатой вуалью
пожаром охры льётся свет зари,
плюёт желудок солнца изнутри
протуберанцы огненной спиралью.
          Идёт война, как вечности игра.
          Вновь «день сурка», сегодня, как вчера      
          прошедший день, пропахший стойкой гарью.


Рецензии
Перечитала вновь Венок сонетов. Невозможно читать спокойно: пульсирует болью каждая строка, такой же болью отзывается сердце. Слёзы не раз набегали.
Когда появился диптих "Прошедший день", я сразу подумала, почему в единственном числе взято прилагательное "прошедший". Не спросила, но подумала о Венке сонетов сразу. Так и оказалось: диптих — Магистрал и завершающий сонет. Венок сонетов (пятнадцать сонетов) получил это же название. Произведение, скажу прямо, не для среднего ума. Но сразу дана тропочка к размышлению, к поиску тому, кто не знает:
Вновь "день сурка", сегодня, как вчера
прошедший день, пропахший стойкой гарью.
Природа олицетворена, живая, с человеческим лицом:
Последний луч пробудился дворнягой,
лизнул поля по сонному лицу.

Со знанием военного дела даны картины боя, результатов разрывов, состояния человека, отражения происходящего в мыслях, страдания самой природы. Чего стоит фраза: "вдохнувший пепел ветер"! А строки: "И стон луны к груди Днепра прижат", "Едким дымом сводит скулы неба"...

Спасибо за замечательное произведение.
Поздравляю, Олег Юрьевич, с, фактически, историческим Венком сонетов патриотического содержания.

Нина Плаксина   27.10.2023 22:23     Заявить о нарушении
Дорогая Нина Викторовна, спасибо большое Вам за такую высокую оценку данного произведения. Очень рад, что оно цепляет читателя.
Война, как экстремальная ситуация, во многом является камертоном, трагической нотой, обнажающей все самое плохое и самое хорошее, что есть в человеческой природе. Иногда думаешь, как вообще человек может быть таким жестоким, и, в то же время, как огромно количество примеров самопожертвования и героизма простых солдат и офицеров, бескорыстной помощи старикам и детям Донбасса волонтерами со всей страны.
Все мы очень надеемся на скорейшую победу добра над злом, а погибшим - вечная память.

Олег Гаценко   30.10.2023 13:56   Заявить о нарушении
Говорила об этом Венке сонетов на презентации, Олег. Жаль, что только два сонета из него в сборнике.
Татьяна Савинова разделяет моё мнение о твоих произведениях, "настоящих поэтических" произведениях.
Олег, не появилось мысли собрать все сонеты и Венки сонетов в одну книгу? Конечно, всё упирается в средства,.. хотелось бы увидеть твою вторую поэтическую книгу.
Как же ты прав, говоря о крайностях, о полярности в чувствах людей. Жестокость ужасает. Вчера услышала, что творили с детьми на Украине, и не только с детьми... Хотя я и раньше читала о раскрытых захоронениях человеческих тел без внутренностей.
Родные становятся врагами, только потому что теперь живут в "разных" странах. Как быстро меняются взгляды...

Нина Плаксина   30.10.2023 16:32   Заявить о нарушении
Да, конечно, материал для второй книги, посвященной Питерскому сонету, уже скопился, но нужна большая редакторская работа по подбору иллюстраций. У меня, к сожалению, пока не хватает на это времени.

Олег Гаценко   30.10.2023 22:07   Заявить о нарушении
Радует, что тоже думаешь об издании. Одной книгой издать сонеты и Венки сонетов.
У меня много записей по поводу произведения "Прошедший день". Я редакционную статью к нему напишу. Это Венок сонетов будоражит мысли, и, прости уж – скажу, не просто цепляет каждый нерв, а ранит душу. Вот опять перечитала, и словно в первый раз. Представляю твоё состояние, когда ты писал этот Венок сонетов.
Я сравниваю своё отношение к солдатам сейчас и тогда, когда в детстве видела "военного дядю" в форме. Сейчас за каждого мальчишку сердце болит, но горжусь ими больше: настоящий боевой народ, знает, зачем он там, что он обязательно сделает и, точно, сделает, "несмотря ни на что" выполнит. Какие у них уверенные глаза, убедительные слова. Замечательные мальчишки, НАШИ защитники. По-моему, наше отношение к ним должно тоже помогать... Конечно, помогает!
Здоровья тебе!
Храни тебя Бог!
Если нужна будет помощь в подготовке рукописи к печати, я готова помочь, Олег.

Нина Плаксина   10.11.2023 16:33   Заявить о нарушении
Спасибо большое, Нина Викторовна!
Напишу в личку.

Олег Гаценко   10.11.2023 16:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.