Обрубок войны - Сталинский самовар

История солдата, участника боёв на Курской Дуге


“Самоварами” цинично, но очень точно называли в послевоенной стране тяжело изувеченных взрывами и осколками людей — инвалидов, у которых не было ни рук, ни ног. Судьба этих “обрубков войны” до сих пор остается “за кадром”, а многие из них так и числятся без вести пропавшими.

1.
Стеклянный взгляд искусственного глаза,
Рука сухая, вместо ног - культя...
...Снаряд взорвался близко... Вот зараза...
Вокруг солдата всё разворотя...

Поднялись в воздух камни, комья глины,
И красно-чёрным всё заволокло.
В ушах замолкли лязганья машин,
И ноги почему-то запекло...

Осколком резануло возле брови,
На миг короткий стало всё темно.
Но зубы стиснув до крови, до боли,
Гранату сжал в кулак обречено...

Набрякли кровью галифе-штанины,
От взрыва, ступни ног оторвало...
День был сырой, но комья влажной глины,
Забили раны, кровоток сняло...

...Он полз с гранатой к вражеской машине,
Её сжимая раненой рукой....
... Струилась кровь, от брови...  по щетине...
Солдат горел, под Курскою Дугой.

Катался по земле, огонь сбивая,
Слова шепча, неведомые нам.
Потом,.. затих... и молча умирая,
Глаза вознёс куда-то к небесам...

2.
...Очнулся он в воронке, после боя,
В глазах темно, в висках звенит набат.
Свистит в ушах и "плещет шум прибоя",
И, как от качки - рвёт...
                ... Зашёл шаббат...

...Суббота - для еврея - день священный...
Был в этот день - ожесточённый бой...
Наверно Богом был солдат спасенный,
Аншулдикт мир, гибн лебн, зай азой.*

Лежал солдат, на вид, мертвее мёртвых,
Что вЫдало тогда в нём жизнь?
... Едва,
Он шевелил губами,
С, в кровь, изстёртых,
Сочились незнакомые слова:

Лаз мих ништ фалн, ойф дэм фаршлэхт мильхомэ,
Лаз мир зэн дайн, мишпохе, нох а мол.
Гибн мих ништ гейн, цум эйбик шлофт халомэ,
Их кен ништ зогн - зайт гезунд, майн мом...*

...Он был из тех - немногих уцелевших,
Спасённый с поля боя, медсестрой,
В самбате ног лишился, почерневших,
С кантузией,.. без глаза,.. но - живой...

Гангрена "съела" ноги по колена,
Осколок, след оставил на руке...
Бой не на жизнь, на смерть был, бой - без плена,
Под Курском, на кровавой той Дуге...

Год с небольшим по лазаретным койкам,
Провёл солдат... Он смерть смог обмануть...
На выписке хирург заметил: "стойкий",
Прижав к себе, его, в медалях грудь...

3.
...К концу войны солдат домой вернулся,
С каталкой самодельной под собой.
Но мир вокруг как будто отшатнулся -
Калека, инвалид, не наш, чужой...

Таращились прохожие на парня,
Без ног совсем, и, вроде - молодой?..
(Невежд, глупцов самодовольных, псарня,
Не знавших ад, под Курскою Дугой.)

Подшипником бренча о мостовую,
И виновато улыбаясь всем,
За орден славы с красною звездою,
Катил солдат к подъезду номер семь.

Но дом был пуст, погибла вся мишпоха,
И радость возвращенья с кем делить?
(Жить хорошо, но только жить так - плохо,
И в том войну, приходиться винить.)

Мальчишка глупый крикнул: "жид-калека!
За орден, сколько денег заплатил?
А может снял с другого человека?
Кого ты за него, еврей, убил?"

Слова гремели словно взрыв гранаты,
Солдат культей дотронулся рукой...
(За что сложили головы солдаты,
В сражении под Курскою Дугой?

За это ль кровь, герои проливали,
За тот цинизм, что слышать довелось?
За то, что землю ворогу не здали,
Презренным эхом им отозвалось.

К таким, как он, в народе появилось,
Обидное названье - самовар*,
К фронтовикам, ценично прикрепилось,
За внешний вид, за пустошь шаровар) ...

4.
Нит висн хот, эр махн фун фар ди ницохн,
Гекумэн май, дэр соним вэрт базигт.
Мит гройсэ блут хобн мир бацолн, кадохс,
Эс тог фун фрэйд, фун тройэрэ ун трэрн...*

...Солдат достал из вещмешка чекушку,
Налил стакан за упокой родных.
И сняв с груди награду, побрякушку;
Эс волт дэм бэсэр, штарбн фар мир их...*

Он пил за мать, за стариков и малых,
За тех, назад кого уж не вернуть.
В руках беспалых - орден Вечной Славы,
Войны победной - страшный, горький путь...

И пил солдат, в руке метал сжимая,
За тех, кто там, остался под Дугой.
Он пил за всех, в стакан слезу роняя,
Безногий жид... СОЛДАТ...ЕВРЕЙ...ГЕРОЙ...


П.С.
Как часто слышал я такую фразу;
"Жиды пересидели всю войну,
В своих Ташкентах... Сытые... Зараза!..
А русские сражались за страну."

Вам знать наверно будет интересно,
Пожалуй, я на прозу перейду,
И вам скорее это не известно,
Итог я лучше в цифрах подведу:



В годы ВОВ на фронтах сражалось 38.8% евреев от населения СССР, когда русские составляли только 13.2% от общего населения страны. Остальные это были представители Узбекистана, Казахстана, Украины, Белоруссии, Прибалтийских республик, Таджикистана, Башкирии, Туркмении и др. регионов страны, от 3 до 9% каждой народности от общего населения СССР.

Среди евреев, героев СССР, кавалеров орденов Славы, за мужество и отвагу, в процентном соотношении больше, чем других представителей народов страны.

Погибших евреев на фронтах и в нацистских лагерях, в процентном отношении к населению всей планеты больше всего. Против евреев проводился тотальный геноцид на полное его истребление.
Причём даже со стороны советского руководства были указы, способствующие косвенному уничтожению еврейского населения, такие как, не принимать бежавших из гетто и лагерей евреев в партизанские отряды, обрекая их на верную смерть или подвергать авиаударам нацистские лагеря, несмотря на то что там находились сотни и тысячи простых евреев-заключенных.

Но несмотря ни на что, евреи, граждане СССР, сражались и умирали за страну наравне с другими солдатами и офицерами.
Они приближали Победу и переносили все невзгоды военных дней, как и все остальные воины.

Только в благодарность за свой воинский долг перед страной, как военным, так и гражданским лицам, понёсшим огромные человеческие жертвы, советская страна даже не удосужилась отметить ни обелиском, ни памятником. В многочисленных местах истребления еврейского населения, на памятных плитах была одна и та же бессовестная шаблонная надпись; "здесь погибли (расстреляны, замучены, убиты фашистскими извергами) советские граждане".

Среди евреев априори не было и не могло быть перебежчиков, коллаборационистов, полицаев, так как они все подлежали уничтожению. А если в плену среди солдат и офицеров выявлялись или были выданы сослуживцами евреи, то их ждала неминуемая смерть.

Но при этом среди других народностей было много предателей и коллаборационистов, которые, кто из личного интереса, кто, чтобы выслужиться перед оккупационными властями, сами выдавали евреев, сами учувствовали в расправах над ними, жестоко и цинично...

Своим произведением, я не хотел выделить евреев, как победителей и единственно воевавших, нет, я хотел сказать, что не нужно навешивать ярлыков и обливать грязью и ложью народ, который внёс в дело Победы весомый вклад.


По данным Центрального архива Минобороны, в годы Великой Отечественной войны военнослужащие получили 46 миллионов 250 тысяч ранений. Вернулись домой с черепно-мозговыми травмами 775 тысяч фронтовиков. Слепыми — 54 тысячи. С изуродованными лицами закончили воевать 501 342 человека. Потерявших одну руку на фронте насчитывалось более трех миллионов, обеих рук лишились более одного миллиона солдат и офицеров. Одноногих насчитывалось 3 миллиона 255 тысяч, безногих — 1 миллион 121 тысяча. С частично оторванными руками и ногами — 418 905. Безруких и безногих, так называемых «самоваров», — 85 942 человека.

По источникам, массовый вывод инвалидов за городскую черту по всей стране случился в 1949 году, к 70-летию Сталина. На самом деле отлавливали их с 1946 и вплоть до хрущевского времени. Страна-победитель должна была иметь лицо крепкого защитника отечества, а не искалеченных войной инвалидов, на которых руководству страны было наплевать. Они сделали свое дело, отдали за родину и Сталина свои руки и ноги, и теперь они отхожий материал.

«Я спрашиваю себя: сколько инвалидов погибло, сколько их оказалось в безымянных могилах, выброшенных из санитарных поездов на полустанках, подобранных на улицах, выбросившихся из окон? Никто не считал. Валили все на войну. Война войной, но была и власть, которая посылала людей на эту войну. И она же старалась скрыть истинные потери солдат на войне, причем самыми антигуманными методами, назвав людей «без вести пропавшими» … В послевоенные годы власть мало делала для инвалидов, разве что юбилейными медалями награждала да кричала во славу…» — пишет Виктор Максимов в своей «Исповеди старого солдата».





Перевод с идиш.

* Прости мне, даруй жизнь пожалуйста...

* Не дай мне погибнуть на этой проклятой войне,
Позволь мне увидеть свою семью хоть еще раз
Не дай мне уснуть вечным сном навсегда,
Не увидев и не попрощавшись с мамой...


* Не ведавшие, как далась ему победа.
Пришёл май, враги были повержены.
Огромной кровью обошлись эти злодеяния,
День освобождения, скорби и слёз...

* Уж Лучше бы я тогда там погиб...

             ------------------

* Самовары - воины, чья "вина" заключалась в том, что они потеряли руки и ноги на войне, защищая страну, которая с 1949 по 1984 гг.  презрительно отнеслась к ним и бессовестно бросила их на произвол судьбы и верную смерть в спецучреждения такие, как Валаамский монастырь.


03-05.09.23


Фотоколлаж автора.
Ссылки с информацией о фронтовиках инвалидах (самовары)

https://varlamov.ru/2913149.html

(https://russian7.ru/

https://wwii.space/-/


Рецензии
обрубили наши души.
запихнули в чемодан.
и идут двуногих туши
за жратву и за стакан...

Покровский Василий   09.09.2023 00:29     Заявить о нарушении