Речь кроткая сильней затронет чувства, сердце, ум
«Остерегайтесь вступить в пререкания с кем бы то ни было, напротив — стремитесь раскрыть истину доброжелательным обращением и убедительной речью. Если слушатель ваш откликнется, он сделает сие к собственной пользе, а если нет — отвернитесь от него и обратитесь к пречистому Божиему Двору, к престолу лучезарной святости. Не спорьте ни с кем о вещах и делах мира сего — ведь Бог оставил их тем, кто возлюбил сие». (Бахаулла)
«Украсьте уста ваши, о люди, правдивостью, а души — узором честности. Бойтесь, о люди, обойтись с кем-нибудь вероломно. Будьте доверенными Бога среди творений Его и олицетворениями Его щедрости среди народа Его. Те же, что следуют страстям своим и порочным наклонностям, заблуждаются и расточают втуне труды свои. Воистину, они среди погибших. Приложите усилия, о люди, дабы взор ваш был устремлен к милости Божией, сердца ваши настроены на дивное поминание Его, души всегда опирались на Его милосердие и щедрость, и ступали вы по стезе Его благоволения. Таковы советы, кои Я завещаю вам. О, если бы вы последовали советам Моим!» (Бахаулла)
«Каждое слово наделено духом, посему оратор либо истолкователь должен подбирать слова осмотрительно и изрекать их сообразно времени и месту, ибо воздействие, кое оказывает каждое слово, ясно и очевидно. Величайший речет: «Одно слово может быть подобно огню, другое — свету, и влияние как того, так и другого очевидно в мире сем. Потому просвещенный мудрец должен говорить прежде всего словами нежными, как молоко, дабы сии слова питали и наставляли чад человеческих и помогали им достичь высшей цели человеческого бытия — положения истинного понимания и благородства. Также Он речет: Одно слово подобно весенней поре — от него нежные ростки в розовом саду знания начинают зеленеть и цвести, другое же действует, словно смертельный яд. Предусмотрительный и мудрый будет говорить кротко и терпеливо, дабы сладость слов его помогла всякому человеку достичь того, что подобает его положению». (Бахаулла)
«…Скажи: Речь человеческая есть сущность, предназначенная оказывать воздействие, и она нуждается в умеренности. Что до воздействия ее, условием сего будет чистота, каковая, в свою очередь, зависит от незапятнанности и отрешенности сердца. Что до умеренности, надлежит сочетать сие с тактом и умудренностью, как предписано в Святых Писаниях и Скрижалях». (Бахаулла)
«Кроткая речь притягивает сердца человеков. Она – хлеб духовной, она облекает слова в одежды смысла, она – светоч мудрости и понимания.» (Бахаулла)
Не сможете вы далее свет дивный излучать,
Коль ввяжитесь в сраженье с бойким оппонентом,
Цель у которого лишь ссориться и унижать,
Не выдвигая в споре должных аргументов…
В пылу борьбы испачкаетесь по уши в грязи,
Вас засосёт гнилое, затхлое болото,
Оно потянется и к тем, кто был от вас вблизи…
Ведь у экспрессии своя есть тоже квота…
Молчанье и терпение – вот та наука нам,
Которой надлежит ещё всем подучиться
Чтоб не вселился в ум и в сердце наши злобный Хам,
Чтоб не пришлось, стыдясь, свои нам прятать лица.
Пусть будет ваша речь красноречива и умна
И не нацелена на то, чтоб уничтожить
Различных мыслей и идей благие семена,
Что, расцветя, украсят нашу жизнь, быть может…
Почти любая мысль несёт благие семена,
Коль рассмотреть под нужным ракурсом сознанья…
Чтоб ваша речь была глубокомысленно верна,
Манерам также надо уделять вниманье…
Речь кроткая сильней затронет чувства, сердце, ум,
Не возбуждая негативных устремлений,
Она властительница в стане величавых дум,
Объединительница мнений поколений…
(Генцелев А.Н., 22 мая 2021 г.)
Свидетельство о публикации №123090606317