Заблуждения о тысячелетнем царстве на Земле

 Заблуждения о тысячелетнем царстве на Земле связаны с утопическими мечтами и неверным пониманием пророчеств. Нельзя не принимать во внимание, что помимо записанных исторических событий иудейского народа, Библия – книга образов и символов, в которой содержатся знания, данные Богом. Поэтому разъяснение священных текстов должно учитывать их аллегорическую природу.

Первые представления о мессианском царстве появились у иудеев. Они основывались на пророчествах Ветхого Завета, таких как пророчество Исайи о «корне Иессеевом» (Ис. 11:1-10) и видении Даниила о четырёх царствах (Дан. 7:1-27). Иудеи верили, что с приходом Мессии восстановится величие Израиля, иудейский народ освободится от страданий и его влияние распространится по всему миру. Многие думали, что Мессия будет земным царём и построит идеальное царство, которое станет образцом земной власти. Вера в мессию-царя сформировала религиозно-политические секты к концу ветхозаветного времени. Лидеры этих сект не признали в Иисусе Христе Мессию и назвали Его богохульником и самозванцем.

Далее, по мере распространения христианства, иудейские представления мессианского царства оказали значительное влияние на формирование христианской эсхатологии. В результате ассимиляции иудейских представлений о мессианском царстве с христианством возникли заблуждения о тысячелетнем царстве на Земле, также известные как хилиазм (от греч. «тысяча»). В то жестокое время в Римской империи были распространены эсхатологические ожидания, включая веру в скорое Второе пришествие Христа. Эти ожидания были усугублены преследованиями и трудными условиями жизни, которые испытывали ранние христиане. В свете этих обстоятельств понимание книги Откровение некоторыми христианами было буквальным.

В Откровении апостол Иоанн описал духовные события, используя образы и символы иудейской традиции. Тем не менее, утверждения, сделанные в книге, были ошибочно поняты чрезмерно буквальными христианскими группами. Так, толкование книги Откровение сквозь призму иудейских представлений дало начало заблуждениям о тысячелетнем царстве Христа на Земле. Например, фразы, написанные о духовном: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет» и «Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откр. 20:2,4) некоторые верующие восприняли как грядущие земные события. На данной интерпретации и возник хилиазм, ставший религиозным течением.

В течении веков различные хилиастские секты выдвигали пророчества о скором пришествии Христа и последующем тысячелетнем правлении. Эти группы стремились к созданию утопического общества на Земле, смешивая религиозные и политические взгляды. Утопические убеждения не нашли поддержки у большинства христианских Богословов и святых, понимающих, что книга Откровение написана языком аллегории. Несмотря на всё, хилиазм продолжал существовать в христианстве как маргинальное течение, не пользующееся широким признанием среди христиан. В Средние века хилиазм был осуждён Церковью как ересь, и многие его последователи были подвергнуты гонениям.

В наши дни идеи хилиазма пользуются популярностью в сектах. В частности, хилиастские учения проповедуют секты пятидесятников, баптистов, адвентистов, иеговистов, гностиков и мормонов. Они имеют несколько интерпретаций, но их суть можно свести к следующему: Христос придёт на землю до конца света, чтобы победить Антихриста, воскресить только праведных и установить для них на Земле новое царство. Все люди, от прародителей человечества до их последнего потомка, при жизни захотевшие спасения и проявившие любовь и верность Богу, спасутся и обретут блаженство. Продолжаться царствование будет тысячу лет, где святые будут жить и управлять миром вместе со Христом. По окончании указанного времени дьяволу снова будет позволено искушать людей на Земле, и затем последует второе Всеобщее воскресение и Страшный суд.

Следует отметить, что заблуждения о тысячелетнем царстве перекликаются и с идеями мессианского иудаизма. Это направление, зародившееся в конце XX века, исповедует, что все иудеи вернутся в землю предков, восстановят храм и воссоздадут царство, где будут жить по иудейским законам. Эта концепция опять же основана на буквальном понимании библейских текстов, отражающем дух фарисейства. Такие идеи игнорируют факт завершения Ветхого Завета. Он был полностью исполнен и заменён Новым Заветом после принесения Иисусом Христом искупительной Жертвы на Кресте.

И самое главное: вера в тысячелетнее царство на Земле противоречит учению, изложенному Иисусом Христом в Евангелии, и искажает само основание христианства, сводя спасительную благодать Иисуса Христа к второстепенной роли и подменяя истинное Царство Небесное временным земным царством. В Библии не указано существование тысячелетнего периода на Земле между первым воскресением и Страшным судом. В том числе, в Своих проповедях Иисус Христос неоднократно говорит о спасении души и обретении Царства Небесного. Эти примеры мы видим в Евангелии. И настоящая христианская вера сосредоточена на личных взаимоотношениях со Христом и устремлении к Небу, а не на ожидании земного тысячелетнего царства. Она побуждает нас к праведной жизни и благовестию о Царстве Божием.

Царство Божие не является царством этого мира. По этой причине книжники, фарисеи и саддукеи хотели избавиться от Мессии. Также из ветхозаветной истории известно, что в прошлом и пророки подвергались гонениям и были побиваемы за то, что обличали греховность этого мира. Вспомним, когда иудеи привели Иисуса к Пилату, желая казнить Его, Пилат спросил: «Ты Царь Иудейский?». Иисус отвечал: «Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Моё не отсюда» (Иоанна 18:36). Ещё Иисус сказал, что верующие в Него не от этого мира, как и Он (Ин.17:16).

Подводя итог всему сказанному ранее, становится ясно, что состояние обречённого на гибель греховного мира не изменится в лучшую сторону и не приблизится к Царству Божиему. Этому миру определено время его завершения, а Царство Христа вечно. Господь живёт в Божием Царстве и Духом Своим даёт утешение и поддержку всем верящим Ему.

Тысячелетнее Царство, которое предсказывали пророки – это духовная реальность, наступившая с воскресением Христа. Сын Божий открыл дверь в когда-то потерянное людьми Царство Божие. В этом Царстве Бог присутствует во всех и во всём. Там пребывает Любовь, мир и радость. Это состояние души, где Бог правит и где Воля Божия исполняется. Спаситель сказал страдающим духовной слепотой фарисеям: «Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Луки 17:21).


Рецензии