Ч. 4. ГЛ. 10в. Сражения. Керченское

                ЧАСТЬ 4. ГЛАВА 10В. ЗНАМЕНИТЫЕ СРАЖЕНИЯ.
                КЕРЧЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ. 8 июля 1790 года.

На снимке:Схема сражения - рисунок из статьи «Керчь-Еникальский пролив» «Военная энциклопедия Сытина».
 
  К началу кампании 1790 года контр-адмирал Ушаков был назначен командующим Черноморским флотом и портами вместо не очень решительного Войновича.
Турецкое командование планировало силами своего флота провести в Крыму высадку десанта, собранного в портах кавказского побережья. Одновременно 40-тысячная турецкая армия готовилась к наступлению на Кубани.
Флот сапудан-паши Хюсейна 28-29 июня показался у берегов Крыма между Севастополем и Ялтой. Предполагая, что противник направился в сторону Керченского пролива, Ушаков 2 июля вышел в море на его поиски.
 Черноморский флот насчитывал 10 линейных кораблей (включая один 80-пушечный, четыре 66-пушечгых и пять 50-пушечных причем последние были большими фрегатами), 6 фрегатов, 16 малых судов. На кораблях и фрегатах имелось  836 орудий.
Пройдя вдоль берегов Крыма до Тамани, Ф.Ф.Ушаков утром 8 июля, отправив крейсерские суда в дозор, стал с флотом на якорь у Керченского пролива.
Вскоре после 09 часов 30 минут крейсерское судно, державшееся в стороне Анапы, сигналом донесло о появлении противника. Через полчаса на горизонте показался турецкий флот в состав 10 линейных кораблей ( в том числе четыре флагманских), 8 фрегатов, 36 судов других классов.  Всего на линейных кораблях и фрегатах имелось до 1100 орудий.
Ф.Ф.Ушаков решил принять бой под парусами, снялся с флотом с якоря и построил линию баталии из 16 кораблей и фрегатов. На должности командира авангарда состоял старый друг и однокурсник Ушакова по выпуску из Морского корпуса 1766 года капитан бригадирского ранга Г.К. Голенкин, неся свой брейд-вымпел на 66-пушечном корабле «Мария Магдалина». Сам Ф.Ф.Ушаков поднял свой флаг на 80-пушечном корабле «Рождество Христово».
Пользуясь превосходством в силах и выгодном положении на ветре, Хюсейн с 10-ю кораблями атаковал российский флот, направив главный удар на его авангард. Маневр турецких линейных кораблей прикрывался бомбардирскими судами, стрелявшими из тяжелых мортир с дальней дистанции. Турецкие фрегаты и малые суда  держались за линией баталии.
Около полудня линейные корабли Хюсейна открыли огонь, русские ответили по сигналу Ушакова «Вступить в бой с неприятелем».
Авангард бригадира Г.К. Голенкина, следуя передовому 50-пушечному кораблю «Святой Георгий Победоносец», выдерживал атаку противника, отвечая  ему точным и энергичным огнем.  Ф.Ф.Ушаков сигналом вывел из линии 6 сравнительно слабых 40-пушечных фрегата, образовав из них «корпус резерва» для подкрепления авангарда.
Одновременно он приказал сомкнуть линию, то есть противопоставил турецкой линии свои наиболее сильные корабли, и сам с центром, «прибавя парусов», поспешил на помощь своему авангарду. В разгоревшемся сражении оказалось, что ядра с русских фрегатов, поставленных в линию из-за недостатка линейных кораблей, не долетают до неприятеля. Тогда Ушаков подал им сигнал выйти из линии для возможного оказания помощи авангарду, а остальным кораблям сомкнуть образовавшуюся между ними дистанцию. Не подозревая об истинных намерениях русского флагмана, турки очень обрадовались этому обстоятельству. Их вице-адмиральский корабль, выйдя из линии и став передовым, начал спускаться на русский авангард с целью его обхода.
Используя благоприятную перемену ветра на 4 румба (45 градусов), Ушаков стал сближаться с противником на более короткую дистанцию «картечного выстрела», чтобы ввести в действие всю артиллерию, включая орудия с уменьшенной дальностью стрельбы — короткоствольные, но именно поэтому более скорострельные каронады (Примечание. Карронада- такое написание тоже  встречается-  мощная пушка). Как только дистанция позволила, по команде был сделан залп всей артиллерией, перешедший в быстрый беглый огонь. Противник был засыпан ядрами. От перемены ветра и шквального огня русских турки пришли в замешательство. Они стали поворачивать через оверштаг всей колонной, подставив себя под мощный залп флагманского 80-пушечного корабля Ушакова «Рождество Христово» и 66-пушечного «Преображения Господня», получив при этом большие разрушения и потери в живой силе (на борту турецких кораблей находился десант, предназначенный для высадки в Крыму).
Вскоре, будучи уже на ветре, Ушаков подал очередной сигнал авангарду исполнить поворот «всем вдруг» (всем вместе) через оверштаг(Примечание. Oверштаг —поворот на лавировке,под текстом объяснение). )и, «не наблюдая свои места, каждому по способности случая, с крайней поспешностью войтить в кильватер» своего флагманского корабля, ставшего передовым. После исполненного манёвра уже вся русская линия во главе с адмиралом «весьма скоро» оказалась на ветре у неприятеля, что значительно усугубило положение турок. Ушаков, выйдя из линии, угрожал абордажем.
Около 15 часов русские корабли сблизились на дистанцию картечного выстрела (менее 100 метров), при этом Ф.Ф.Ушаков на своем 80-пушечном корабле  «Рождество Христово»  атаковал флагманский корабли капудан-паши.
В это время фрегаты «корпуса резерва» продвинулись вперед и поддержали авангард своей линией баталии.
В 16 часов, когда головные русские корабли поставили авангард противника в опасное положение, турецкий флот, вслед за кораблем Хюсейна, устремился выйти из боя и в беспорядке повернул на обратный курс. При этом ряд турецких кораблей сблизились с русским центром и попали под  жестокий огонь с «Рождество Христово» и «Преображение Господня».
На одном турецком корабле была сбита бизань-мачта, на другом упали сбитые фор-марсель и крюйсель. Вспомогательное судно турок, державшееся при повороте среди  линейных кораблей, было потоплено.
Многие турецкие корабли потеряли   сбитые русскими ядрами флаги. Один из них был подобран шлюпками с корабля «Святой Георгий Победоносец» и взят в качестве трофея.
Ф.Ф.Ушаков, выйдя на ветер, на своем флагманском корабле повернул на правый галс для преследования противника, приказав авангарду повернуть оверштаг, а прочим  кораблям, не соблюдая порядковых номеров в линии баталии, вступить в кильватер кораблю «Рождество Христово».

Не надеясь выдержать очередную атаку, турки дрогнули и пустились в бегство к своим берегам. Попытка преследовать противника  оказалась безуспешной.  «Легкость ходу» турецких кораблей и наступившая темнота позволили Хюсейну избежать нового столкновения и спастись бегством от разгрома.  Ночью Ф.Ф.Ушаков продолжал преследование, но  утром 12-го июля , так и не обнаружив противника,  вернулся в Севастополь.

Ушаков проявил себя умелым флагманом, способным творчески мыслить и принимать неординарные тактические решения. «Не удаляясь главных правил», он смог нешаблонно распорядиться силами флота. Осуществляя устойчивое управление флотом, он стремился поставить флагманский корабль в голову колонны и вместе с тем дать определённую инициативу в манёвре своим командирам («каждому по способности случая»). В сражении ярко проявилось преимущество русских моряков в морской выучке и огневой подготовке. Сосредоточив главный удар на флагманских кораблях противника, Ушаков в максимальной степени использовал мощь артиллерии.
Победа русского флота в Керченском сражении сорвала планы турецкого командования по захвату Крыма. Кроме того, поражение турецкого флота привело к снижению уверенности руководства в безопасности своей столицы и заставило Порту «взять осторожности для столицы, дабы в случае со стороны российской на оную покушения, защитить бы можно было».
За победу в Керченском сражении Ф.Ф.Ушаков был награжден орденом Святого Владимира 2 степени. 


 Примечания.
Поворот Оверштаг -  основной поворот на лавировке. Делается он против ветра и состоит из двух элементов: приведения яхты до положения левентик и последующего уваливания на новый галс . Для успешного поворота оверштаг необходимы хорошая скорость, особенно при волнении, и слаженная работа экипажа на шкотах и бакштагах. Первое условие достигается тем, что в слабый ветер или в сильный с волной, когда скорость яхты падает от недостатка ветра или сопротивления набегающей волны, рулевой перед поворотом слегка уваливает судно, увеличивая тем самым скорость. Для выполнения второго условия необходимо, чтобы все члены экипажа имели необходимую практическую выучку.
Галс – 1.курс (парусного и др.) судна относительно направления ветра."Левый галс при ветре слева" 2.  Отрезок пути судна от поворота до другого. "Войти в гавань одним галсом поворотом"
Ле;вентик (от фр. le vent) — положение, когда ветер по отношению к судну дует практически точно спереди. Парусное судно идти против ветра не может, поэтому «левентик» не является курсом, правильно говорить «положение левентик».


Рецензии